КНИЖНАЯ ПОЛКА

«СОВРЕМЕННЫЙ ПАТЕРИК»

В будущем издательство «Библиополис» готовится издать книгу Майи Кучерской «Современный патерик», одну из частей которой мы публикуем в газете.

Патериками в древности называли правдивые короткие истории из жизни подвижников, а также поучительные истории о грехопадениях. Так что книга М.Кучерской вполне оправдывает свое название. Состоит она из коротких рассказов, и каждый из них поучителен. А то, что отрицательного в книге больше, чем положительного, тут приходится вспомнить пословицу: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Да, мы – современные христиане – именно такие: проявления нашего благочестия в основном заслуживают насмешливого разоблачения. «Современный патерик» можно назвать своеобразной шоковой терапией. Особенно начало книги перегружено «ужастиками» – историями о том, к какому безобразию приводит «ревность не по разуму» – на новый манер понятое «праведное христианское житие».

Наступает момент при чтении книги, когда кажется – стоп, это уже перебор, рассказы типа «Один батюшка ничего не умел», «Один батюшка был горьким пьяницей», «Один батюшка был людоедом» или «Один батюшка был затейником» дальше читать невозможно. И возмущаться уже начинаешь: «Да кто ей дал право в таком хармсовском духе писать об облеченных благодатию священниках! Да верующая ли она вообще? Зачем так много иронии в отношении церковных людей?» И вдруг после всех этих насмешек над верующими людьми идут рассказы о наших праведниках – о старце Николае (Гурьянове), о старце Павле (Груздеве), о блаженной Любушке, о том, кого называли отцом Арсением (но настоящее имя его так и неизвестно), о юродивом Грише, о простых, а не «крутых» батюшках, от которых идет свет, об искренних, чистых сердцем прихожанах, – и после этого чтения оттаиваешь. А чем дальше книгу читаешь, тем больше в ней появляется светлого. И именно на фоне нелепицы, изображению которой посвящена большая часть первых глав, яснее становится, как ценно всякое здоровое проявление человечности в церковной среде.

И еще один «оправдательный момент» хочу отметить по отношению к автору «Современного патерика». Говоря о проявлениях святости, она обязательно называет имена, избегает анонимности. Высмеивая пороки, создает как бы обобщенный образ, никого лично не уязвляя. А иногда и не высмеивает вовсе, а с горечью изображает изломанные младостарческими благословениями и собственным неразумием человеческие судьбы.

Героиня одного из рассказов патерика написала диссертацию под названием «Поэтика и композиция современного прихрамового фольклора в социокультурном аспекте». Все, что она видела и слышала в монастырях и общинах, было использовано в диссертации. М.Кучерская будто бы получила этот научный труд в свое распоряжение (или сама собирала для него материал, хотела написать, а получилось вместо этого художественное произведение?), и охват современного церковного мира у нее впечатляющий. Тут и восстанавливающиеся обители, женские и мужские; либеральные и консервативные приходы; столичные и сельские общины; жизнь архиерейская и пустынническая; православные в Америке и по всему миру; жизнь семейная и жениховская; будни наркоманских тусовок и профессиональные будни православных, занятых в разных делах; православное детство и юношество; стариковское житье-бытье, особенно занимательны истории «Для девушек, желающих выйти замуж».

Глубоким психологизмом все эти истории не отличаются, но не в том жанре написана книга, чтобы требовать от нее психологических нюансов. Перед нами яркие «картинки с выставки» – та жизнь православных людей, которая сейчас вышла на поверхность, «человеческое, слишком человеческое», которое может быть преображено только силою Божией (в конце повествования это преображение происходит).

Книга М.Кучерской помогает увидеть, что православные – такие, какие мы есть, – представляют собой некий народ в народе, сообщество, живущее по своим представлениям о мире и человеке. И пора уже признать, что не всегда эти представления согласуются с подлинной христианской традицией, а скорее, смыкаются с живучими во все времена «бабьими баснями» и при этом сплошь и рядом лишены и малой толики рассудительности.

Действительно, настало время для таких книг, как эта: лет 15-20 и даже 5 лет назад нам надо было набираться «книжной премудрости», открывать для себя все новые и новые драгоценности духовные в сокровищнице Церкви. Тогда мы наивно полагали, что раз мы прочитали все эти книжки, открыли для себя множество подвижников благочестия, восхитились их подвигом, то мы уже стали обладателями этих сокровищ. В такой иллюзии мы все жили долгие годы. А теперь, когда мы оказались на юру, то есть на виду у мира, кончился наш «междусобойчик», к нам стали присматриваться люди, которые не читали Добротолюбия, а просто любили своих родителей, мужей и детей, – они-то и обнаружили, что многие люди, пришедшие в церковь 20-15 лет назад, то есть «церковники со стажем», умеют только «расстреливать» эту жизнь при помощи правил, заученных фраз и осуждения «мира, который насквозь зол».

Казалось бы, М.Кучерская делает то же самое: «расстреливает» церковную среду. Ее герои почти все – это ожившие Чичиковы, Ноздревы, Плюшкины и Маниловы – мертвые души, одним словом. Но сопоставление с великим Гоголем (хотя, конечно, не по уровню талантливости, кто на это замахнется) должно кое-что объяснить. Николай Васильевич, когда его упрекали в насмешливости над русской жизнью, во-первых, говорил, что в лице всех своих героев он изобразил собственные пороки, чтобы и самому над ними посмеяться, и другие чтобы посмеялись, а во-вторых, он говорил, что сатира – один из самых сильных способов борьбы со злом.

Особенно удачной в этом смысле в книге М.Кучерской представляется главка под названием «Назидательные рассказы для чтения в воскресной школе». Можно сказать, что все ситуации списаны с натуры, но доведены до крайности (как, кстати, и Николай Васильевич в «Мертвых душах» делал). Родители, которые насильно заставляют детей молиться, друзья, которых «тянут на веревке» к крещению, выброшенные в окошко телевизоры, преданные анафеме компьютеры, сожженные на кострах книги – все узнаваемо. Узнаваемо и давно уже стало привычным, не вызывает удивления, а вот доведенное М.Кучерской до гротеска вдруг заставляет по-гоголевски воскликнуть: «Скучно на этом свете, господа!» и понять, что весь тот смех, который сопровождал чтение «Современного патерика», – это опять-таки по-гоголевски «смех сквозь слезы».

Но, пожалуй, хватит о грустном. Не все так мрачно в сатирической летописи современной церковной жизни. Временами сатира отступает, прожженная светом подлинных духовных маяков. О подлинной духовной жизни автор говорит с настоящим благоговением. Так, в главке об одном из подвижников она признается: «…Об отце Павле писать невозможно. Страшно.

Последние тридцать лет он провел в затворе, но видел то, что происходит за тысячи километров от него, слышал разговоры, которые говорили в других городах, читал мысли, которые человек никому не открывал… называл фамилии людей, которых никогда не встречал, посылал по адресам в места, где никогда не был».

Подлинная святость не подвластна зубоскальству – свидетельствует автор «Современного патерика». Может быть, это свидетельство – один из критериев святости. Подлинная святость сама смеется этому миру, юродствуя. Как архимандрит Павел (Груздев), вместо проповеди он мог сказать одну фразу: «В морду бит!» А ожидавшим его старческих мудрых поучений мог сказать: «Академия дураков». Или как матушка Надежда, скучающая о тихой жизни сельского прихода в то время, когда ее батюшка получил все возможные блага земные, перебравшись в столицу. Или как безвестный старец, подаривший на день ангела послушнице, которая вспоминала с тоской о своем балетном прошлом, розовые атласные пуанты и балеринскую пачку со словами: «Когда вспомнишь ты свое далекое прошлое и захочется тебе встать в третью или шестую позицию, благословляю тебя надеть пуанты, пачку и танцевать, сколько пожелает твоя душа». Но с тех пор танцевать послушнице расхотелось. Или как простые молитвенницы в монастырях, получающие в ответ на свой искренний детский лепет, обращенный к Богу, и исцеления, и житейское благополучие, и… спасение.

Каждому, кто начнет читать книгу Кучерской и вдруг начнет снедаться неприязненным чувством к автору за то, что «плохого у нее больше, чем хорошего», хочется напомнить: а спасение именно так и строится. Нам постоянно нужно преодолевать что-то плохое и в себе, и в обстоятельствах. Однако зачастую мы не хотим даже видеть это плохое, а значит, не хотим спасаться. Как сказал один старец (св. пр. Алексей Мечев) своей духовной дочери, «хорошо, хорошо, все хорошо. Так и заснешь под это хорошо».

И самое главное: надо дочитать книгу до конца. Надо вчитаться, надо понять композиционное построение, – почему истории в ней расположены в таком виде, как есть, а не в каком-нибудь другом порядке. А когда дойдете до конца, до главки «Отпуст», – все вдруг станет понятным. Вся неприкаянность нашей жизни и вся ее святость, все наши падения и взлеты вмещаются в «Слове на Пасху» св.Иоанна Златоустого, которым завершается патерик: «Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивые, сей день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Никто же да рыдает убожества, явися бо общее царство. Никто же да не плачет прегрешений, прощение бо от гроба восия. Где твое, смерти, жало? Где твоя, аде, победа?.. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Христос Воскресе!»

В «Отпусте» все герои, описанные в книге, собираются на Пасхальное богослужение. И крестный ход, который они образуют, включает в себя всю Церковь: «Тонкие юноши, прекрасные девушки, крепкие мужчины в белых рубашках, стройные женщины в цветных платьях, мальчики и девочки, старички и старушки, напоминающие ангелов. Девственники и сластолюбцы, семейные и бессемейные, монашествующие и мирские, праведники, грешники, новые и старые русские, тугодумы и сообразительные, отличники и двоечники, сангвиники и холерики, простецы и хитрецы, жадины и добряки, обманщики и правдолюбцы».

Читая эту заключительную главу, которая написана совсем в ином тоне, чем все остальные, ощущаешь, что и ты стоишь в этом Пасхальном крестном ходе. И Господь примет нас в радость Свою, лишь бы мы покаялись.

Книга «Современный патерик», несомненно, вносит свою лепту в «проповедь всемирного покаяния». Хотя лепта эта не героическая, не патетическая, а насквозь сатирическая и язвительная, не для всякого читателя, может быть, приемлема. Но, думается, кроме «всяких», есть еще и многие, которых эта книга растормошит, расшевелит и поможет начать покаянную работу по очистке «авгиевых конюшен» сердца и жизни.

Людмила ИЛЬЮНИНА

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга