ЭКСПЕДИЦИЯ 

НИКОЛЬСКИЕ ЗАСЕКИ

(Продолжение. Начало в № 475)

Из путевых заметок И.ИВАНОВА.

Это место в Дунилово я сразу узнал по старой дореволюционной фотографии: тот же навесной мост, заливной луг, только теперь вместо стоявшей здесь некогда часовни – крест с закрепленным на нем луком и натянутой тетивой. Как на гербе города Вятки – необычно! Часовня стояла на том самом месте у реки, где 12 июля 1677 года «близ Андангских починков» в дремучем лесу явилась икона Божией Матери Казанская.

Ветер гуляет над лугом, шуршит в седой пожухлой траве. У пса, провожающего нас долгим взглядом, слезятся глаза. Идем по качающемуся подвесному мосту над рекой Юг, которая в этих местах похожа на большой ручей. Но в былые времена, когда по весне разливался этот самый ручей, то и часовня с чудотворной иконой оказывалась в воде. Вот и решили местные жители выстроить храм на другом месте, для чего, по старинной традиции, пустили стрелу – куда упадет, там Бог и благословил, стало быть, ставить храм.

Господь благословил поставить храм на высоком противоположном берегу реки. И деревянный первоначальный, и каменный храмы стоят и поныне. А вот часовни нет, на ее-то месте как раз и установили памятный крест. Сделан он радением покойного ныне священника Сергия Колчеева – вообще ко всему, что возрождено и создано в Никольском районе, свои труды приложил этот подвижник.

Он здесь, в Дунилово, часто бывал, даже купил за 15 тыс. рублей дом и хотел жить тут, а в Никольск ездить только служить. Но не случилось.

Пройдя луговиной, ступили в деревню: здесь, как всегда, пустынно, спросить некого. Насилу нашли живую душу – в огороде копала картошку раба Божия, тушуется в разговоре, отправляет к казначейше Галине Ивановне. Сетует:

– Как украли у нас чудотворную икону, церковная жизнь пошла под уклон. А в город на службу особо-то не наездишься – автобус ходит дважды в неделю, не глядит на церковные праздники.

– А верно ли говорят, – оживляется раба Божия, – что явилась вроде бы она? Сказывают, у какого-то депутата дома нашли ее.

О том, что несколько лет назад под покровом ночи неизвестные злоумышленники украли местную святыню – Дуниловскую икону – мы уже рассказывали. Вот так, все годы безбожной власти советов икону прятали, перенося из дома в дом, да в лесу, но пришли, видно, еще более безбожные времена – и не смогли уберечь святыню. Долгое время не было о ней ни слуху ни духу. И вот – первые за все это время сведения... Мы спешим за подробностями к Галине Ивановне.

Она встречает нас на пороге дома, и мы сразу – о главном: спрашиваем, что слышно о Дуниловской иконе.

– Да, приключения у нас. Говорят разное: то ли в Москве икона наша, а не то в Ярославле, у какого-то депутата Думы. Летом сюда начальник областной милиции приезжал, он ведь здешний. Когда украли икону, сказал, что берет это дело под личный контроль. Нашел вот, да теперь что: «Мы не можем вернуть, выше нас еще есть сила...» Вот теперь какая в депутатах-то сила... А фамилию депутата нам не сказали. Сам-то он не молится, а иконы коллекционирует. «Я икону не украл, – сказал, – я ее купил». Дескать, за 20 тысяч долларов, такие деньги... Если так, то, почитай, пропало дело, не вернуть. А то мы бы выкупили. Собрали бы по кругу, кто сколько может. А то мы как страдаем, ох как страдаем! Куда бы написать? Думали уже – в передачу «Жди меня», поможет ли, как вы думаете?

Мы выражаем сомнение... И тут только меня пронзает: насколько это далеко от современного, «цивилизованного», отношения к святыне: ведь не куда-нибудь собираются письмо писать дуниловцы, а именно в телепередачу «Жди меня», через которую люди разыскивают своих сгинувших родственников. Встретиться с иконой – родной Матушкой Пресвятой Богородицей – как с живой, только похищенной злодеем и проданной в рабство какому-то депутату.

– О том, что украли у нас Заступницу, широко разнеслось, – продолжает Галина Ивановна. – Из Вологды в августе приехала женщина, сказывала, родители ее родом из этих мест, отец, правда, партийный был. И вот, узнав о покраже, привезла икону, насовсем нам пожертвовала – семейный список с Дуниловской, старинный. Слава Богу.

– Не украдут снова?

– Тут приезжал один старичок, шесть лет в Иерусалиме послушником был, хотел поселиться, места ему наши понравились... Говорит, охрану вам надо у храма поставить. Какая уж охрана! Старуху посадишь, так они, грабители, ее так толкнут, что улетит, и не найдешь. Приезжают напичканные всякими воровскими орудиями. Когда Дуниловскую-то украли, приехали ночью, пилили замок на церкви и не очень-то спешили – одно полотно сломали, бросили, запасливые, вторым допилили. Нынче весной второй раз вор хотел в храм забраться. Уже выломал окна в дверях, попал в летний придел, но до икон не добрался: вспугнул ли кто, или не успел – тут уж Сам Господь и Божья Матерь не допустили.

Спрашиваем, как сейчас живет приход.

– Раньше хоть реденько, но приезжал к нам отец Сергий. Ему нравилось тут, купил дом. Он, видно, зачувствовал болезнь свою и отдыхал тут, у Дуниловской иконы. Но вот потерю иконы душевно сильно принял и умер. Обеднел приход... Исключительный был батюшка, такое уж исключение нам было... Владыка у нас прежде бывал всегда, как в Никольск приедет, со свитой, на машинах. А сейчас, как икону украли, ни разу не был.

Пока был Андрюша, при нем хоть какая-то служба была. Он кой-чему нас, старых, понаучил, но уехал, незнаемо, где теперь, писем не пишет. Мужчина-то у нас на приходе есть – староста, если дров наколоть, и еще что, это он может, а до службы не касается... Так что теперь плохо все.

Позднее наш спутник и гид – отец Сергий Мацнев – пояснил про Андрюшу-псаломщика. Андрей здесь долгое время был за главного. Как-то поучения в храме после службы читал. Старушкам не понравилось это: не по чину! – высказали ему. Он обиделся, на следующую службу не пришел. Тогда старухи составили депутацию, пришли с покаянием, в ноги поклонились: будем терпеть, только не бросай!

В конце XVII века, спустя двадцать лет после обретения чудотворной Дуниловской иконы, никольский священник, за коим было «закреплено» святое место, писал в челобитной на имя епископа Великоустюжского и Тотемского Александра: «В прошлом году и в нынешнем... из Крестогорской пустыни приходят к нам старцы на Анданские починки в Дунилове к Пресвятой Богородице, к часовне, и служат молебны иными посторонними священниками многим мирским людом... а нам служить не дают и от сенных покосов мне, нищему твоему, отказывают... Милостивый государь Преосвященный Александр, пожалуй меня, нищего твоего богомольца... вели, государь, мне, нищему твоему богомольцу, у той часовни молебствовать с крылошаны».

Так что и в старину финансовые вопросы оставались далеко не на последнем месте. Но тут вот что любопытно. Не знаю где как, а в этих краях издавна существовали так называемые часовенные приходы. Священников было мало или же появлялись они в отдаленных деревнях редко, так что центрами культурной и духовной жизни становились вполне независимые приходы под управлением старост. Они и приглашали на молебны «посторонних» священников и монахов, которые приглянутся своей духовной жизнью.

Спрашиваем Галину Ивановну: что же, без попа и в самом деле православная жизнь в Дунилово умерла?

– По праздникам обязательно службу правим. Сердце ведь болит, надо же что-то поделать. По воскресеньям мы читаем в храме утренние молитвы, обедницу, часы третий и шестой, потом акафист святому или нашей Божией Матери. По праздникам и по 30 человек собирается, а по будням хоть по трое-пятеро, да придет, так что ж, маленько соберемся и что-то поделаем...

Так вот и узнаешь, что на самом-то деле не так уж все плохо, горит свеча в Дунилово и после сокрушительных, казалось бы, потерь «исключительного» батюшки и чудотворной иконы. Хотя, конечно, многие планы ушли вместе с о.Сергием. Он хотел здание бывшего лесопункта в Дунилово переделать под богадельню, и власти вроде уже были готовы помочь средствами, чтоб сюда, под пригляд православных, плохих старух из района свезти.

...Возвращаемся к храму. Он и по сию пору выглядит вполне справно, хотя пооблупился там и сям. Даже не верится, что несколько лет назад при деятельном священнике смогли возродить его своими силами. Правда, прежнее шатровое завершие храма заменили более простой луковкой, но все равно красиво.

В воздухе – осень. Женщина под мостом полощет белье в реке, часто греет руки. Слышно, как натужно протащил свою ношу лесовоз. Весь район теперь только рубит и вывозит, рубит и вывозит... Над рекой на ветру все так же сидит пес с мокрыми глазами, как будто кого-то ждет, и ветер шерсть на нем раздувает.

Глядя на него, о.Сергий Мацнев замечает:

– Да, как везде, здесь только лес и кормит. С собаками народ и в лес ходит, и на моление. Если какая служба на улице происходит, собаки полукругом так располагаются – и лежат, ждут.

Тут отец Сергий усмехается, должно быть, вспомнил смешной случай. И точно:

– В 90-м году служба здесь была на Казанскую. Отец Ефрем в облачении, мы с Сергеем Колчеевым в качестве клирошан стоим в дверях, ждем Преосвященного Михаила (Мудьюгина). Никон Егорыч суетится в храме, чтоб все в порядке было. И вдруг вижу: из алтаря на солею пес выходит. Что делать, архиерей вот-вот появится! Я – за псом, а он от меня – обратно в алтарь. Тут входит архиерей. А преосвященный Михаил был близоруким, даже если б рядом был пес – не заметил бы. Не заметил он и нашу легкую панику. Пришлось уж мне за его спиной вылавливать собаку и выкидывать.

– А как же, после пса вроде освящают алтарь заново?..

– Храм тут трехпрестольный, оборудован тогда был только правый алтарь, а два других не использовались – пес там и шастал.

– Вообще-то не пойму, отчего кошку в храм можно пускать, а собаку – нельзя. Что, нечистое животное? По мне так собака благороднее.

– С точки зрения закона Моисеева, разницы между собакой и кошкой нет. А почему собак считают погаными?.. Этот вопрос мне часто задают, и ответа на него у меня нету.

Из путевых заметок М.СИЗОВА.

Дом на холме

Все-таки нашли! Не ушла святыня за кордон. Весть о том, что Дуниловская чудотворная икона просто пленена, но не утрачена, конечно, обрадовала нас. Позже, вернувшись домой, мы будем уточнять факты, звонить начальнику УВД Вологодской области. Но это будет потом.

Пока же мысли заняты ночевкой. Заночевать решили в городе.

Городок Никольск уже не тот, каким описывал его О.В.Куратов в «Хронике советского быта». Непролазной грязи и деревянных мостков на улицах я не приметил. Никольск растет вширь во всех направлениях, оставаясь при этом одно-двухэтажным. Народ, разъехавшийся по всей стране, активно возвращается, и теперь двухкомнатная квартира стоит не менее 500 тыс. рублей. Бригады строителей нарасхват – меньше тысячи рублей в день плотник не возьмет, знает себе цену. По всему Никольску, особенно по окраинам, теперь насажены домищи, похожие как близнецы.

Что-то странное есть в их типовой планировке, долго не мог понять, в чем тут дело. А потом присмотрелся... Грубо говоря, повсеместно распространены два типа частных строений – «буржуйский» и рабоче-крестьянский. Новые русские, как правило, ставят один огромный дом, со встроенным гаражом и минимумом надворных построек. Трудяги же, по скудости, строят небольшую избу, но с широкой усадьбой, с многочисленными сараями-амбарами, мастерскими, курятниками и т.д. Так вот, в Никольске другая мода – дом одновременно и большой, и с множеством хозпостроек, которые объединены с жилой частью одной крышей, из-за чего строение имеет диковинный вытянутый вид. Это не бедность, склонившаяся к земле, и не богатство, оторванное от почвы. А нормальная крестьянская зажиточность, крепко стоящая на земле.

Из таких зажиточных, справных мужиков и Василий Корепин, к которому мы устроились на ночлег. Хозяин разместил нас на диванах в гостиной, которая размером чуть ли не со спортивный зал. Проснувшись рано утром, ища выход, заплутал я в этом огромном доме и неожиданно оказался в настоящем спортзале с гимнастической стенкой и тренажерами – это хозяин устроил для своих сыновей, Ильи и Ярослава. Через нижний этаж и пробрался на двор... Солнце в глаза, свежий сосновый дух щекочет ноздри. Оказывается, мы на холме, и весь Никольск отсюда как на ладони: искрящийся изгиб реки Юг, россыпь домишек, из которой двумя кусками сахара выступают Казанский и Сретенский храмы.

Несмотря на самую рань, слышится надрывное брюзжание бензопилы. Это тут же, на холме, строится брат Корепина Валентин. Поднимаюсь на стройплощадку – вид отсюда еще великолепнее.

Внешне два брата схожи – коренастые, уверенные в себе. А судьбы очень разные. Василий остался на родине, учительствовал, первый в районе купил пилораму и возил доски в Москву, сейчас держит сеть магазинов. А Валентин (на фото слева) отправился в дальние края, став военным моряком. Служил на всех флотах, на пенсию вышел недавно, будучи капитаном III ранга на Камчатке.

– Ходил на разных кораблях, – рассказывает он. – Экватор пересекал на крейсере «Варяг». Последнее место службы – эскер «Сторожевой», тот самый, на котором в 1975 году был поднят бунт против «системы». Жил в каюте капитана III ранга Саблина, который возглавлял восстание, даже кое-какие документы нашел в его столе. На флоте к нему по-разному относятся: одни осуждают, что он не выполнил приказ, другие сочувствуют, ведь он хотел привлечь внимание к проблемам флота, а его за это потом расстреляли.

– Не будете скучать по морю?

– Не знаю. Нас, моряков, в Никольске около ста человек. Да еще много по соседству, в Кичменгском городке. Замглавы Кичгородка Петр Михайлович Лукин, кстати, первым в стране организовал морской клуб. Мужики хорошее дело делают – воспитывают молодежь, увековечивают память погибших моряков. Памятник в Никольске видели? Если хотите, покажу...

С обоими братьями отправились мы в город. На главной площади перед Сретенским собором Василий притормозил.

– Раньше здесь проходили первомайские демонстрации. И Ленин стоял, – поясняет Василий.

– И куда памятник делся?

– Убрали, одним из первых в стране. Никольский мужик Николай Иванович Лешуков порадел – ходил по людям, собирал по копейке, потом передал деньги властям: вот это на демонтаж Ильича. Власти деньги приняли и... на них покрасили Ленина. Правда, потом все же убрали – перенесли во двор школы № 2.

За Сретенским собором раскинулся парк, спускающийся к реке Юг. Там, на берегу, и поставлен на средства Валентина Корепина камень с якорем и андреевским флагом. «Морякам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой».

Сегодня суббота, парк увешан флажками – проводятся школьные соревнования. Мимо нас пробегает девчонка, запыхалась, эстафетную палочку к груди прижимает. Рядом семенит учитель физкультуры: «Беги!» Она хрипит: «Не могу...»

– Загнал бедную, – покачал головой Василий. – Системы никакой, спортивные секции не действуют – и вот раз в год проводят эстафеты, для отчетности. Галочку поставят, и все довольны, о здоровье же детей не думают. Какие могут быть соревнования без тренировок...

– Слышал, вы хоккейный клуб пытались учредить?

– Ну, это целая история, весьма поучительная.

Брошенные дети

– Страшнее и позорнее времени, чем сейчас, не было никогда, – рассказывает Василий Корепин. – Разрушается суть человека, происходит подмена ценностей. И мы теряем молодежь...

Идея у меня была простая – привлечь власти к воспитанию юношей. Объявил я, так сказать, общественную инициативу по сбору средств на создание в Никольске хоккейного клуба. С миру по нитке – предприниматели, ДРСУ, пожарники и так далее. Дали они не много, зато потом в газете можно было всех перечислить – пусть увидят себя в добром свете и в следующий раз не пожалеют средств. Вроде понимание было. Приезжаю к одному жертвователю: «Сергей, давай всем миром...» Он раздумывает. А у нас в Никольске предприниматели – это в основном бывшие трактористы, шофера. Говорю: «Серега, послушай, ты же водитель. Вот ты едешь на дальняк, сломался в лесу – и мимо тебя все проезжают, никто не останавливается, и ты замерзаешь... Так и дети – они также брошены, замерзают». Он: «Всё, всё, не надо ничего объяснять!»

Купил я коньки, клюшки, залили мы футбольное поле под русский хоккей, наняли тренера на ставку. Провели новогодний турнир между школами № 1 и № 2. Болельщиков пришло уйма, в основном молодежь – ей ведь деваться некуда, а тут такой праздник: ярко освещенный стадион, гармошка, песни. В ту же зиму 23 февраля на «ура» прошел турнир «На приз защитников Отечества». Участвовали три команды, ГПТУ присоединилось. Вскоре третий турнир, уже четыре соперника, у каждой команды длиннющая скамейка запасных игроков – и все рвутся в бой. Классно ребята играли, загляденье. А еще мы музыку поставили на стадионе, в перерывах между хоккеем – конькобежные эстафеты, ну, молодежь только об этом и говорила потом. Ждали ребята следующего спортивного праздника, думали, это теперь традицией стало, прочно вошло в никольскую жизнь.

Мы тоже так думали. Организацию турниров передали тому, кто этим и должен заниматься – молодежному центру при администрации. Дело налажено: тренер, коньки, команды, зрители – все есть. В самом молодежном центре 26 человек в штате. Казалось, дело верное. Не тут-то было. Провели они один турнир с неполными командами по 5-6 игроков, и на этом заглохло. Самое поразительное – мы этим «штатным работникам» деньги на организацию давали, бери сколько надо. И все равно провалили.

– Лучше бы сами.

– Так откуда у нас время? Спонсировать – пожалуйста, а текущей работой «штатные» должны заниматься.

Я в чем убеждаюсь: если у человека душа не болит, то ни деньги, ни должностные обязанности не заставят его работать. Вот пример – священник Сергий Колчеев. При нем все крутилось и вертелось. Действовала православная эколого-краеведческая экспедиция «Югра». Видя, как человек всего себя отдает, и я загорелся – в рамках этой экспедиции предложил военизированную игру, с экстримом, чтобы у наших парнишек характер закалялся.

Раньше была «Зарница» – безмозглая игра. Там что? Пройтись строем и с песней, развернуться в цепь, покидаться шишками в лесу – и всё. А я придумал нечто посерьезнее. Ребята берут рюкзаки, отправляются в лес по азимуту, оборудуют лагеря, маскируются, выставляют дозоры, и начинается война. Задача двум командам – обнаружить противника, незаметно собрать сведения о распорядке жизни в его лагере, подготовить план нападения и представить доклад в штаб, то есть мне. Обозначили им большой кусок дремучего леса в районе Дунилово. Ребята сутками там жили, разведчики пробегали по 50 километров лесом, представляете? Учились навыкам спецназа, сами готовили пищу – так, чтобы дым костра никто не видел. Однажды, помню, бойцы заняли позиции, и мы решили отнести им аккумуляторы для радиостанций. Так не нашли их, сами в тайге заблудились. А те сутками не спят, сознание кипит – рядом враг! Двое парнишек, сынки охотника из деревни Кудынга, обнаружили примятую траву, фантики от конфет – ага, вот мы вас и прищучили! Вычислили, где лагерь, собрали сведения – и вот атака, срывают нарукавные повязки с противника – «ликвидируют». Страсти такие, что один боец, желая «остаться в живых», убежал в чащу, долго его искали... После этого решили мы обойтись без «атак», но все равно игра сохранила накал. Три года подряд мы ее проводили, каждый раз брали новых участников – чтобы как можно больше детей через это пропустить. Ведь за несколько дней в них вкладывалось то, чему не учат в школе и что потом так понадобится в жизни.

Но история повторилась, как с хоккеем. В нынешнем году «Югра» не проводилась. Говорил я с отцом Димитрием, новым священником, но сейчас у него другие заботы.

(Продолжение на следующей странице)

.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга