РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 

ХУЛА ПРОТИВ ДУХА

Евангелие от Матфея, гл. 12, 22-50, Луки, гл. 11, 14-32, Марка, гл. 3, 20-35

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула...

Не изгнание демонов привело в иступление фанатиков, а то, что народ прозревал в Спасителе Мессию. Согласно св.Луке, ополчились на Христа не все фарисеи, а по св.Марку – это были книжники. Противоречия здесь нет – часть книжников принадлежала к фарисейскому движению. Этих людей, мнивших себя знатоками Закона, подобный Мессия не устраивал. Однако раз он творит чудеса – значит, действует силой бесовской.

Но Иисус, зная помышления их, сказал им: ...И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

Господь поясняет, что обвинение в его адрес совершенная напраслина. Демоны сами себя изгонять не могут. Да, как предполагают идолопоклонники, боги регулярно воюют друг с другом. Но ведь книжники предентуют на роль ревнителей истинной веры. И прилично ли им обращаться к столь мутному источнику, как языческие мифы?

И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.

Св.Иоанн Златоуст полагает, что под сыновьями Господь имеет в виду апостолов. Но большинство богословов убеждено, что речь идет об иудейских экзорсистах. В те времена существовал специальный чин изгнания бесов, приписываемый Соломону. Историк Иосиф Флавий рассказывал, как некий Елеазар освободил одержимого в присутствии императора Веспасиана. Для большего эффекта выдворенный из своего жилища демон возмутил, по распоряжению заклинателя, воду в чаше.

Христос же, избавляя людей от злых духов, не махал руками и не выкрикивал магических формул. Он делалал это очень просто, и в этом было важное отличие его метода от соломонова. Отличие не в пользу иудейских заклинателей (которые, впрочем, часто добивались желаемого. Господь помогал им, как помогает иногда самым бессердечным врачам из милости к болящим).

Таким образом, книжники сознательно пытались оклеветать Спасителя. Они могли не верить в Божественное происхождение Христа, испытывать Его, спорить, требуя исчерпывающих ответов. Но Закон не давал им права лгать. Учителя иудейские вполне отдавали себе отчет в том, что Он добр и праведен. Но убедили себя, что это не имеет значения.

Кто не со Мною, тот против Меня.

Это предостережение тем, кто склонен забывать: главное в нашей вере – искреннее желание услышать, понять, исполнить волю Божию. Все остальное либо вытекает из этого, либо преследует совершенно посторонние цели.

Подчеркнем: эти слова Господа нельзя рассматривать как решительное отвержение всех, кто не смог дорасти до истинной веры. Относительно внешних, нецерковных, людей в 9-й главе Евангелия от Марка говорится апостолам: «Кто не против вас, тот за вас». Можно медленно брести к Богу из самого дальнего далека, а можно удаляться, получив Святое Причастие из рук Самого Христа, как это было с апостолом Иудой Искариотом. Вся суть в направлении.

И кто не собирает со Мною, тот расточает.

Только через Сына Божия нам доступно стяжание даров Святого Духа. Все иные пути ведут лишь к беспокойству и расточению. Не случайно, например, буддистские монахи, которые так много делают для обретения покоя, вынуждены, не веруя в Сына Божьего, полагаться на переселение душ. Они достаточно опытны, чтобы отдавать себе отчет: все их подвиги на этой земле – тщетны. И оттого надеются, что в следующем воплощении им повезет больше. Сколько в этом мужества и в то же время отчаяния! Так бродят в потемках самые лучшие из тех, кто не смог обрести Христа.

Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Одним здесь обещано прощение, другим – погибель. Сказать слово на Сына – значит, не веровать в Него. Но большой веры не было до Воскресения и у апостолов. Вдвойне бессмысленно было обвинять в неприятии Сына Божьего фарисеев. Однако в их присутствии Спаситель исцелил трех человек и был обвинен за это в сношениях с диаволом. Значит, не за то Господь обличил книжников, что они отвергли Его, а за злобность. За то, что эти мнимые ревнители веры, не задумываясь, приписали чудесное действие Святого Духа сатане лишь потому, что это было им выгодно. Святые отцы учат нас трезвению при встрече с чудесным, но избави нас Бог понять слово «трезвение» как заведомое отрицание, избави от недовольных ужимок и ученых рассуждений, за которыми сокрыто гниение души от гордыни и маловерия.

Кому же обещано прощение? Здесь нужно чувствовать разницу между верными и внешними. Первые, стяжав дары Духа Святого, быть может, получат награду. Вторые, если были добры, могут быть прощены. Причем прощены не только в сем веке – толковал этот стих блаженный Августин, но это мнение не бесспорно. Ведь Христос не произносил: «Простится в будущем веке». Поэтому Церковь в своей полноте занимает более сдержанную позицию. Суть ее в том, что ни об одном человеке нельзя сказать определенно, обречен ли он на геенну. Мы вправе уповать на милость Господа, но не принимать за Него каких-то решений.

Кстати, именно из этого места в речи Спасителя католические богословы вывели учение о Чистилище, которое, невзирая на все аргументы, остается попыткой рассудка проникнуть в тайну будущего века. Гуманность этого учения весьма поверхностна. Оно совершенно тушуется перед тем фактом, что несколько слов, сказанных разбойником на кресте, вознесли его в Царствие Небесное. А вспомним Симона Киринеянина, который возвращался со своего поля, далекий от религиозных исканий. Но именно ему Отец Небесный доверил облегчить страдания Сына. Вот какую милость оказал Господь обычному крестьянину.

Составлено по писаниям св. отцов и сочинениям православных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга