СОБЫТИЕ 

«МЫ ТАК ЖДАЛИ ЭТУ СВЯТЫНЮ»

Беседа с сотрудницей фонда св.Андрея Первозванного Ириной АХУНДОВОЙ

Было морозно, когда мощи святой княгини Елизаветы прибыли наконец-то в Коми – на землю, где полегли в братские могилы без крестов бесчисленные новомученики Российские. В Стефановском соборе, где сыктывкарцы ждали встречи с преподобной, было так тесно, что не перекреститься. После молебна народ, приложившись к мощам, начал потихоньку расходиться.

Потом последовала одна сценка. Перед алтарем ходила молодая женщина с каким-то беспомощным, птичьим взглядом. Было ясно, что в храме она бывает редко, уходить ей отсюда не хочется, но и что делать дальше, она не знает. Выручила ее дочь, девочка лет восьми. Она очень уверенно подвела мать к иконе, и когда та ринулась было целовать образ, сказала строго: «Перекрестись сначала!» И дальше так же разъясняла, что нужно делать. Мать как-то помягчела, успокоилась, попав в надежные руки. Господи, что за поколение растет?

Впоследствии я вспомнил об этом в разговоре с Ириной Ахундовой, сотрудницей Фонда святого апостола Андрея Первозванного (который организовал прибытие мощей преподобной в Россию и помогает владыке Михаилу Бостонскому в его путешествии по стране). По словам Ирины, этот случай в Стефановском соборе вовсе не редкость.

– Это не умещается в воображении. Ночь. Мороз. Идут дети. Спрашиваешь: «Вам не холодно, почему дня не дождались?» Отвечают: «Мы так ждали эту святыню, что мороза не чувствуем».

В Краснодаре я увидела маленькую девочку рядом с двумя женщинами. Решила с ними поговорить, уточняю: «Что вас привело?» Ответила мама девочки: «Вы знаете, нас дочка моя привела, пятилетняя Ангелина. Мы ее вчера крестили, и она утром сказала: мама, пойдем в храм». То есть ребенок привел взрослых к мощам.

Удивляло, как много во время нашего приезда крестили девочек, нарекая их Елизаветами, и к причастию подходило много Елизавет – маленьких, стареньких... Многие – впервые в храме, что-то приводит их, и совершенно очевидно, что это не последний их приход в церковь. Они не знают, как записки подавать, как свечки ставить, но первый шаг, благодаря Елизавете Федоровне, сделан.

– А как часто вы сталкивались с почитанием святой Елизаветы, имеющим более давнюю предысторию?

– Да, конечно. Очень многие приходили к Елизавете Федоровне как к родному, близкому, живому человеку. Лично цепляет, когда видишь изо дня в день, как люди стремятся издалека, с палочками, детей приносят грудных в эту толчею. Не каждый родитель ночью принесет ребенка в храм, зная, что там столпотворение. Но несли – в этом такое доверие к Богу! Приносили огромные букеты живых цветов, в том числе лилии, которые Великая княгиня очень любила. Оказалось, что люди об этом знают. Умиляет, как бабушки несут букеты, – мы ведь знаем, какие у них пенсии, сколько стоят цветы зимой. Как родной несут гвоздички, лилии, розы. Хотя бы один букет лилий – это обязательно.

На одном полустанке к нашему вагону-храму подошла женщина по имени Татьяна. Она была хромой, ходила с палочкой. Еле-еле забралась. После того, как она приложилась к мощам, я спросила: «Вы о чем-то просили Елизавету Федоровну?» – «Нет, – отвечает, – не просила». – «Обычно о чем-то просят, – объяснила я, – просят избавить от болезней». – «Для меня святая Елизавета такой близкий, родной человек, – сказала Татьяна, – а я так долго не могла даже мечтать не только к ее мощам приложиться, но хотя бы к иконке. Это счастье – то, что вы здесь оказались». Это какая-то действительно высокая вера, когда больная женщина ничего не просит, просто любит и все.

– Я слышал, что больницы вы тоже объезжали.

– В Волгограде, например, мы с малым ковчегом посетили в областной больнице детское онкологическое отделение. Видели глаза матерей и этих детей, их лысенькие головки. Они с такой верой подходили, у них были совершенно недетские молитвы.

– Были исцеления?

– Такого, как в Евангелии, когда человек входил слепым, а выходил зрячим, не было. Но надеюсь, что молитвы будут услышаны. Перед Рождеством нам позвонила из Волгограда Татьяна Станкова, та женщина, которая помогла нам встретиться с детьми в онкологическом отделении. Сказала, что все, приложившиеся к святыне, выписались с хорошими анализами. Об исцелении речь не идет, даже если оно произошло, говорить об этом рано. Но то, что анализы стали лучше, – это несомненно.

К сожалению, мы не смогли посетить все тюрьмы, дома престарелых, больницы в тех городах, где побывали. Это было обидно. Но всякий раз, когда это было возможно сделать, мы это делали.

В том же Волгограде подошла женщина и со слезами на глазах сказала, что ее духовный отец протоиерей отец Владимир Дунаев лежит в больнице, скорбит, что он такой беспомощный и не может приложиться к мощам. Ради него мы поехали в больницу, оказалось, что там есть часовня, и все, кто мог ходить, – больные, персонал – приложились к малому ковчежцу. Был отслужен молебен, прочитан акафист. Когда мы пришли в палату отца Владимира, он разрыдался, так что фотограф не мог его снимать, ведь это было настолько интимное переживание. Видно было, какое колоссальное значение имеет для этого старого священника встреча с преподобной. Ему восемьдесят или девяносто лет, точно не помню. По отзывам его духовных чад, святой человек. Он благословил нас. Мы узнали, что он построил в городе деревянную церковь без единого гвоздя. Но какой-то негодяй поджег ее, все сгорело. После этого у батюшки случился первый инфаркт. Он долго болел, потом поправился, построил новый храм – каменный, но снова попал в больницу.

– Вы все время говорите о малом ковчежце.

– Да, ковчежцев было два. Большой – с десницей – со времени прославления преподобной Русской Церковью За Границей хранится в Нью-Йорке. А малый к нам доставили из Иерусалима. Он сделан из досок гробов, в которых тела княгини Елизаветы и инокини Варвары были перевезены из Алапаевска – с места казни – сначала в Пекин, потом в Палестину. То есть этот ковчег – сам по себе святыня. Большой ковчег мы обычно ставили в храмах, а с малым ездили навещать тех страждущих, которые не могли прийти в церковь.

– Что еще запомнилось из путешествия?

– Я не все время сопровождала владыку Михаила, а дважды по три недели. Мы – представители фонда св. апостола Андрея – постоянно сменяемся, потому что мощи находятся в пути с 25 июля прошлого года. Самый первый город, где я побывала, – Пенза. Запомнилось, как много людей плакало из-за того, что поздно узнали о прибытии мощей, не успели приложиться. Мы несем ковчег в машину из храма, связанные железнодорожным расписанием, не в силах задержаться, а люди продолжают тянуть руки с иконками, платочками, фотографиями близких. Просят приложить их. Мы прикладывали, но много осталось тех, кому не смогли помочь.

– Где было многолюднее всего?

– Поразительно много людей было в Кемерово, в Красноярске что-то несусветное творилось, в Белгороде преподобную очень торжественно принимали, очень. Прекрасно встретили в Новороссийске. Там батюшка подвизается хороший такой, его морским называют. Он нас возил в места, где был госпиталь, основанный Елизаветой Федоровной, по-моему, километрах в девяти от города. Мы посетили это место с малым ковчегом, осенили его.

– Как вам жилось в течение столь длительного времени в вагоне-храме?

– Иногда бывало тяжело. Спать приходилось по несколько часов, а иногда вообще не спали, если перегон слишком маленький между остановками. Лишь когда ехали в Архангельск, перегон длился 30 часов, все выспались. В вагоне нас было обычно около восьми человек, то есть каждый мог жить в отдельном купе. Когда время есть, то кто читает, кто пишет. Владыка, как я поняла, любит читать по ночам, как бы ни уставал. Он знает несколько языков, любит музыку, живопись, старался собирать материалы о тех городах, в которых останавливался.

– Вы все города посетили, которые хотели?

– Нет. В России нас отказались принять в Мурманской епархии, куда мы должны были ехать из Петрозаводска. Почему, я не знаю. Из-за этого сбилось расписание, мы не успели, например, Архангельскую епархию предупредить заранее, что прибываем. Отказалась нас принять и Украина. Мы планировали посетить Харьков, Одессу, Львов – многие места. На уровне железнодорожников все было согласовано, но... А вот в Калининград не планировали ехать, но оттуда прибыла матушка Елизавета, настоятельница одной из обителей, и умолила приехать. Мы побывали там на Рождество.

– Почему вам отказали в посещении Украины?

– Причины этого отказа мне неизвестны. Но, вы знаете, был один любопытный случай. На станции Дно, там, где Государь подписал свое отречение от престола, к нам в вагон-храм пришел приложиться к мощам один парень из Киева. Сказал, что делает это уже не в первый раз, причем заранее никогда этого не планировал. В Псково-Печерском монастыре подошел к ковчегу в числе паломников. Потом приехал в Псков, не зная, где именно происходит поклонение мощам, ноги сами его привели в нужный храм. И теперь, приехав в Дно, узнал вдруг, что здесь стоит наш вагон-храм. Так вот за всю Украину трижды приложился. Всю дорогу мы ощущали влияние промысла Божия на это чудное шествие преподобной Елизаветы по России.

В. ГРИГОРЯН
Фото М.СИЗОВА.

«АБСОЛЮТНО ВСЕ ПЕРЕМЕНИЛОСЬ...»

В путешествии по России мощи преподобной мученицы княгини Елизаветы сопровождал владыка Бостонский Михаил. По его словам, более всего его удивило то, что в каждом месте, которое посетили мощи, обнаруживалась связь этого места с Елизаветой Федоровной. Например, в Казань мощи прибыли в день рождения святой и посетили храм, где служил некогда духовник Великой княгини.

Приятно удивило епископа Михаила, как горячо народ встречал ковчежец с десницей преподобномученицы Елизаветы. Иногда вагон-храм, на котором его везли, прибывал на вокзалы самой глубокой ночью, иногда – как это было, например, в Перми – шел проливной дождь. Но людей всегда приходило очень много. На вопрос мэра г.Сыктывкара, как удалось владыке за границей столь хорошо овладеть русским языком, епископ ответил, что, во-первых, на русском говорили в его семье, во-вторых, родное наречие помогала сохранить Церковь. При храме он с детства. Священники окормляли даже самых маленьких прихожан и не только учили их молитвам, но и играли с ними, например, в футбол.

В России, как выяснилось, владыка не первый раз. Впервые он побывал здесь в конце 60-х, конечно, частным образом. Что было замечательно, очень много к тому времени знал о стране. В Петербурге, например, не нуждался в помощи экскурсоводов.

Я спросил:

– Как ваша семья оказалась в эмиграции?

– Мой отец был донским казаком, воевал в Белой армии. Перед тем, как осесть в Париже, пожил в Константинополе и других местах Европы.

– А как вы попали в Америку?

– Там находится Синод нашей Русской Православной Церкви За Границей. Я являюсь викарным епископом Восточно-Американской епархии, которую возглавляет глава нашей Церкви митрополит Лавр.

– Кому принадлежит почин – посетить с мощами преподобномученицы Елизаветы Россию?

– Поступило предложение привезти их ненадолго в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, которая сейчас восстанавливается. Но наш Синод, посовещавшись, предложил привезти их в Россию на более долгий срок, чтобы посетить как можно больше епархий. В Московской Патриархии эта инициатива встретила полное понимание.

– Каким было ваше непосредственное впечатление от страны, от людей?

– Люди очень искренне проявляли свою веру. Многие, услышав о прибытии мощей, в первый раз в жизни посещали храм. Это, я считаю, было маленьким чудом.

– Какие моменты путешествия оставили наиболее яркое впечатление?

– Таких моментов было много. Запомнилось, как в аэропорту Игарки, где самолет ненадолго приземлился, к нам пришел местный священник со своей маленькой общиной – восемь человек. Там людям трудно, их образ жизни скуден – и вдруг такое событие. В памяти и посещение мэра одного города (кажется, Тамбова), который лежал в больнице. Вся больница встала, чтобы подойти поклониться мощам. Это был очень радостный момент.

– Насколько изменилась страна со времени вашего первого приезда к нам в конце 60-х?

– Абсолютно все переменилось. Другое поколение, другая перспектива. Довольно сказать, что я теперь сам могу сопровождать мощи, открыто исповедовать веру.

В.ДОНАРОВ

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Приезд мощей свв. Елисаветы и Варвары был не единственным визитом представителей Дома Романовых в Коми край. 3 июля 1898 года Усть-Сысольск на пароходе посетил муж Елизаветы Федоровны – Вел. князь Сергей Александрович, сын императора Александра II и дядя царя Николая II. На берегу его встречали депутаты от Земской управы, которые преподнесли великому гостю хлеб-соль. Затем для Сергея Александровича была проведена экскурсия по городу, во время которой ему был показан только что построенный величественный Стефановский собор. Великий князь посетил специально для него устроенную во дворе земской управы выставку, рассказывающую о традиционных занятиях и быте коми. Для наглядности здесь даже построили охотничьи и рыболовные избушки и в них посадили вяжущего сеть рыбака и чистящего ружье охотника. Князю выставка понравилась, и он даже кое-что купил на ней. 15 июля на заседании Усть-Сысольской думы было решено в честь посещения города членом императорской фамилии открыть богадельню, что впоследствии и было исполнено.

Как известно, в феврале 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной в него террористом Иваном Каляевым. Прибывшая к месту взрыва Елизавета Федоровна своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа. Потом просила государя помиловать убийцу, которого посещала в тюрьме, пытаясь обратить к Богу и спасти душу. После революции она могла покинуть Россию и уехать в Германию, откуда была родом, но предпочла разделить судьбу с русским народом и остаться в России, которую считала своей родной страной, а себя более россиянкой, чем немкой.

Е.СЕРАПИОНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга