БЫЛОЕ 

ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ: 100 ЛЕТ НАЗАД

Когда изучаешь историю по официальным документам, в представлениях о прошлом нет человеческого тепла. Но, если появляется возможность познакомиться с личностными документами, тогда картины прошлого оживают.

Хорошо, что в 1904 году кто-то из учителей Яранского городского училища предложил детям написать сочинение на свободную тему. По очереди сорок мальчиков второго класса 2-го отделения этого учебного заведения писали свои сочинения в особую тетрадь. Эта тетрадь в пестрых картонных корочках сейчас хранится в Яранском краеведческом музее.

Мальчики, видимо, очень старались – нет ни одной кляксы, мало исправлений и ошибок, у большинства красивый почерк. Тринадцать учеников написали о прочитанных литературных произведениях. Остальные рассказали об интересных событиях из своей жизни.

Сочинения первых позволяют узнать, что дети тогда читали. Сочинения вторых передают нам эмоциональное детское восприятие событий столетней давности. А события эти самые разные: путешествие в Саровскую пустынь, участие в крестном ходе, спасение утопающего, прогулка по лесу, масленица и просто красота летнего вечера...

Кроме того, что эти детские сочинения несут ценную информацию, они отражают в некоторой степени духовную жизнь маленького провинциального городка начала XX века.


Яранск с высоты птичьего полета

В то время в городе с населением 5 тысяч человек было 6 церквей, недалеко от Яранска – два монастыря, мужской и женский. В учебных заведениях проводились уроки Закона Божия. Но каково отношение к религии простых яраничей? Судя по этим сочинениям, вера в Бога – естественное состояние детей и их родителей.

Многими фактами подтверждается то, что яраничи часто совершали поездки по святым местам России и заграницы. В этой подборке нами приведено одно из таких свидетельств – рассказ Петра Анкудинова о его паломничестве с мамой и «дьяконицей с сыном» в Саровскую обитель. Семья Соломиных побывала в Понетаевском женском монастыре, навестив родственниц-монахинь и отслужив молебен иконе Божией Матери «Знамение», так как он был обещан в благодарность за исцеление Колиных глаз. Из сочинения Николая Белицкого можно узнать, как проходил крестный ход из церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Рождественского в собор Успения Пресвятой Богородицы г.Яранска: «Когда иконы подошли к деревне Лагуновой, до нас донесся первый удар колокола в соборной церкви, а потом начали перезванивать и в других церквах. Когда иконы подошли к городу, зазвонили вовсе во всех церквах, а Рождественские иконы встретили соборные иконы, священники, много народа. И пошли все вместе в соборную церковь».

Помощи Бога просили яраничи и во время пожара 1898 года. Из сочинения: «Подняли иконы из собора и стали служить молебны, а потом пошли крестным ходом. Пожар начал утихать, пошел дождь и окончательно залил пламя».

Не правда ли, от этих непосредственных детских строк на душе становится светлее. Спасибо неизвестному учителю и детям, написавшим сто лет назад эти сочинения.

Елена ДОЖДИКОВА, сотрудница музея

Мое путешествие в Саровскую пустынь

Накануне отъезда, в среду вечером, мы с мамой стали собираться в Саровскую пустынь. Настал день отъезда. Нам подали лошадь. Уложив багаж, мы поехали. С нами поехали из нашего села еще дьяконица с сыном. Когда мы доехали до села Пижанки, ямщик стал кормить лошадь, а мы в это время пили чай. Покормивши лошадей с час, мы поехали дальше. В Кукарке мы подъехали прямо к пристани, спросили, когда был и пойдет пароход, и нам сказали, что он только что ушел. Отсюда мы отправились на квартиру и ждали пароход до утра. В два часа утра услышали свисток парохода. Взяв багаж, пошли к пристани, сели на пароход и поехали до Казани. В Казани была пересадка на другой пароход, и мы поехали в Нижний. В Нижнем с пристани мы с мамой пошли скорее на вокзал железной дороги. Пред отъездом был напутственный молебен для богомольцев, и потом поезд пошел на Арзамас. Из Арзамаса до Сарова прокатились в телеге, которая была сделана в виде повозки. Подъехали к номерам, взяли багаж и пошли в номер. Напившись чаю, мы пошли осматривать Саровский монастырь. Утром пошли к обедне, отслужили молебен и приложились к мощам преподобного Серафима. Из церкви пошли на источник, где выкупались и пошли обратно в номер. Утром пошли к ранней обедне, а до поздней были в пещерах, в келье, где умер преподобный, куда спускаются по лестницам. Там стоит гроб, в котором преподобный лежал до перенесения мощей. После осмотра мы пришли в номер, напились чаю и пошли искать ямщика. Приехал ямщик, мы уложили багаж и поехали в Сарово. Вот такое мое путешествие, которое я сделал в нынешнее лето.

Писал Анкудинов Петр.

Сенокос

Вечерело... Солнце уже давно скрылось за горами. От воды поднимался густой туман. Целые стаи диких уток садились где-то в болотах на ночлег. Завтра мы отправляемся на сенокос. Скоро все стихло. Скоро и ночь пролетела. Солнце ласково смотрело с высоты небесной. Меня разбудили рано. Я вскочил, наскоро оделся, умылся и помолился Богу. Лошадь уже стояла у крыльца, запряженная в новую телегу. Когда все сели в телегу, мы поехали за другими по направлению к лугу. На лугу еще не было никого, но мало-помалу народ собрался, и луг казался какой-то живописной пестрой картиной.

Сенокос был во всем разгаре, и вся почти деревня убирала сено в лугах с веселыми песнями. Местоположение здесь было гораздо красивее, чем около деревни, и сама картина уборки сена была, так сказать, еще красивее, а небольшие озерки и множество работающих оживляли эту сельскую картину. Сенокос в хорошую погоду считается праздничною работою, и поэтому крестьянки надевают узорчатые рубашки, сарафаны получше, даже мужское население, обыкновенно хмурое в другое время, любит принарядиться. Тут же паслись крестьянские лошади, а телеги стояли рядами. Косы сверкали, как молнии. Звон косы раздавался повсюду. Скошенная сочная трава ложилась рядами. На другой день все вышли ворочать сено граблями, а после обеда косцы приступили к метанию сена в копны, другие стаскивали его к одному месту, где сметывали стог, на самом верху которого стоял ловкий парень, укладывающий сено все выше и выше. Ребятишки либо кучами сидели возле работающих, или бегали с недоузками за лошадьми, другие впрягали их в телеги, так как уже подходил час окончания работ. Все было живо, весело, и песни, наши русские песни раздавались в разных сторонах. Мой меньший братишка, подбежав к матери, сказал: «Милая мама, как здесь хорошо!» Мальчишки, разбежавшись, прыгали в кучи сена и кубарем скатывались на землю. И это очень забавляло детей. Вскоре потянулись с луга цепью косцы с веселыми лицами. Многие крестились, благодаря Бога. Все убрались, и сенокос кончился. Во весь сенокос я был вне себя.

Писал Иван Арефьев.

Пожар, бывший в 1898 году, в ночь на 6 августа


Герб г.Яранска

5 августа 1898 г. вечером, часов в девять, я был занят рассматриванием книги с картинками. Моя мама позвала меня ужинать. Поевши, я лег спать. Я долго не мог заснуть, как бы предчувствуя какое-то несчастье. Наконец я заснул. Не знаю, долго ли я спал, по-моему часа три, как кто-то вдруг застучал в окно, и я проснулся. Оказалось, что это стучал ночной сторож, который сказал нам, что в городе пожар, а ему было приказано будить народ. Я поспешно оделся и вышел на улицу. Небо было покрыто тучами и на юго-западе виднелось зарево пожара. Я стал звать мою маму, чтобы она пошла со мною посмотреть на пожар. Она долго не соглашалась, потому что боялась пожара. Наконец, я сказал ей, что пойду один, если она не сводит меня на пожар. Она согласилась, и мы пошли. Дорогою мы увидели народ, который бежал к месту пожара. Некоторые женщины крестились. У некоторых домов были поставлены над воротами иконы. Наконец мы дошли до места пожара и встали на углу, где толпился народ. По всему кварталу толпился народ, раздавались крики пожарных, ржание коней и звон колокольчиков. Часто гудел набатный колокол. Пожар усиливался. Горело уже пять домов. Пожарные заливали огонь из машин и постоянно меняли при машинах рабочих, которые выкачивали воду из бочек. Потом они влезали на крыши домов, рубили все то, что могло гореть. На одном из домов пожарные отрывали листы железа и не замечали, как огненные языки вырвались наружу. Один пожарный сказал им об грозившей опасности, и они поспешно слезли с крыши. Минут через десять крыша провалилась в море огня. Вдруг народ устремился к одному месту. Оказалось, что огонь пробрался в винный погреб. Тогда пожарные стали выносить из погреба ящики с вином и разными напитками, выкатывать бочки с вином, но не вынесли и половины, как одна бочка загорелась и пламя стало быстро переходить от одной бочки на другую, и скоро весь погреб был в огне. Вытащенные из погреба бочки и ящики стояли близко от горящих домов. Они тоже быстро воспламенялись и горели разными огнями. Так как огонь давал себя чувствовать, и даже те дома, которые стояли через дорогу, стали загораться, то их обтянули парусиной, и на каждой крыше стоял человек с ведром воды в руках и заливал головни, которые падали на парусину. Пожар все сильнее и сильнее свирепствовал по кварталу. Тогда пожарные отступились от этих домов, так как не было никакой возможности затушить пожар. Пожарные стали защищать от огня те дома, которые еще не повредил огонь. Но и это не помогло. Пламя перекинулось через улицу. Но там пожар скоро потушили. Подняли иконы из собора и стали служить молебны, а потом пошли крестным ходом. Пожар начал утихать, пошел дождь и окончательно залил пламя. Когда мы пришли домой, то было пять часов утра. Я лег спать, и когда проснулся, было уже двенадцать часов пополудни, и я пошел посмотреть на место пожарища. Всюду были видны головни, а на противоположной стороне виделись два солдата с ружьями и ходили взад и вперед около имущества погоревших. С домов снимали парусину, свертывали в куски и уносили.

Вот какой я видел пожар, который случился шесть лет тому назад.

Писал Волженин Феоген.
4 декабря 1904 года.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга