ЖИВОЕ СЛОВО 

«ДАЖЕ ЕСЛИ ВСЕ ВОКРУГ ШАТАЕТСЯ...»

Что должен делать священник, а чего не должен делать ни при каких обстоятельствах, чтобы завоевать уважение мирян?

Протоиерей Валентин Кобылин (п.Красноборск, Архангельская область):

– Прихожане, паства своему батюшке могут простить абсолютно все, кроме лицемерия. Такое наблюдение из церковной жизни. В общем-то, в уставах, канонах все расписано – поведение священника, его внешний вид. Он должен являть собой верх культуры, верх уважения к другим людям, и самое главное – быть образцом любви.

А чего не должен делать, скажу от себя: потакать приходу, столкновение с которым часто неизбежно. Это, наверное, главная причина, почему я в своем благочинии против появления общин без пастырей. Если община сложилась, привыкла решать все хозяйственные вопросы по своему усмотрению, то священнику укорениться там будет очень сложно. У меня была ситуация, когда священника из такой общины пришлось вообще забрать. Взамен него я, разумеется, никого назначать не стал. Пастырь, отец не может быть наемным, подотчетным, объяснять бабульке, пожертвовавшей пять копеек, почему он вместо того, чтобы питаться манной небесной и все деньги тратить на храм, осмеливается ходить в магазин. Приходится регулярно беседовать с людьми, чтобы они о своем батюшке побеспокоились. Один священник мне сказал: «Вот компьютер мне подарили, бабушки ропщут». А уж если машину купил, чтобы объезжать села и деревни в радиусе, скажем, 50 км, – тут вообще жизни не будет.

Так что пока не станешь отцом, хозяином, если дашь приходу себя подмять, уважения не будет. Но хозяин – это не тот, кто только и умеет, что ставить людей на место. Одна из самых распространенных ошибок священства – это грубость, когда человек не чувствует разницы между строгостью и хамством. Если любви к людям нет, воспитывать их, убеждать – пустое дело. И еще, хозяин – это не бездельник. Нужно засучив рукава работать, отдавая себе отчет, что пока видимых результатов не будет, никто твоих трудов не оценит. Будут роптать, спрашивать – куда деньги уходят? Это нужно перетерпеть.

Большим препятствием иногда становится стоимость треб. Один может больше заплатить, у другого вообще нет денег. А цена часто одна. А когда уберешь ценники вовсе, в свое время я было пошел на это, предлагал: плати каждый по совести – тоже начинаются волнения. Одни боятся переплатить, другие – недоплатить. Пришлось вывешивать цены с припиской, что они примерные. И на кассе у нас каждому объясняют, что если нет возможности эту сумму осилить, то можно пожертвовать меньше. Нужно подчеркивать неустанно, что здесь Божий храм, а не торговая лавка, здесь главное – молитва. Некоторые, впрочем, все равно едут креститься в соседний райцентр, хотя там цена в четыре раза выше. Дело в том, что я требую перед крещением выучить «Отче наш» и прочесть Евангелие.

И вот что важно: нужно заранее определиться, у кого пастырь хочет завоевать уважение, – всем не угодить никогда. Приемов, как заработать авторитет, можно много придумать. Можно умаляться, ходить во всем ветхом – некоторым это нравится. Можно богато одеваться, иные это любят. Имел я беседу с одним новым русским, построившим храм. Он так прямо и заявил: «Мне нужен настоящий поп – здоровый, толстый, красномордый». Сказано ведь, что в конце времен храмы будут богато украшены, полны народу, а благодати в них не будет. Нет, под каждого не подстроишься. Люби, трудись, то есть исполняй евангельские заветы, – остальное приложится.

Иерей Андрей Кузнецов (с.Матвинур, Кировская область):

– Как снискать уважение прихожан? Служу и служу, уважают вроде, за что, не спрашивал. Отец Дмитрий Шобанов, который служил здесь до меня, часто давал взаймы людям, тогда это было возможно. У людей были нравственные ориентиры. Сейчас и просят, как правило, на выпивку, да и дать-то часто нечего. Откуда у сельского попа в нынешнее время деньги? От сырости, что ли? Но путь к людям есть. Никогда не отказывать в помощи, какие бы у тебя ни были личные дела. Не ради того, чтобы рос приход, здесь не с чего обольщаться. Наши бабушки ходили в храм всегда, и при плохих батюшках, и при хороших. Даже светочи, такие, как отец Макарий в Яранске, служили в полупустых храмах. Расти общине не с чего. Сейчас у меня в воскресной школе учатся около пятнадцати ребятишек, рано или поздно они уедут из Матвинура, как уехали все, кого я венчал. Потому что с начала 90-х здесь люди за каторжный труд получают гроши. Чтобы купить литр бензина, нужно продать четыре-пять литров молока. И работа не та, что в городе, и доходы. Работы больше, доходов меньше. Везде рыночные отношения, все разваливается. Как жить? Одни спиваются, другие уезжают. Привычки ходить в церковь нет. Это сегодняшний день не только нашего села, у нас как раз колхоз худо-бедно, но пока существует. В других еще хуже. Но если я поставлен сюда Богом, значит, нужно быть на высоте.

В больших городах – другая беда. Священник там стал труднодосягаем, слишком занят, спросят – отмахнется. А у нас в селе любой может подойти. И ты откликаешься, соборовать ли нужно, или еще что. Даже если ехать нужно в отдаленный поселок, если трудно, нельзя отказывать. Не отмахнуться, если совета просят, выслушать. Не поддаваться веяниям времени, всем этим увлечениям сомнительными святыми, новоявленными иконами, борьбой с ИНН. Никаким обольщениям не поддаваться. Стоять по-мужски, как отец. Тогда будет авторитет. Даже если все вокруг шатается, священник должен держаться.

Иеромонах Игнатий (Бакаев) (п.Максаковка, Республика Коми):

– Я не чувствовал, что готов ко священству, когда мне предложили рукоположиться, и растерялся. Но владыка Питирим, в ту пору еще игумен, сказал: «Чего не достает – Бог добавит, а лишнее уберет». И я со страхом согласился. Стал пытаться понять, что же делать. Меня тогда поразили слова из одной духовной книги, что первая обязанность священника: спасись сам. Я ведь раньше думал, что сначала о Родине нужно позаботиться, потом о себе. Но оказалось, что все верно: каков поп, таков и приход.

Как завоевать уважение мирян? Недопустимо делать две вещи – унижать людей и идти у них на поводу. Потакать, подстраиваться часто выгодно, так же, как и осуждать что-либо и строить на этом свой авторитет. Некоторым людям важно знать, что можно не любить, – это проще, чем учиться любить. И если дать список – это плохо, другое, то можно и в «старцы» угодить. Особенно если критикуешь священноначалие. Однако авторитет, заработанный таким образом, недорого стоит. Это не значит, что нужно соглашаться со всем, что делает священноначалие. Если попираются заповеди, этого нельзя покрывать. Но нельзя судить, полагая, что ты лучше знаешь, как управлять Церковью.

Первый, самый простой и самый сложный, путь к уважению – любить свою паству, помнить, что это не твое стадо, а Христово. Нельзя забывать, что невозможно служить двум Господам: Богу и мамоне. Помнить, что ты можешь быть в чем-то неправ. Типичная ошибка – мы боимся советоваться с другими пастырями, желаем сами изо всего выпутаться. Не нужно бояться показаться некомпетентным. Тем более, что мы действительно часто некомпетентны.

И, конечно, нужно очень много терпения. Я когда начинал служить, то мне прихожанки пальчиком грозили: ты смотри – этого не делай, того. Подозревали меня в чем-то, были в ожидании воровства и какого-то недолжного поведения. Как-то раз наш сосед попросил доски, чтобы подремонтировать тротуар, по которому все мы ходили. Утром мои приходят, шум поднимают – доски украли! Я объясняю, что к чему, что задача Церкви – по силам помогать людям. Но вижу: нет понимания. А через полгода мы стали так близки, что плакать хотелось, так друг друга полюбили. С Божьей помощью нужно потерпеть, и если люди увидят, что ты для них, а не для себя стараешься, перед Господом за них ходатайствуешь, то примут тебя. Это ведь немалое дело – признать тебя отцом, довериться, не опасаясь обжечься. Так что не нужно на людей обижаться.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга