ВЗГЛЯД 

ТЕЛО И ДУХ

Заметки после Олимпиады

Завершилиась 28-е Олимпийские игры в Афинах. Для российских спортсменов они закончились не так печально, как начались, во всяком случае, мы уже приготовились по ходу развития событий к гораздо худшему. Наши, как это еще Бисмарк заметил, долго запрягали, потом быстро ехали, да только дистанция оказалась коротка – глядь, уже и итоги пора подводить.

В эти дни – с 13 по 29 августа – даже далекие от спорта люди нет-нет да и интересовались – как там наши? Но вот отношение многих православных к Олимпиаде, как я заметил, добросклонностью не отличалось – отношение варьировалось от презрительно-снисходительного до стеснительно-отстраненного.

Откуда это? Ведь и молебен в храме св. Георгия Победоносца на Поклонной горе по случаю проводов нашей олимпийской команды широко освещался, и о послании Святейшего Патриарха олимпийцам, где он пожелал «крепости сил, мужества, терпения, новых побед и преуспеяния» вроде бы известно.

Менее известно, что впервые в истории российского олимпийского движения по многочисленным просьбам спортсменов в Грецию нашу сборную сопровождал духовник, назначенный церковным священноначалием. Это был настоятель московского храма святителя Николая при Третьяковской галерее отец Николай Соколов.

И все же это не вполне убеждает наших скептических соотечественников. Олимпиада – не языческое ли зрелище, прославление богов античного пантеона? Ведь об этом нам известно еще из школьной программы.

«Современные Олимпийские игры не являются языческим обычаем», – прямо ответил на этот вопрос архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул. Как считает глава Элладской Православной Церкви, игры не противоречат Евангелию, которое учит соборности, миру и любви между людьми. «Но не мешало бы вспомнить, что новые, возрожденные игры имеют совершенно иной характер. Барон Пьер де Кубертен желал придать современным Олимпийским играм религиозную окраску – логично, что Олимпийские игры в Афинах в 1896 г. начались с благодарственного молебна в кафедральном соборе Афин и в храме св. Дионисия».

Хорошо, но как тогда относиться к тому, что большая часть Олимпиады пришлась на Успенский пост, когда Церковь предписывает воздержание не только в пище, но и в зрелищах, которые и есть суть спортивные «ристалища»? Интересно, что именно как своеобразный пост рассматривала Элладская Церковь дни Олимпиады, призвав молиться за спортсменов-олимпийцев. «Спортсменам и болельщикам следует провести дни Олимпийских игр, отвратившись от зла и проявляя братскую любовь, а также побеждая собственную лень», – заявил Священный Синод Элладской Православной Церкви.

А что многие достижения на Олимпиаде достигаются благодаря допингу, что сверхусилия на тренировках подрывают здоровье спортсменов, что судьи порой очевидно необъективны к кому-то – все это отрицательные стороны не только Олимпийских игр, а любых крупных соревнований. И не только соревнований...

Все-таки под этими «внешними» обвинениями Олимпиады нельзя не заметить какой-то глубинной подозрительности к спорту в целом. Корни этого, как мне представляется, в некоем противоречии спорта нашему национально-православному идеалу. Спорт вопспринимается как работа над совершенствованием тела, а православный идеал Руси – это когда тело измождается, за счет этого торжествует дух. Дух – господин, тело – раб. Этот идеал можно было бы назвать монашеским, если это было бы так.

Минувшей весной я пожил в северном Антониево-Сийском монастыре. Настоятель архимандрит Трифон в один из дней выбрался на лыжах. В лыжном костюме, похожий на космонавта, он отправился преодолевать покрытую настом гладь Михайлова озера. «В этом году у меня план – дважды выйти на лыжах», – полушутя пояснил батюшка. Нужно было улучшить прошлогоднюю «статистику» выходов на лыжах. Впоследствии я поинтересовался, удалось ли выйти во второй раз. «Нет, – с сожалением ответил отец архимандрит, – буду наверстывать упущенное на велосипеде».

Так что назову этот идеал не монашеским, а схимническим: образ ангельский – не человеческий, тело не храм души, а узилице ее. А еще правильнее, быть может, назвать этот идеал книжным...

Мне скажут, что спорт отличен от физкультуры. Одно дело укреплять тело, и совсем другое – гнаться за победой, спортивным рекордом – тут уже дух соревновательности.

Но разве дух соревновательности – это плохо? Быть может, как раз сегодня он был бы спасителен для всего нашего общества, не только для православных. Тот же архиепископ Афинского Христодул подчеркивал, что пастырская забота о занятиях спортом необходима «для воспитания у молодежи здорового духа соревнования и расположенности к честному соревнованию в жизни, для формирования граждан, ориентированных на здоровье и способных к коллективной и эффективной работе».

Только дух честной соревновательности сегодня в России может вытеснить дух черной зависти и соревновательности аморальной – во грехе, в сребролюбии, сластолюбии, обжорстве и т.д. «Fair play» («честная, справедливая игра») – девиз этот в последнее время практически вытеснил традиционный олимпийский «Быстрее, выше, сильнее».

Рискну fair play назвать в наше время основной православной заповедью не только спорта, но и главным законом бизнеса, стержнем человеческих отношений и т.д.

«Достижение хороших спортивных результатов – это прежде всего акт воли, а не просто следствие физической крепости, – заметил, провожая олимпийцев в Афины, зампред ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк. – Человек не сможет добиться победы в состязании с другим человеком, если сначала он не победит себя самого, собственную леность и инертность. А истинная победа над собой возможна только при помощи Божией. Помощь Божия необходима любому человеку, совершающему труд преодоления себя и самосовершенствования, и, конечно же, спортсменам в период тренировок и во время состязаний...»

Духом борясь с собственными грехами и постепенно выбираясь к свету, мы ни в коем случае не имеем права оставить на дне ямы наше тело. И спорт, быть может, не менее важная, чем пост, школа борьбы с духами злобы поднебесной.

И.ВЛАДИМИРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга