ХРОНОГРАФ 

СО СВОИМ УСТАВОМ

Однажды в мужском монастыре мне довелось беседовать с одной паломницей, женщиной, несомненно верующей, от сердечной потребности трудившейся на монастырских послушаниях. Она поделилась со мной своей печалью: Великим постом монахи недостаточно благопристойно, как ей показалось, вели себя – шутили за трапезой, разговаривали о постороннем. В качестве примера правильного душевного устроения она привела мне своего недавно назначенного молодого приходского батюшку: на одной из великопостных служб тот рыдал и тем заставил расчувствоваться всех своих прихожан.

За монахов вступилась другая паломница, заметившая, что у них переживание сокрыто, менее чувственно, а более духовно, растворяется в долгих постных службах и т.д. Я же, сам не знаю почему, спросил, какой это по счету у батюшки приход. Выяснилось, что пятый. Неуживчивый оказался батюшка. Зато душевный.

Это я вовсе не к тому, чтобы бросить тень на батюшку, но о том, что часто миряне имеют о церковной жизни свое, не всегда, как бы это сказать, полное представление. И не то чтобы со своим уставом в чужой монастырь (хотя, чего греха таить, случается и такое), но часто миряне выносят суждения о церковной жизни исходя из своего маленького опыта, недостаточного понимания. Именно выносят – на суд ближних своих или людей «внешних». Да и у нас, журналистов православной газеты со стажем, случаются подобные курьезы. Недавно один из корреспондентов привез из командировки материал про пастыря-труженика, образцового семьянина. Не успела публикация появиться на страницах газеты, как узнаем: батюшка развелся, оставил приход и исчез куда-то. Мог ли это предвидеть журналист, слушая иерея и его восторженных прихожан?

Но эти недоразумения – без умысла. Господь силен в свое время показать человеку истину, если тот ошибался, научить его со смирением и любовью принимать мир во всем его многообразии. Хуже, когда мирские шаблоны мировосприятия накладываются на церковную жизнь сознательно, с какой-то корыстной целью.

Недавно столкнулся с удивительным начинанием: с июля один популярный религиозный сайт стал публиковать «Рейтинг 10 религиозных деятелей, оказавших наибольшее влияние на религиозно-общественную жизнь России».

Первое место занял в этом «рейтинге», естественно, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На втором – председатель ОВСЦ МП митрополит Кирилл, на третьем – Далай-Лама XIV. Далее в «хит-параде» политкорректно упомянуты представители всех основных конфессий – старообрядцы, католики, мусульмане, иудеи.

И смешно, и печально читать подобные выкладки. Я еще понимаю – вот недавно российский вариант журнала «Форбс» напечатал список ста богачей страны, и размер их капитала – основа местоположения в рейтинге. Куда сомнительнее выглядят регулярно публикуемые рейтинги влияния политиков – слишком уж субъективна оценка, но все же влиятельность для политиков – это одна из целей, и ее худо-бедно можно оценить. Но ранжировать церковных деятелей с позиции их «влиятельности» – это то же что оценивать журналистов с точки зрения мощи их компьютеров. Оценщиков, как видно, мало интересуют существо и цели деятельности иерархов, им важна лишь внешняя для Церкви приписываемая им политическая роль.

Что движет составителями подобных рейтингов? Очевидно, главное тут – желание утвердить собственный статус как некоего арбитра «над схваткой», своеобразного поведенческого цензора: это допустимо – повышаю «рейтинг», это нет – «снижаю».

Случается, однако, и обратное: люди церковные начинают диктовать свои оценки и требовать совершенно неприемлемые для мира вещи. В этом смысле мне вспоминается Конгресс православной прессы, проходивший с размахом несколько лет назад под руководством бывшего председателя Издательского отдела Московской Патриархии епископа Тихона (ныне архиепископа Новосибирского и Бердского). Нужно сказать прямо: конгресс провалился. И произошло это во многом потому, что взгляды на принципы журналистики некоторых организаторов конгресса и пишущей братии временами сильно расходились.

Одни клонили к необходимости некоей «духовной цензуры», видимо, апеллируя к мертвящему опыту синодальщины XIX века. Цензура будто бы способна уменьшить количество ошибок в публикациях на церковные темы, а несогласные с этой точкой зрения – «неправославные». Мне же, как и многим моим коллегам, которым довелось «всласть» поработать при коммунистах, вспоминалось иное: как мы играли в кошки-мышки с цензорами (мы были, естественно, «мышками») и радовались всякому слову правды о реальном положении дел, мысли, которую цензоры не сумели «залитовать».

Отношение к цензуре в России всегда было чисто внешним, как к врагу богодарованной свободы, а вовсе не как к охранителю гостайн или нравственности. И вот людям, которые когда-то сознательно порвали с коммунистами, сделали выбор между коммерческой и православной журналистикой, под видом «пастырского попечения» (а на самом деле для решения каких-то своих задач) вновь предлагали намордник. Причем цензуру ведь навязывали не светским журналистам, понимая, что это прямое нарушение российского закона, а православным, у кого внутренняя самоцензура и так сильна. И кто это предлагал? – люди, которые сами еще совсем недавно терпели от коммунистической цензуры.

Беда в том, что до сих пор многие в церковной ограде полагают, что «пастырское попечение» может быть не о душах пасомых бизнесменов, а об их деньгах, не о журналистах, а о газетах и т.п. То есть православный человек воспринимается не как свободная личность, а лишь как винтик механизма, «руление» же этим механизмом и есть якобы настоящее православное дело. Это иллюзия.

Кстати, с 16 по 18 ноября в Москве по предложению Святейшего Патриарха и под эгидой все того же Издательского отдела (но под руководством уже других людей) состоится Первый фестиваль православных СМИ. «Наша цель, – заявлено в релизе предстоящего форума, – духовное возрождение России, а оно невозможно без связи поколений, без общих ценностей и общих духовных идеалов». Хочется верить, что устав и принципы Ассоциации православных журналистов, о создании которой уже заявлено, станут результатом желания услышать и понять друг друга, действительно общих для всех нас духовных ценностей.

Хронограф подготовил Игорь ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга