ВОСПОМИНАНИЕ МОЙ ДЕДУШКА АРХИЕПИСКОП ЛЕОНТИЙ Своего дедушку – архиепископа Архангельского и Холмогорского Леонтия (Смирнова) – я помню еще со времени Великой Отечественной войны, когда он служил в храме «Утоли моя печали» на Ярославщине. Тогда он был еще мирским священником – о.Михаилом, но жил уже один. А раньше у него была большая семья – супруга Юлия Александровна и семеро детей: Лидия (моя мать), Вера, Елена, Екатерина, Надежда, Ольга и Николай. Уже тогда его длинные, ниже плеч, волосы были седыми. Это был период разгула атеизма. И сейчас кажется совершенно невероятным, как тогда ему удалось восстановить разрушенный главный купол церкви и водрузить на нем крест. Вся его жизнь – это твердая, непоколебимая вера в Господа, служение ближним, безропотное терпение, смиренное перенесение своих скорбей. Не зря материалы по архиепископу Леонтию представлены Архангельской епархией в Священный Синод для канонизации в сонме новомучеников и исповедников Российских. Детские воспоминания В быту вне храма дедушка никогда не снимал своего поношенного подрясника, сшитого из простого темного материала. При его появлении на улице, бывало, прохожие посмеивались над странным попом, а некоторые даже оскорбляли и издевались над ним. В то время священнослужители были «вне закона», подвергались всеобщему глумлению и осмеянию. Может быть, поэтому большинство из них вне храма носили светскую одежду, коротко стригли волосы, из-за чего их невозможно было отличить от остальных людей. Мой дедушка в своей рясе, с длинными волосами выглядел как чужак. Тем более, что он был кротким и незлобивым. Особенно донимали его мальчишки. Однажды один такой хулиган запустил в него камнем и попал в глаз. Глаз тут же вытек и повис на жилке. Но, как сообщает семейное предание, дедушка не рассердился на испугавшегося хулигана, а благословил его и даже успокаивал, что все так получилось. Затем занес в свой поминальник и молился о его здравии. Но среди родственников существует и другая версия – будто бы он потерял глаз, когда находился в заключении и сидел в одной камере с бандитами, которые его избивали. Нам, ученикам школы, тогда не разрешалось ходить в церковь. Это считалось большим позором. Храм иконы «Утоли моя печали» находился за рекой. А на мосту через реку, особенно во время больших церковных праздников, стоял красный патруль, состоявший из членов партии и старших комсомольцев. Они отмечали «нарушителей» дисциплины, фиксируя всех верующих, посещавших церковь, для их последующих проработок в школе и на производстве.
Мама часто рассказывала мне о своем детстве, о взаимоотношениях в семье. Конечно, все дети в их семье воспитывались в православном духе, ходили в церковь, соблюдали посты. Но нельзя сказать, чтобы родители принуждали их вести такую жизнь. Как-то произошел забавный случай. Был постный день, но младшим детям на стол поставили тарелку со скоромной пищей. Кто-то напомнил о посте, и дети тут же стали выплевывать все, что не успели проглотить. Жить по-церковному было у них уже в крови. В семье дедушки очень любили музыку, любили петь. Возвращаясь со службы, дедушка часто восхищался церковным хором, их удивительным пением. Иногда долго не мог успокоиться, покачивая головой, говорил: «Как поют! Ангельские голоса!» Наша мама тоже увлекалась музыкой, хорошо играла на гитаре, фисгармонии. Эта традиция в нашем роду продолжается и сегодня. Библиотека дедушки состояла только из старых церковных книг. Но говорят, что в молодости он читал и светскую классическую литературу. Больше всего любил Чехова. Искренне смеялся, читая рассказ «Канитель». По-видимому, у него во время поминания возникали подобные случаи. Наставления чадам
Когда дети уже жили самостоятельно, архиепископ Леонтий не упускал случая напомнить им о Боге, о необходимости постоянного обращения к Нему за помощью или с благодарением. Приведу лишь один поучительный отрывок из его письма, адресованного младшей дочери Надежде: «Дорогая дочь Надя! Получил Твою телеграмму о времени твоей свадьбы и с приглашением на свадьбу. Но приехать не могу, так как у меня 12-го и 15-го февраля службы в соседних приходах с рукоположением во дьякона. Отменить эти службы нельзя. Если бы это Ваше сообщение пришло неделей раньше, то я мог бы еще назначить служение и рукоположение раньше. Заочно благословляю тебя, дорогая дочь, на брак с молитвенным пожеланием счастливой и долгой жизни в любви, согласии, уважении, в довольстве во всем необходимом. Поручаю Тебя Господу и заступлению Божией Матери, святому Ангелу хранителю, святой Мученице Надежде. Не забывай Бога, и Он тебя не оставит Своею милостию и помощью. Всегда и во всем молись ежедневно, приобщайся Святых Таин ежегодно, не меньше разу. Не смотри на других, не стыдись людей. Жизнь прожить – не поле перейти. Без скорбей не обойтись, а верующему в это время в религии и утешение, и помощь избавиться от скорбей или перенести их благодушно. Забвение Бога делает человека скотоподобным, беспомощным, озлобленным, тяжелым себе и людям. В тяжелое время человеку, который Бога забыл, нелегко Его восчувствовать и получить помощь и отраду...» Дедушка жил скромно, всю свою жизнь помогал чем мог не только родственникам, но и просто нуждающимся людям, не заботясь о собственном достатке. Родня В годы войны наша семья (моя мама с четырьмя детьми) эвакуировалась из-под Ленинграда в г.Ярославль, где жила бабушка (мать отца) с младшим сыном. Они были не очень рады нашему приезду, поскольку время было трудное, голодное. Мой отец Михаил был несправедливо осужден военным трибуналом, вернулся только в конце войны, а вскоре был реабилитирован. Судимость с него была полностью снята, и он даже получил почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР». Дедушка тогда служил в области в 45 километрах от Ярославля. И вот, зная о нашем бедственном положении, вместе с пожилой, глубоко верующей женщиной, у которой он снимал квартиру, они впрягались в деревянные санки с плетеным верхом (туда грузили сухари, муку и прочую снедь) и отправлялись зимой к нам в Ярославль по льду Волги. Сколько часов они шли – трудно сказать. Летом речной трамвайчик покрывал это расстояние за четыре часа. Как сейчас помню, когда они входили в дом, от них шел пар, а на спине у дедушки проступало большое черное пятно от пота. Немного отдохнув, отдав нам собранные припасы, которые нам помогали в то время выжить, попив чаю, они отправлялись в обратный путь. Надо было спешить, чтобы не опоздать на церковное богослужение. И хотя мои родители никогда не обращались к нему за помощью, мы постоянно ее ощущали. Когда он служил уже в Архангельске, то помог нам купить деревянный дом. Узнав о моем увлечении музыкой, наказал родителям купить мне аккордеон. Окружение Необычными были и люди, которые его окружали. Летом мы с матерью ездили к нему в гости. Его домохозяйка Агриппина Никандровна Журавлева (мы ее звали просто «тетя Груша») встречала нас искренней радостью, стараясь побыстрее накормить. В молодости она отказалась от замужества, не принимала мясной пищи, полностью посвятила себя Богу. В течение всей своей жизни она не признавала советскую власть и не желала работать в ее учреждениях. Прислуживала в церкви, обходилась огородом и дарами леса (грибами и ягодами). Вместе с дедушкой уехала с Ярославщины в Архангельск и там тоже прислуживала в храме. А после кончины архиепископа Леонтия вернулась в родные ярославские края, где через несколько лет мирно отошла к Господу. Вехи пути Много скорбей пришлось пережить нашему дедушке за свою жизнь. По официальным документам, родился он 20 мая 1876 года в семье церковнослужителя в Новгородской области. В 1896 году закончил Новгородскую Духовную семинарию, где один год прослужил помощником инспектора, а после рукоположения в 1900 году стал служить священником. В 1931 году был арестован в храме во время богослужения по доносу местного коммуниста и осужден по статье 58-10 УК РСФСР сроком на пять лет исправительно-трудовых лагерей. Срок отбывал на Соловках и в Кемских лагерях. После освобождения сначала служил в с.Ильинском Ярославской области, а потом был переведен в чине благочинного в храм «Утоли моя печали» в райцентр Некрасовское. Будучи благочинным, часто встречался с Ярославским архиепископом. За свои труды снискал уважение ярославского владыки и по его рекомендации в 1944 году, после смерти своей супруги, был пострижен Святейшим Патриархом Сергием в монашество с именем Леонтий, а затем хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. Семья Моя бабушка Юлия Александровна (урожденная Сперанская) была тоже из семьи священнослужителя. Она была верной спутницей дедушки до конца своей жизни, безропотно переносила все невзгоды, тяготы, лишения, выпавшие на их долю. Как могла она охраняла семейный очаг, заботилась о детях и внуках. Старшие дочери рано покинули отчий дом, обзавелись семьями. В тридцатые годы считалось непрестижным быть дочерьми священника. Особенно это сказывалось при поступлении на учебу и работу. Но они никогда не скрывали своего происхождения, старались всегда посещать храмы, постоянно поддерживали родственную связь со своим отцом владыкой Леонтием. До самой кончины дедушки дочери навещали его, приезжали в гости, советовались по всем своим делам. Младшие дети – Ольга и Николай – скоропостижно скончались еще при жизни родителей. Ольга была больна от рождения, поэтому и умерла. А Николай вместе с бабушкой Юлей в то время, когда дедушка находился в заключении, некоторое время жили у нас, в г.Волховстрое Ленинградской области. После его освобождения они втроем отправились в с.Ильинское Ярославской области, где о.Михаил продолжил в церкви свое служение Богу. В это время сын Коля заболел менингитом. Его отправили лечиться к старшим сестрам в Ленинград, где он и умер. Шли тридцатые годы. Было ожесточенное гонение на верующих и на Церковь. Дедушка особо не переживал смерть сына, потому что был твердо уверен, что тот попадет в Царство Небесное и что в начавшейся жестокой жизни ему было бы очень непросто найти свое место в жизни. Коля рос кротким, смиренным и глубоко верующим человеком, знал много молитв и заучивал наизусть большие отрывки из Священного Писания.
Вскоре скончалась и бабушка Юля. Накануне ее смерти дедушке приснился вещий сон: будто бы они вдвоем едут куда-то на повозке. Внезапно повозка остановилась, бабушка сошла с нее, а дедушка отправился дальше. В начале 50-х годов архиепископ Леонтий приезжал по церковным делам в Коми АССР. Республика Коми до недавнего времени относилась к Архангельской епархии. Некоторые прихожане церкви во имя иконы Казанской Божией Матери в местечке Кочпон помнят о том, как владыка Леонтий проводил у них церковную службу. Не случайно наша семья отдает предпочтение кочпонскому храму. Здесь совершается крещение наших детей и внуков. Возлюбив ближнего Одна из заповедей Господних гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Вне всякого сомнения, владыка Леонтий выполнял эту заповедь. Вся его жизнь – это беспрестанная забота о ближних. Сам же он довольствовался малым, только самым необходимым. Те, кто служил вместе с владыкой и знал его лично, вспоминают его как удивительно смиренного и кроткого архипастыря. Жил он тоже очень скромно. Будучи владыкой, из дома на службы добирался пешком. Он твердо верил в то, что скорби и радости Господь посылает для нашего вечного спасения. Дедушка скончался скоропостижно 28 января 1953 года от паралича сердца. Похоронен был у алтаря кафедрального Свято-Ильинского собора в Архангельске, в котором служил, будучи владыкой. На памятнике, изготовленном в виде аналоя, запечатлены его предсмертные слова: «Дети мои, любите Церковь, молитесь Богу, молитесь за обижающих вас». За могилкой ухаживают и сейчас: приходят не только родственники, но и многие верующие, которые помнят и знают владыку Леонтия как замечательного человека и истинного архипастыря стада Христова. Сейчас у архиепископа Леонтия более пятидесяти внуков и правнуков. Все мы свято чтим его память, храним не только письма, личные вещи, но и его высказывания. Светлая ему память! С.М.БУТЫЛЕНКОВ, внук архиепископа Леонтия На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |