СЛОВО 

«БЛАГОДАТЬ ПРИХОДИТ В ОТВЕТ НА МОЛИТВУ»

Проповедь протоиерея Иоанна Миронова

Святым Духом всяка душа живится!» Нежное растение погибает от мороза, нежное растение погибает от засухи – вот так и человек, возлюбленные мои братья и сестры: если он не укрепился и составы его еще не тверды, он может или замерзнуть от холода, или увянуть от жары. То есть он не принял еще благодати и крепости. Значит, нужно каяться.

Не сухие ли мы ветви, так ли мы живем? Если мы не привьемся к лозе, то нас, как сухие ветви, выбросят в огнь.

Мы – неокрепшие души, подобные тем цветам, которые недавно у нас тут посадили, – ударил мороз, и георгины померзли. И человек: можно его укутывать и укрывать, но что-то не усмотришь – он погиб. Погибнуть можно от того, что не угодно Богу. Откроем чудное послание апостола Павла к Колосянам. Он там говорит о пути, который один верно может оградить от погибели: «Будьте постоянны в молитве... Бодрствуйте в ней с благодарением». Вы скажете: как быть постоянными в молитве? Мы все время заняты – то сном, то работой, то заботами. Но если Господь в сердце, все это не мешает.

Вот мы проснулись, – о чем в первую очередь мы должны подумать? О Господе. Ложась спать, осеняя себя Животворящим Крестом, опять думаем о Господе. Перед пищей помолимся, перед всяким делом просим: «Господи, благослови!»

Все у Господа дано для нашего совершенства, для того, чтобы мы жили с Богом, нужно прислушиваться к голосу, звучащему в нашей душе. Это Дух Святой, который может нас научить живой вере, открывает нам среди борьбы и испытания чудные сокровища духовного утешения. Блаженна душа, заглушающая в себе все земные звуки для того, чтобы внимать этому Божественному голосу.

Когда мы вкушаем Животворящего Тела и Крови Господней, мы слышим слова: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Блаженны те, кто научился жить внутренней духовной жизнью и молиться, и через это видеть, «яко благ Господь». В молитве сила, которая содержит нас. Будем постоянно в молитве, и все наши сомнения исчезнут, и Сам Господь научит нас следовать Себе, будем молиться – и мы победим.

Господи, прими и эту минуту сердца нашего!

Господь дает нам великие благодеяния, чтобы служить Ему в доброй совести.

Как готовимся мы к принятию Святых Даров? В единении. Я радуюсь за вас, потому что вы стремитесь к единению. Вот вы встали и пришли в дом Божий – это первый шаг. Второй шаг – это когда мы исповедуем грехи свои. Как блудный сын, который пришел ко отцу и сказал: «Прими меня, как одного из наемников своих». Третий шаг – когда мы сбрасываем ветхие ризы и облачаемся в Господа, приобщаясь Святых Христовых Таин. А потом мы получаем дары Божии.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что дары Божии многоразличны, – потому от чего ты больше получаешь благодати, в том и утверждайся. Если ты способен ухаживать за больным, значит, это – твое призвание; если у тебя дар молитвы, то есть ты постоянно «возносишь сердце горе», – твори молитву. Как сказано в пословице, «за Царем служба, за Богом молитва – не пропадет». Даже за малое правило молитвенное мы получаем просвещение. Следующие дары: ученость, соединенная с верой, может дать благодать в служении в доброй совести; писательство; пение; мастерство и пр. Как говорит апостол Павел, «дары различны, а Дух один и тот же». Помните Марфу и Марию: одна служила Господу угощением, а другая слушала Слово Божие. И Господь не обессудил ни ту, ни другую. Господь ценит наши дары, которыми мы служим Ему. И надо служить именно тем даром, который получил свыше. Этот дар надо развивать.

Какая у наших отцов была вера! Имеем ли мы такую? Нет. Но и за то, что имеем, нужно благодарить Господа. Когда я зажигаю лампадку, я всегда боюсь, чтобы она не погасла. Тютельный-тютельный огонечек, нужно его беречь, чтобы не погасить, а от лампадки можно ведь осторожно зажигать и свечечки и нести свет дальше. Так и вера – нужно ее беречь, бояться ее погасить. Господь говорит: «Вера сия не от вас, а Божий дар». Так и этот дар надо особенно бережно хранить. Это наследство, которое нам дано, которое нельзя растратить. Это дар любви Божией к падшему человеку.

А мы в ответ на этот дар должны каяться. В чем прежде всего будем каяться? Молимся мы хорошо или плохо? «И в лености все житие мое изжих» – вот как мы молимся.

Благодать приходит в ответ на молитву и освящает нас. Помните пример: шли два путника и увидели труп, старец помолился и почувствовал благоухание, потому что это было тело мученика. А навстречу ехал богатый человек на коне, умащенный духами, но старец отвернулся, потому что он почувствовал смрад греха, исходящий от этого человека.

Так благодать дает благоухание, а грех дает смрад. Нужно постоянно каяться, чтобы Господь нас облагоухал. И помнить всегда, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Нужно учиться смирению у Божией Матери, особенно женщинам. А то приходят и говорят: «Жена хорошая, но истеричная. Жена хорошая, но ревнивая». Вот ведь беда какая, а ведь в таком состоянии можно и жизнь закончить.

Сколько я знаю примеров, когда люди вечером молились, а утром их уже находили мертвыми. А Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». Застанет нас в добрых делах, и суд будет милостивым, застанет в грехах и пороках – и получим геенну.

А нам надо прежде всего стремиться к единению, как сказано о зернах, рассеянных по полю, которые смололи в муку и спекли хлеб. Так и мы должны быть единым хлебом в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь».

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга