СТАРОВЕРИЕ
«В ОДИНОЧКУ СПАСАТЬСЯ ТРУДНЕЕ» 10 лет исполнилось сыктывкарской общине староверов-поморцев. В Древлеправославной Поморской Церкви она считается одной из самых «молодых». Примечательно, что ее председателю Ивану Васильевичу СОКЕРИНУ чуть более тридцать лет. С ним встретился ваш корреспондент.
– Сколько всего староверческих общин в Коми? – Зарегистрированных две – наша и усть-цилемская. Хотя на Печоре можно бы открыть несколько. В селе Замежном есть прекрасный молитвенный дом, даже с колоколом, но регистрацию там не стали проходить. Практически в каждой деревне по Печоре есть «грамотные», как мы называем начитанных христиан, вокруг которых объединяются единоверцы. – Староверы появились на территории Коми почти сразу после реформ Патриарха Никона, с тех пор прошло более 300 лет. Но в Усть-Сысольске, нынешнем Сыктывкаре, староверческой общины не было. Почему? – Изначально староверы бежали от царского надзора, их вытесняли на окраины. С начала XIX века древлеправославие стало возвращаться в города. Но не в Усть-Сысольск, потому что северные наши районы не тяготели к этому уездному центру. Печорские территории, где традиционно жили поморцы, административно относились к Архангельской губернии. То же самое было и со вторым в Коми староверческим центром – Удорским районом. А в последние десятилетия жители деревни стали активно переезжать в город, и у нас в Сыктывкаре оказалось много староверов. – С чего все начиналось? – Когда организовывалась община в Усть-Цильме, туда ездили духовные отцы из Петербурга и Москвы, они проездом останавливались в Сыктывкаре и познакомились с несколькими живущими здесь староверами из Удоры. Получилось так, что мы узнали друг о друге только через секретариат Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. Там дали адреса людей, которые писали письма из Сыктывкара, обращались за крестиками и церковными календарями, и по этим адресам мы стали ходить. Так я познакомился с Еленой Витальевной Семичастновой, которая активно включилась в создание общины. Потом мы дали объявление в газете. Первое учредительное собрание провели в конце октября 1994 года, а в ноябре уже официально зарегистрировали общину. – Старообрядчество всегда жило и спасалось в рассеянии. Насколько для него важна общинная организация? – Для нас, древлеправославных христиан, важна соборная молитва. В одиночку спасаться труднее, тем более в наших условиях. После раскола у нас утрачено архиерейство, а без архиерея, облеченного благодатью, не может быть священников. Таким образом, хранителями чистоты вероисповедания у нас остался сам народ, точнее, наиболее образованная его часть, знакомая с творениями святых отцов. Чтобы это не утратить, нужна общинная жизнь. В прежние времена у поморцев были свои монастыри, в которых переписывались церковные книги, писались иконы. Например, в Коми это Великопоженский скит на реке Пижма и Омелинский на Цильме. Сейчас ничего этого нет, духовная жизнь переместилась в приходские храмы. – Известно, что в Троицко-Печорском районе до сих пор подвизаются скрытники. Они продолжают монашеские традиции старообрядчества? – Это не совсем монашество. Первоначальником скрытников был соловецкий инок Евфимий, в первой половине XVII века его последователи отделились от филипповцев, одного из толков Поморского древлеправославия. У них свой взгляд на вопрос об антихристе, они считают, что христиане не должны соглашаться не только с духовным растлением веры, но и с государственными установлениями. Например, они ни в коем случае не желают ставить свои подписи на документах рядом с новостильными датами по григорианскому календарю. Для них это участие в мирских делах, где царствует антихрист. Но я бы не сказал, что нынешние скрытники в полной мере следуют своим традициям и могут дать объяснение своему упованию. Тем не менее, традиция продолжается. В Троицко-Печорском районе, насколько знаю, все скрытники поселились в поселке Скаляп, это в основном женщины пожилого возраста. Они, кстати, имеют тесную связь со своими вятскими единоверцами, которых в Кировской области много. – Ваше Поморское согласие считается преобладающим на Русском Севере среди других старообрядческих согласий. Это так?
– Корни поморцев исходят от отцов Соловецкого монастыря, а также Выговского общежительства, которое долгое время было центром Поморского древлеправославия. То есть поморчество возникло как раз на севере – у Белого моря, в Олонецком крае – и распространялось дальше по северу. Именно оттуда, с Выга, к нам на Печору пришел Иван Акиндинов и был одним из руководителей Великопоженского скита. То же самое с Удорским районом – через Пинегу удорцы сообщались с Выгом. – Удора – это коми, Усть-Цильма – русские. Не мешает ли это единству поморцев? – У нас одни и те же традиции, одна вера. В нашей сыктывкарской общине есть выходцы из самых разных регионов. Помимо коми, это бывшие жители Алтая, Кировской и Рязанской областей, Поволжья. А духовный наставник наш, Олег Иванович Розанов, живет в Петербурге, он настоятель Невской старообрядческой поморской общины. Помогали нам многие. Из Москвы приезжал наставник Василий Федотович Нечаев. Тесные связи у нас с общиной из Мурашей Кировской области – они помогали книгами, иконами, разной утварью. Сейчас, к слову сказать, в помощи нуждаются они. Месяц назад в мурашинский храм ворвались семеро преступников в масках, связали сторожа и вынесли все иконы. – В деревнях вы бываете, встречаетесь там с единоверцами? – Мы выезжали в деревни на среднюю Печору, в Удорский район. Картина там безрадостная. Уничтожение «бесперспективных» деревень очень ударило по староверию. Из поколения в поколение в семьях передавалось древлеправославное благочестие. А сейчас многие дети с малых лет оторваны от семьи. Они учатся в интернатах, поскольку в деревнях школы позакрывали, и не видят родителей неделями, даже месяцами. Передача традиций и христианское воспитание в таких условиях почти невозможны. А оставлять детей дома – это не приветствуется госорганами опеки, да и кто согласится лишить своего ребенка школьного аттестата? Выход только один – в интернатах преподавать Закон Божий. Но пойдут ли на это власти? Получается, что только в городах сейчас сохраняются древлеправославные традиции. Чтобы креститься, деревенских детей везут за тридевять земель. Например, из села Покча Троице-Печорского района за крещением и на исповедь ездят в Москву. Это, конечно, ненормально. – Учебные заведения у поморцев есть? – В Петербурге при Российском Совете действуют образовательные курсы, где учится много молодежи. Ежегодно проводится слет поморской молодежи, есть у нас и летний лагерь в с.Усть-Далысы Псковской области. Там около озера возник городок с часовней, прикупаются соседние дома, возникает поморский центр. Какая-то работа ведется и в нашей общине. Передаем книги о староверии в библиотеки, в частности, в Сыктывкарский университет. Каждое воскресенье у нас проводятся беседы по книге аввы Дорофея о христианских добродетелях. В Рождество и Пасху проводятся дневные детские службы. – Чем они отличаются от обычных? – Продолжительностью, ведь взрослую вечерню детям трудно выстоять. В конце детской службы произносится проповедь, понятная малышам. Затем следует праздничная трапеза. – Вопросы, которые волнуют прихожан нашей Церкви, вас как-то касаются? Например, дискуссии вокруг ИНН. – Все, что происходит в РПЦ, до нас, конечно, доносится, и это даже обсуждается на заседаниях Российского Совета. Но касательно ИНН никаких решений у нас принято не было, пока наблюдаем. Если говорить об апокалиптических настроениях, то у староверов-поморцев есть свой взгляд на события, происходящие в мире. Исполнение пророчеств об антихристе уже сбылось – на Папе Римском. Когда он принял на себя и человеческую, и Божью власть как законодатель и судия всей вселенной, то, по пророчествам, которые были у пророка Даниила и святых отцов, был явлен последний антихрист, который стал смущать всю вселенную. Через это, мы считаем, уже погибло много христианских душ. Мы боимся не каких-то телесных «печатей», идентификационных номеров и прочего, а боимся духовных печатей прежде всего. То есть отступления от чистоты вероисповедания. – На последнем Архиерейском Соборе говорилось о сближении со старообрядцами. Как у вас на это отреагировали? – 25 ноября будет заседание Российского Совета, возможно, там будет рассматриваться вопрос об инициативах Архиерейского Собора. Говорить о сближении сложно. Если мы более или менее знаем о вашей церковной жизни, то большинство ваших верующих почти ничего не знает о староверии. Получается, движение-то одностороннее – мы приближаемся к РПЦ, а с той стороны его почему-то не видно. – Здесь, в Сыктывкаре, будет ли строиться староверческий храм? – Об этом еще рано говорить, надо прежде создать совет попечителей. Но храм нужен, по большим праздникам мы едва вмещаемся в молитвенном доме. Записал М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |