РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ «ЕЛИ ВСЕ, И НАСЫТИЛИСЬ» Сегодня мы прочтем описание чуда с пятью хлебами и двумя рыбами. Немногие события в жизни Христа привлекли внимание всех четверых евангелистов. Это одно из них. Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Здесь интересна разная реакция иудеев на проповедь Христа. Ирод явно был в страхе. Он знал, что, убивая Иоанна Предтечу, поднимает руку на человека Божия. Ждал последствий и заподозрил, что дождался. Иные же решили, что пришел Илия. Почему именно он? У иудеев существовало убеждение, что этот пророк явится накануне прихода Мессии – победоносного царя, который поставит их во главе всего человечества. По сей день иудеи накануне своей Пасхи оставляют за столом свободный стул для пророка, ставят перед ним стакан вина, а во время службы широко распахивают для него двери. Но настоящая вера была лишь у тех, кто спрашивал себя, не является ли Христос пророком. Пророков не было уже несколько столетий. Это пугало – неужели вера иудейская настолько мертва, что Бог навсегда перестал говорить с людьми? Господь же, услышав, что Ирод ищет Его, согласно Матфею: удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов. В это время Он повстречал апостолов, которых прежде послал на проповедь, и они вместе отправились на берег озера Галилейского, в местечко надалеко от города, именуемого Вифсаидою. Это была территория, недосягаемая для Ирода, она находилась в ведении другого правителя. Там Спаситель исцелил множество людей. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Собралось, между тем, около пяти тысяч человек. В Евангелии от Марка уточняется, что людей рассадили рядами на зеленой траве. Такой она могла быть в тех местах только в апреле. Прокормить эту массу народа не было никакой возможности. Апостолы подсчитали, что на это уйдет двести динариев, большие деньги, которых у них не было. Точно так же, как и сил обратить мир. Судя по всему, их первые опыты проповеди были неудачны. Не оттого ли они прервали ее и вернулись к Учителю? И вот сидят пять тысяч голодных. Тут же 12 апостолов, у которых с собой ни крошки пропитания. Так сказать, пастыри и паства, ничего друг другу дать не способные. В этот момент, как вспоминал апостол Иоанн, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? То есть лишь ребенок, возможно, единственный среди бесчисленных мужей, запасся едой. Блаженный Иероним понимал под пятью хлебами пятикнижие Моисеево, а под двумя рыбами две скрижали Закона или два Завета – Ветхий и Новый. Только мальчик хранил их в своей котомке или коробочке, и только вера могла превратить их в средство пропитания для великого множества людей. У Матфея читаем: Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. Двенадцать, по числу апостолов. Господь наполнил их короба с тем, чтобы они могли одарить едой и других людей, создал запас, которого с избытком могло хватить на все человечество. Отчего Господь прежде, чем накормить народ, воззрел на небо, так же, как и в Гефсимании? Здесь великая тайна. Он словно поддался какой-то слабости, жалости и искал поддержки у Отца Небесного. Может быть, так? Отчего Господь прежде, чем совершить чудо, возвал к апостолам: Вы дайте им есть. Спаситель желал, чтобы они накормили народ. Это было бы гораздо правильнее, полезнее для будущего, и у апостолов, оказывается, были для этого силы. Но не было доверия к богоданным дарам. Превращение пяти тонких лепешек и двух маленьких рыб в средство пропитания для тысяч людей кажется невероятным. Но оно не более удивительно, чем превращение крохотного семечка в могучее дерево. Обратим здесь внимание также и на то, что хлеба были ячменными. Трое евангелистов не обратили на это внимания, и только святой Иоанн дважды это подчеркнул. Дело в том, что подобное чудо имело место и в Ветхом Завете. В 4-й книге Царств говорится о том, что пришел некто к пророку Елисею и принес 20 ячменных хлебцев: И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят... ибо так говорит Господь: «насытятся, и останется». Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню. Увы, насытив тела, Господь не смог напитать души. Как свидетельствует святой Марк, апостолы не вняли чуду: потому что сердце их было окаменено. Не внял и народ. У св.Иоанна читаем: Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем... Да, был бы чрезвычайно удобен такой царь, который даром всех питает. Именно такого царя мы все ждем по сей день – чудотворца. Атеисты ожидали, что их насущные нужды будут удовлетворены при коммунизме. Иудеи возлагают надежду на Мессию. А мы, православные, справедливо утверждая, что никого, кроме антихриста, иудеи не дождутся, и сами порой надеемся, что второе пришествие Христа избавит нас от всяких трудов. Что лишь Его силами, а не в трудном соратничестве, мы избавимся от всех лишений. Но повторим и закончим оборванную выше фразу: Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один. Опять один, как и прежде, как и в будущем, когда Ему придется в одиночестве молиться в Гефсиманском саду. Составлено по писаниям св. отцов и сочинениям православных богословов. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |