ХРОНОГРАФ 

«ДЛЯ ВСЕХ СДЕЛАТЬСЯ ВСЕМ»

Если изобразить на рекламном плакате евангелиста, жарящего яичницу на «лучшей в мире» сковороде, пожалуй, можно и на конфликт с Церковью нарваться. Да и потребитель поморщится от такой топорной агитки – все-таки Богу – богово, кесарю – кесарево. Но можно сработать тоньше и гораздо эффективнее. Например, намертво привязать к фирме-производителю сковородок слоган: «Ты всегда думаешь о нас». Кто всегда думает о нас – транснациональная корпорация? Как бы не так. Даже родители думают о нас не всегда – любой понимает, что это не в силах человеческих. Всегда думать о нас может только один Господь. Так совершается подмена: незаметно в наше подсознание внедряется мысль о боге – творце лучших в мире сковородок.

В середине ноября, когда в Москве проходил Первый фестиваль православных СМИ, на улицах столицы появились большие синие плакаты: сверху изображение Христа, а внизу – подобные лозунги разных фирм, украденные у христианства. Цель – вернуть духовные смыслы этих слов нам, заставить задуматься.

Удалось ли достучаться до замотанных в суете москвичей? Во всяком случае, была попытка, наверное, первая. И я понимаю организатора, ответственного редактора «Церковного вестника» Сергея Чапнина – хотелось глубины обсуждения проблем на форуме.

Вообще беда любого регулярного форума (например, Рождественских чтений) в том, что через какое-то время вопросы, обсуждавшиеся на нем, начинают повторяться. Подкатывает новая волна делателей на ниве Христовой, и для молодежи вновь и вновь встают те вопросы, которые для «стариков» уже в прошлом. На фестивале обсуждали проблему распространения православной периодики, нехватку профессиональных кадров, невнимание СМИ к жизни Церкви… Все это было и в прошлый раз, на подобном конгрессе пять лет назад, с которым невольно сравнивали фестиваль нынешний.

Изменилось ли что-то? Безусловно. Чего не было на сей раз – так это менторского учительства, столь характерного для Москвы, желания «выстроить» газеты. Слово «цензура», на которое так упирали пять лет назад, перестало пользоваться спросом. Теперь митрополит Климент говорит о «зрительском и читательском жюри», «этическом кодексе издания». Это уже то, что понятно журналисту, не вызывает столь резкого неприятия, да и закону не противоречит.

И сам тон выступлений в этом году изменился. Если прежде сетования по поводу непредставленности православия в центральных СМИ заканчивались обвинениями все того же телевидения в ангажированности, бездуховности и пр., то теперь звучит совершенно иная точка зрения: «Почему нами должны интересоваться, что мы для этого такого сделали?» Это слова митрополита Кирилла.

Кажется, появилось понимание, что телевидение – это такая большая машина, которая действует по известным законам, и если эту технологию соблюдать, то Церковь вполне может присутствовать на экранах. Конечно, это трудно. Но если ТВ требует картинку, нужно дать ее, если газете нужен информационный повод, его нужно найти или создать.

Это попытались сделать организаторы фестиваля. Подобных форумов в Москве проходит каждый день по несколько. Как привлечь сытые информацией московские СМИ к фестивалю? Большинство в таких случаях идет по простому пути: заказывает представительские материалы за деньги. Таких денег у организаторов фестиваля не было, да и неэффективно это, потому что у таких материалов, как правило, уж слишком очевидно торчат рекламные уши и смотреть их скучно.

Но тут, по признанию Сергея Чапнина, Господь совершенно неожиданным образом помог организаторам: вдруг изъявил желание принять участие в фестивале Патриарх Сербский, вдруг позвонили из Министерства обороны Испании и предложили прямо на фестивале вернуть крест святой Софии Новгородской. И сюжет о фестивале прошел по всем телеканалам.

«Главная цель православной журналистики, – сказано в итоговом документе фестиваля, – свидетельство об Истине Христовой, однако это свидетельство может быть не услышано, если журналист не владеет «языком», на котором говорит его слушатель, зритель или читатель. Православный журналист в своем миссионерском служении должен руководствоваться словами апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19-23).

Вообще журналистика, в том числе православная, – это совершенно особый мир, живущий по своей внутренней логике. Вторжение в него извне, скажем, епархиального руководства, разрушительно не только для журналистского сообщества, но и вредно для Церкви. Архиерей дает благословение журналисту, работает с редактором, но не пытается «рулить» изданием – таков был смысл многих выступлений на форуме.

Вот одно из заседаний: очень энергичный епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан взялся вести его, предоставляя по две-три минуты «только на ваши предложения», то и дело прерывая на полуслове. А какие предложения, если перед тем не было никакого обсуждения? И что такое три минуты? То есть понимания, что журналисты не на епархиальное собрание собрались, чтобы высказать нужды и выслушать указания, а замыслили в режиме диалога обсудить проблемы, у архиерея не было.

«Пусть журналисты подсказывают архиереям, а те пусть их слушают», – эта рекомендация митрополита Кирилла, встреченная легким гулом в зале, как раз на эту тему. Вовсе это не означает, что газетчики должны учить архиереев. Но только режим сотрудничества, партнерства журналистов и церковных властей, а не подчинения и услужничества, позволит обеспечить «движение сразу в две стороны»: общество будет лучше осведомлено о деятельности РПЦ, а Церковь, с другой стороны, будет более внимательно прислушиваться к общественным настроениям.

В ином случае православная пресса повторит печальную судьбу современной российской светской печати, когда честная журналистика практически оказалась вытесненной пиаром, пропагандой и шоу. Уже сегодня по этому пути – пиара Церкви – пустились многие православные журналисты. Это легче, чем углубляться в проблемы, изучать жизнь, и удобнее. Но это путь к потере доверия читателя.

В одной заметке вряд ли можно затронуть все те серьезные проблемы, которые стоят сегодня перед православной журналистикой. К ним, по-видимому, придется еще не раз возвращаться. Ибо если, как сказал Святейший Патриарх, задача православных СМИ – «учить любви», то прежде нам самим надо еще основательно многому поучиться.

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга