МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ НЕБЕСНАЯ КОРМИЛИЦА С самого своего основания Тервенический женский монастырь обрел Под покровом Тервеническая обитель во имя Покрова Пресвятой Богородицы – одна из самых отдаленных от больших городов в Санкт-Петербургской епархии. Она находится в 265 километрах к востоку от северной столицы, в Лодейнопольском районе, неподалеку от границы с Вологодской областью и дороги, ведущей из Лодейного Поля в Тихвин. А из Свирского монастыря до Тервеничей – всего 90 километров. Когда едешь по объездной дороге от Лодейного Поля в Питер, надо повернуть налево, на дорогу с указателем «Чудово», доехать до Алеховщины, а там – рукой подать. Десять лет назад никому из «плавающих и путешествующих», любителей странствий и особенно святых мест, наименование Тервеничи ничего не говорило. А теперь это необычно звучащее слово (в переводе с финского оно означает «здравствуйте») вызывает в сердце воспоминание об удивительной природной красоте в сочетании с гармонией творения человеческого. Белоснежный храм стоит на высокой горе, а кругом расстилаются вдаль убегающие холмы, внизу светится голубое озеро, а на горизонте темнеют дремучие леса. Когда стоишь на тервенической горе, возникает ощущение полета – такие просторы открываются здесь и взору, и душе. А когда входишь под своды храма, будто в рай попадаешь, как его в детстве себе представлял – стены храма расписаны яркими цветами и иконы написаны празднично-яркими красками. Много здесь всегда и живых цветов, которые в изобилии выращивают в монастыре. Тервеническая обитель – единственная за последнее время, которая возникла там, где раньше никогда не было монастыря. Ее история началась 1 июня 1991 года, но Тервенический погост имеет древнее прошлое. Первое его упоминание – в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича 1137 года. Погост относился к Обонежской пятине владений Новгорода Великого. Среди деревень, входивших в состав погоста, были владения Новгородского архиепископа и Антониево-Дымского монастыря. Согласно писцовой книге 1581-1582 годов, в погосте, называвшемся Михайловским, было две церкви – во имя Святого Архистратига Михаила и Успения Пресвятой Богородицы. В 1861 году на собранные жителями села деньги была построена каменная церковь Успения – снаружи выбеленная, богато расписанная. Службы в Успенском храме прекратились в 1935 году, когда арестовали отца Василия. В церкви разместился клуб с танцплощадкой и киноустановкой, потом – склады для зерна и удобрений. Удобрения разъели штукатурку и росписи. Была разобрана кровля, разрушение довершил пожар, завалы внутри храма доходили до окон. Было практически уничтожено старое кладбище. Ко времени прихода инокинь от погоста оставалось единственное старое здание – полуразрушенная Успенская церковь... Возникновение любого монастыря в наше время – это чудо, а такого монастыря, который вырастает на новом месте, – чудо вдвойне. Теперь уже можно сказать, что не без покровительства прп.Александра Свирского это чудо свершилось, – в первый же год трудного существования Тервенической обители он приходил во сне к сестрам и утешал и предсказывал им цветущее будущее. И недаром, когда были вновь обретены нетленные мощи святого, прежде чем вернуться в свой монастырь, в Питере несколько месяцев образ пребывал на подворье Тервенического монастыря – в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (на фото справа). Прихожанки этого храма и его тогдашний настоятель, теперешний игумен Свирского монастыря отец Лукиан (Куценко), и были основателями нового Удела Божией Матери на Русской северной земле. Первый после многолетней разрухи молебен у разрушенных стен Успенского Тервенического храма был отслужен летом 1991 года. Молились прихожане храма святых мучениц во главе с его настоятелем, а среди них были будущие первые насельницы обители – монахини София (Артеменко) и Вера (Новикова) – ныне схимонахини Саломия и Мария. По благословению митрополита Иоанна (Снычева) вскоре монастырь получил начало в качестве сестричества церкви свв. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Первый постриг состоялся 13 октября 1991 года накануне праздника Покрова, а сейчас в монастыре подвизается уже 30 сестер. «Учет чудесам не велся...» Вскоре обитель получила благословение свыше. У одной одесской художницы обнаружился список Касперовской иконы. В Одесском Успенском кафедральном соборе он после молебна был приложен к первообразу, затем перевезен в С.-Петербургскую церковь во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Прихожан потрясли прекрасные лики Богородицы и Богомладенца. Особенно приковывали к себе выразительные глаза Пречистой Девы: они смотрели как живые и проникали в самую глубину души, в самые сокровенные тайны сердца, внося свет, спокойствие и радость. После прибытия иконы в храм свв. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который стал подворьем монастыря, многие испытали на себе благодатную силу, идущую от иконы. Люди получали исцеления и иную помощь. Так, по молитве после елеопомазания маслом от лампады, горящей перед иконой, исцеление получила больная, страдавшая почти ежедневными приступами астмы. Приступы отступили сразу и больше не возобновлялись в течение многих лет. В памяти первых прихожан остался и случай, который надолго поразил воображение всех. Учет тогда чудесам и исцелениям не велся, и поэтому воспроизводим случай исцеления по словам очевидца. Во время пребывания иконы в храме в один из дней туда вошла горько плачущая пожилая женщина и поведала священнику и окружающим о своей беде. Из рук ее зятя выпала банка с соляной кислотой, в результате он получил сильный ожог лица и рук, а у его двухнедельного ребенка была обожжена грудка. Отца госпитализировали сразу, а ребенка мать наотрез отказалась отдать в больницу, несмотря на серьезность повреждения. Жизнь ребенка была под угрозой. Бабушка пришла в храм просить Пресвятую Богородицу исцелить ребенка. Настоятель в ее присутствии отслужил молебен перед обретенной иконой, через два дня в храм вошла молодая женщина с огромным букетом дивных роз. Она оказалась матерью младенца, пришедшая поблагодарить Богородицу за его чудесное исцеление: уже через день от ожога не осталось следа, бывшую рану покрывала сухая кожица. Огромные букеты роз и впоследствии приносили к иконе благодарные просители помощи у Пресвятой Богородицы. Чудотворения от иконы продолжали происходить уже и в самой обители, куда икона была перевезена спустя два месяца после прибытия в северную столицу. В последние годы свидетельства о благодатной помощи от Касперовской иконы стали записывать, эти рассказы воспроизводятся в различных изданиях, посвященных Тервеничам. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна образ получил наименование Тервенической иконы Божией Матери. Судьбы сестер История нового монастыря – это прежде всего история его насельников. Их судьбы и составляют жизнь всей обители. О некоторых из них хочется рассказать особо. Несколько лет бессменным экскурсоводом по обители была матушка Антония. Она, хотя и человек в возрасте, к Богу, в церковь и святую обитель пришла не так давно. Но сам этот чудесный приход, видимо, совершился не без молитвенной помощи ее дочери – матушки Олимпиады, которая вошла в тервеническое сестричество с первых же дней его основания (на фото слева). Будущая матушка Антония была педагогом. Очень любила свое дело и даже в глубоко пенсионном возрасте не думала о том, что когда-либо его оставит. Все произошло в одночасье. Сначала Нина Антоновна стала помогать в свечной лавке Свирского монастыря, рядом с которым у нее была дача, а вскоре уже облеклась в черные одежды и стала послушницей Тервенического монастыря. Хотя, пожалуй, только со стороны все выглядело такой неожиданностью. Господь говорит с душой наедине… 9 августа сего года матушка Антония отошла ко Господу, достойно перенеся муки болезни, которые были ей посланы в последние месяцы ее земной жизни. Летом монастырь украшают многочисленные цветники – розы, георгины, астры, бархатцы, декоративные травы. Создала эту красоту тоже ныне покойная матушка Анна. Она одной из первых пришла в обитель и принялась за ее благоукрашение с истовостью необычайной. В миру матушка Анна была ученым-ботаником, кандидатом наук и свои научные знания стала воплощать в жизнь в монастыре. Даже рядом с привычным неленостным трудом всех насельниц монастыря сестра Анна отличалась неутомимостью. Когда ее настигла тяжелейшая онкологическая болезнь, она продолжала работать дни и ночи, пока совсем не иссякли силы. Она и на смертном одре спрашивала: как ее цветочки? Можно сказать, матушка Анна поставила самый красивый и живой памятник себе – в клумбах монастыря. В первые же годы монастырю удалось получить в свои владения немало земельных наделов. На этой земле развели огороды, сажают много картофеля, с полей собирают корм для скота. О хозяйке скотного двора – матушке Георгии – необходимо тоже рассказать. Ее трудами питаются паломники и сестры, монастырские молоко и творог в те дни, когда нет поста, – основная пища в трапезной. Послушание скотника, как известно, – одно из самых тяжелых: вставать нужно очень рано и ни минуты отдыха себе позволить нельзя. А матушка Георгия еще успевает через все село ходить в сельскую школу, где она ведет уроки французского языка (по образованию она филолог). Еще успевает писать стихи и музыку и петь свои песни под гитару. В качестве скотницы начинала свою монашескую жизнь и матушка Александра. Выпускница Санкт-Петербургского университета, написавшая прекрасную историческую работу, она получила приглашение в аспирантуру, но сердце ее отдано было другому поприщу – с радостью она надела монашеские одежды и отправилась на послушание на скотный двор. Теперь матушка Александра – управляющая монастырским подворьем в Санкт-Петербурге. И так же светится покоем и радостью, которые привлекали к ней в первые же дни ее вступления на монашеский путь. Имя матушки Леониды, стараниями которой (трудами в архивах) были обретены мощи прп. Александра Свирского, в представлении не нуждается. В монастырь она пришла из «большой науки» – накануне защиты докторской диссертации. И так же, как и все матушки, проходила послушания и в трапезной, и в храме, и в швейной, и на огороде. Матушка – одна из свидетельниц первых чудес на Тервенической земле, о которых она написала в брошюре о монастыре: «...Как-то все в радость было, с такой радостью, с таким вдохновением работали. Помню, кольца на источнике ставили бетонные, копали глубоко, а там сразу – по грудь в глине, внизу мокро, холодно. Кольца спускали на руках, на веревках. Очень устали. Сели отдохнуть у источника, смотрим: на небе тройная радуга – через все наше поле как бы купол, три полосы из одного места выходят. Все увидели, обрадовались – как нас Господь укрепляет! И усталость сразу куда-то делась». Знаменательным оказалось и первое пожертвование на нужды монастыря, полученное уже в первые дни во время расчистки будущей монастырской территории. Иначе, как «пожертвованием с небес», его не назовешь. Оно было сделано молодой парой, специально приехавшей из Санкт-Петербурга. Во сне им трижды явилась их усопшая бабушка Вера, уроженка деревни, располагавшейся когда-то недалеко от Тервеничей, и сказала: «Езжайте в Тервеничи, найдите священника и дайте ему 10 рублей – там возрождается храм». Это первая «небесная лепта». Небесная Кормилица На всех послушаниях, куда попадают паломники, тервенические матушки покажут, что значит по-настоящему трудиться во славу Божию, не думая о собственной усталости или болячках. Пример всем подает настоятельница монастыря – игумения Лукиана. На сенокосе, на картошке, в трапезной матушка не только проверяет, как трудятся другие, но и сама всегда впереди всех. Первые насельницы монастыря помнят, как плакала матушка, когда ее назначили игуменией, как она уговаривала духовника, чтобы «не ставили ее так высоко», ссылаясь на свое недостоинство. А теперь каждый, кто приезжает в обитель, из года в год и видит ее постоянное благоустройство, говорит о матушке: «Вот настоящая хозяйка!» Хозяйка – это значит не барыня, а та, кто обо всем и обо всех печется и за все отвечает. В этом году, по словам матушки Лукианы, они в который раз были утешены их Милующей Матерью, Царицей Небесной. Как известно, все лето у нас на Севере лили дожди, и не просто дожди, но и ливни. Сено для восьми коров накосили, как всегда, на семи монастырских полях. Когда пошли ворошить и убирать сено с ближних двух полей, то обнаружили, что все пропало – сено сгнило от переизбытка влаги. На дальние поля решили даже и не ходить, не хотелось лишний раз расстраиваться. Матушки думали: чем же они будут кормить своих кормилиц-коровушек. А игумения Лукиана вспоминает, что «почему-то была совершенно спокойна; я знала, что Матерь Божия нас не оставит». И вот уже в конце лета сестры стали убирать траву, скошенную прямо на территории обители, и обнаружили, что она вполне просохла. Тогда матушка сказала: «Сестры, давайте посмотрим, а что у нас делается на дальних полях. Вдруг и там сено сухое лежит». Когда сестры обошли пять дальних полей, оказалось, что сено на нем вполне пригодно для корма и хранения. Это было настоящим чудом, потому что дожди почти не переставали лить. Нынче все эти заботы позади – наступила зима. Господь не оставил сестер-молитвенниц в этом году, не оставит и в следующем. На Него только и упование. По «зимнему расписанию» Тервенический монастырь дает возможность пробыть там не только один день, но и сколько захочешь – если, конечно, будешь не лениться, а трудиться. Послушаний в монастыре немало, даже зимой – и на скотном дворе, и в трапезной, и на стройке. Монастырь очень нуждается в помощи. А те, кто пожил там подольше, говорят: «Вот что интересно: после того, как поживешь в монастыре, поработаешь, а потом домой приедешь, – оказывается, не ты кому-то помогал, а тебе помогали. Совсем новым человеком из монастыря возвращаешься, хотя порой физически и очень устаешь». В Покрово-Тервенический монастырь из Петербурга от подворья – храма свв. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – постоянно отправляется микроавтобус с паломниками-трудниками. Оттуда можно отправиться не только в сам монастырь, но и в его скит, освященный в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Скит находится в 20 километрах от Тервеничей в деревне Пирозеро. Уже пять лет скит дает приют страдающим от привычки к наркотикам. Некоторые из бывших наркоманов годы спустя вместе с семьями, вместе с детьми приезжают к матушке Силуане – управляющей скитом – поблагодарить Божию Матерь за дарованную им новую жизнь. В настоящее время в Петербурге в храме свв. мучениц пребывает чудотворная Тервеническая икона Божией Матери (на фото внизу). Перед ней служатся водосвятные молебны. А после Рождества икона по «зимнему расписанию» опять вернется в родную обитель. Пресвятая Богородице, моли Бога о нас! Л.ИЛЬЮНИНА . На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |