ПО СЕВЕРУ
Школа реставраторов В городе Кириллове Вологодской области начала работу школа реставраторов. Она будет носить имя великого мастера Дионисия. Еще до официального открытия школы в ее стенах прошли подготовку девять специалистов. В ближайшее время начнется новый набор. Как сообщила начальник департамента культуры Вологодской области Валентина Рацко, Вологодская область занимает первое место по объемам реставрационных работ в России: «В «Школе Дионисия» мастеров-реставраторов будут готовить по направлению «реставрация культуры деревянного зодчества». Обучение будут вести опытные реставраторы из Москвы. На Вологодчине практически отсутствуют профессиональные мастера, а те, кто имеет большой опыт работы и профессиональные навыки, сейчас находятся в пенсионном возрасте». Добавим, что открытие «Школы Дионисия» предусмотрено федеральной программой «Культура Русского Севера на 2004-2006 годы». В рамках этой программы на реставрацию деревянного зодчества планируется выделить 26,2 млн. рублей, из них 15 млн. рублей – средства федерального бюджета. Общий комплекс реставрационных работ по области составляет 149 млн. рублей, а это 32 объекта – сельское церковное зодчество и деревянная архитектура. В 1502 году живописец Дионисий расписал собор Ферапонтова монастыря за 34 дня. В 1798 году по решению Святейшего Синода монастырь был закрыт и обращен в приходскую церковь. В 1904 г. монастырь был возобновлен как женский, в 1923-м – закрыт. Сейчас в его стенах расположен Музей фресок Дионисия, передает «СеверИнформ». На берегу Белого моря Возвращение в Россию Тихвинского образа Божией Матери получило отклик на Терском берегу Белого моря. Нашлись вдруг деньги на восстановление Тихвинского храма в местечке Кашкаранцы близ Варзуги. Возглавляет местное благочиние отец Митрофан (Баданин), прежний редактор епархиальной «Православной газеты». О Кашкаранцах рассказывает, что место это святое. Там под спудом почивают мощи трех святых – преподобных Астерия, Авксентия и Тарасия Кашкаранских. Три инока Соловецкого монастыря построили здесь некогда скит, где и стяжали святость, прославившись чудотворениями и при жизни, и по смерти. С 32-го года в храме был клуб рыболовецкого колхоза, сейчас идут внутренние работы, ладятся алтарь и иконостас. Населяют благочиние поморы – люди суровые, достойно встретившие новые нищие времена. Так как бензин дорог, выходят ныне в море на карбасах. Не забыли, как они строятся, или шьются, как там говорят, не умерло это искусство и очень выручило после развала колхоза. Море мелководное, у побережья приходится плавать среди камней, карбасы для этого очень удобны. Возрождается и вера, хотя медленно и трудно. Храмы здесь закрыли в 30-е годы, старост расстреляли. Последний священник о.Николай Гусев скончался в 39-м в тюрьме. А места глухие, дорогу до Варзуги совсем недавно построили, а Чаваньга, Чапома, Тетрино и сейчас доступны, главным образом, с моря. Летают, правда, самолеты из Умбы, но это удовольствие мало кому по карману. Отец Митрофан объехал недавно свои отдаленные общины. Несколько часов пришлось плыть на катере, дело опасное, на берегу никаких укрытий, пристать некуда. Разыграется непогода, можно так и остаться в море навеки. Гибель рыбаков здесь – дело обычное. Но это, быть может, и сохранило их для веры. Как здесь говорят, «кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». В селе Чаваньга принято решение восстановить церковь Михаила Архангела. Сейчас там живут 120 человек. «Других возможностей в храм попасть у них нет, – поясняет батюшка. – Живут там безвыездно». Соб. инф. Кижи – глазами детей 22 сентября в Презентационно-выставочном центре музея-заповедника «Кижи» состоялась презентация фотоальбома «Кижи – мастерская детства». Книга собрала около 300 фотографий лучших творческих работ карельских детей и получилась веселой, красочной. Это своеобразная фотолетопись знаменательных событий в жизни детского музейного центра. Здесь будни и торжества – все, чем жил детский центр при музее на протяжении десяти лет своего существования. Текст написала Людмила Шилова, заместитель директора музея и научный руководитель детского музейного центра. Поделки и рисунки рассказывают о самых ярких проектах, детских праздниках, летней музейно-этнографической школе, летнем университете, выставках. Представлено множество великолепных репродукций детских рисунков, поделок, художественных изделий и других живописных шедевров, которые расскажут читателю о любви, усердии, увлечении стариной юных художников. Пресс-центр музея «Кижи» Памяти святого Лонгина Настоятель Троицкого храма в Архангельске о.Алексей Денисов рассказал нашему корреспонденту о поездке епархиальной делегации на юг области. Там, в Коряжме, состоялись 12 сентября торжества, посвященные 100-летию основания храма прп.Лонгина Коряжемского. Накануне владыке Архангельскому Тихону нужно было побывать еще во множестве мест. Посетил он, например, летчиков истребителей-перехватчиков в поселке Савватия близ Коряжмы. Освятил гарнизонную часовню, самолет Миг-31, в котором его пригласили посидеть, попробовать, что испытывает пилот в такой теснотище. Праздник памяти прп.Лонгина должен был состояться в августе, но его пришлось отложить из-за трагической гибели возобновителя православной жизни в этих местах о.Михаила (Яворского). Торжества открылись, как это и бывало в последние годы, литургией и крестным ходом с власяницей и веригами св.Лонгина, которые несколько лет назад передал верующим сольвычегодский музей. Вечером на территории обители, которая положила начало городу, состоялся гала-концерт, где музыка сочеталась со светоэффектами. Специалисты из Петербурга признались, что впервые их услугами воспользовались для подготовки церковного мероприятия. В концерте приняло участие множество коллективов из Москвы, Вологды и других мест. Многие древнерусские инструменты горожане увидели впервые, например, колесную лиру, а кроме нее, были и гусли, и свирели, жалейки, владимирские рожки и т.д. Исполнялись народная и духовная музыка, патриотические песни. Отец Алексей Денисов делится впечатлениями: «Я обратил внимание на такой момент – пришли тысячи людей... Обычно после таких праздников можно видеть битое стекло и банки из-под пива, а на лицах – синяки после драк. Здесь эффект был обратный. Люди были умиротворенными, иные плакали, когда слышали полузабытые или вовсе неизвестные прежде песни о своей родине. И ни единой мусоринки не осталось на территории монастыря. Когда официальная часть закончилась, люди потянулись к могиле отца Михаила. Она была вся в цветах, и дети и взрослые молились. На обратном пути в город, а это несколько сот метров, вся обочина дороги была уставлена горящими свечами. Люди хотели продлить праздник, протянуть эти сияющие нити от монастыря к своим жилищам. Ветра той ночью не было». В.ГРИГОРЯН На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |