ЗДОРОВЬЕ ЭТО НЕ РАБОТА, ЭТО – ЖИЗНЬ Беседа со священником Сергием Бельковым В 92-м отец Сергий Бельков стоял у истоков возрождения Коневецкой обители. Вскоре про остров, где расположен монастырь, пошла добрая слава. Это было одно из немногих мест в России, где людям, страдающим наркоманией, оказывалась не просто социальная поддержка: приезжая туда, они находили исцеление. В апреле 96-го отец Сергий был переведен на свой нынешний приход во имя Коневецкой Божией Матери в поселке Саперное Приозерского района Ленинградской области. Там борьба с наркозависимостью была окончательно поставлена на твердую ногу – создан реабилитационный центр. Это, впрочем, не единственная тема беседы. Разговор наш пошел и о замечательном подвижнике отце Василии Борине, старце, который в поселке Васк-Нарва близ Пюхтицкого монастыря занимался так называемым экзорцизмом, то есть бесоизгнанием, – о.Сергий Бельков был его учеником. Учитель – Батюшка, как вы познакомились с отцом Василием? – Это произошло в 1985 году. Узнав о деятельности батюшки, я поехал к нему для укрепления веры. И стал после этого проводить в Васк-Нарве половину отпуска, трудился, духовно питался. – Он что-то рассказывал о себе? – Знаю, что он рано женился, странствовал с семьей, потом захотел избрать путь юродства. Но духовник его не благословил, полагая, что отцу Василию должно стать священником. После семинарии батюшка служил в Псковской епархии. А спустя какое-то время был ему голос, сказавший, что он должен восстанавливать церковь в некоем Сыренце. Что за Сыренец? Однажды он спросил об этом благочинного Тартуского округа протоиерея Алексия Редигера. Да, да – будущего Патриарха. И услышал, что, действительно, есть такое место у них в Эстонии, которого не найти на картах. Потому что теперь оно называется Васк-Нарвой – это поселок на берегу Чудского озера, где стоит разрушенный храм Илии Пророка. Некогда это селение процветало, жители ловили в озере много рыбы. Потом начало угасать. – С чего началась деятельность о.Василия в Васк-Нарве? – С того, что местные жители сказали ему: «Уезжай лучше, батюшка, подобру-поздорову, тут живет женщина, которая занимается колдовством. Не даст она тебе покоя». И, верно, вскоре колдунья появилась, принесла молоко (заговоренное): «Испей, – говорит, – батюшка». Отец Василий отказываться не стал, а перекрестил молоко и, произнеся «во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выпил его. Так повторялось несколько раз подряд. Наконец, колдунья не выдержала и покинула Васк-Нарву. Это была первая, но далеко не последняя попытка выжить о.Василия из поселка. Милиция совершала рейды, из КГБ наведывались, местные жители часто сочиняли доносы, что батюшка окружает себя сумасшедшими. Хотя видели бы вы церковную ограду вокруг храмовой территории... – Я видел. Крепостная стена, построенная, насколько я помню, руками паломников. – И восстановление храма, и все строительные работы лежали на болящих, которые приезжали в Васк-Нарву со всей страны. Можно было нанять рабочих, средства у прихода были. Но для батюшки было очень важно, чтобы люди работали сами. Наряду с постом и молитвой это был путь к исцелению. – Что запомнилось вам из деятельности отца Василия? – Помню одну семью: отец, мать, дети. Крупные такие, крепкие люди – на загляденье. Но когда капли святой воды упали на лицо одной из дочерей, она присела, будто ее ударили, потом отпрянула и упала. Я видел лицо этой девочки в тот момент, когда ее поднимали. Оно было страшно искажено. Глаза горели нечеловеческой злобой. Батюшка спросил отца семейства: «В церковь-то не ходите, наверное? Молитвослов или Евангелие у вас есть?» Тот ответил, что жена против Церкви и хотела выбросить Библию. Но ему стало жалко, и он закрыл Книгу в комнате своей несчастной дочери. Девочка, как услышала это, закричала, тыкая пальцем в отца: «А-а-а, теперь я поняла, почему мне плохо. Евангелие – это гроб, гроб». Я человек не робкий, но от страха обмер. А батюшка спокойно сказал: «Это для тебя – бес, гроб, а для нас – спасение. Выйдешь, выйдешь». Постепенно девочка успокоилась. Я видел ее потом уже в спокойном состоянии, как она молилась. В этом случае оказалось довольно одной отчитки. Но так, конечно, случалось далеко не всегда. – Когда я был у отца Василия, то помню, как отчитку вел священник отец Петр – сам одержимый нечистым духом, правда, под наблюдением отца Василия, который был рядом, молился. – Батюшка дозволял приезжавшим к нему священникам читать некоторые заклинательные молитвы. Когда я спросил, зачем он это делает, батюшка сказал: «Чтобы они почувствовали, какая сила стоит против них». Да не искусит вас никто – Меня тогда немного смутило то, что отец Василий отчитывал одержимых по чину Петра Могилы, который закончил католическую академию и имел соответствующие источники вдохновения. – Никто до сих пор не доказал, что чин Петра Могилы католический, хотя исследования проводились. Экзорцизм – практика изгнания демонов – был на Западе развит очень широко. Можно взять чин Петра Могилы и сравнить его с латинским чином. Они различны. Нет ни одной молитвы, ни одного святого, даже общих для нас и католиков, которые бы совпадали. А что касается источников вдохновения митрополита Петра... Скажите, пожалуйста, вы любите колокольный звон? А разве не католики его изобрели? Наша Церковь только в XII веке его признала, целые движения были против. А теперь нет ни одного храма без звонов. Поэтому нужно предельно осторожно судить о таких вещах. В отрицании экзорцизма некоторые заходят очень далеко. Известный богослов профессор Осипов свое суждение о бесоизгнании в книге «Путь разума в поисках истины» поместил в главу «Язычество». Так может рассуждать человек, живущий вне христианского предания. – Из чего он исходит? – Из того, что заклинательные молитвы читаются над человеком во время Таинства крещения, и этого довольно. Эта мысль не выдерживает критики. Елеопомазание тоже совершается при крещении, но ведь мы не отменяем при этом помазывания на полиелее, на соборовании. И потом, что делать, если бес завладел человеком после Таинства крещения? Далее Осипов утверждает, что никто из святых отчиткой не занимался. Это не так. Возьмем хотя бы Житие прп.Сергия Радонежского. Там описывается, по крайней мере, два случая бесоизгнания. Например, чтобы освободить одного страждущего купца, преподобный со всей братией молился полдня. Один из последователей профессора Осипова, священноинок Троице-Сергиевой лавры, приводит еще один аргумент. Он пишет, что священники, которые занимаются бесоизгнанием, подвержены разным искушениям, их духовная жизнь оказывается под угрозой. Это справедливо, если священник не соблюдает тех высоких требований, которые предъявляет к экзорцисту митрополит Петр Могила: «Кто желает посвятить себя подвигу экзорцизма, должен решиться на это с рассуждением и с благословением начальствующих. Сам же должен остерегаться гордости и тщеславия, но иметь глубокое смирение, всю эту власть Божественному милосердию и действию присвояя. Блюстися от всякого сребролюбия и лихоимства не только ради своего труда, что получить, но и даже помыслить об этом не должен, т.к. такую власть даром принял, даром и давать должен. Не должен быть грехом блуда или телесной нечистоты осквернен...» И так далее. А в основание всего должна быть положена любовь. Разумеется, помимо собственного желания отчитывать, необходимо личное благословение опытного экзорциста (преемственность), духовного отца, а в монастыре – настоятеля, а также правящего архиерея. Отсутствие благословения хотя бы одного из указанных лиц – это самочиние, способное нанести вред тому, кто отчитывает. И, наконец, священник, берущийся за отчитку, должен быть готов к нападению демонов. Иной принимается за бесоизгнание, чтобы восстановить монастырь или с какой-то иной, как бы благородной, целью, но это нередко, по словам о.Адриана из Псково-Печерской лавры, заканчивается трагически. Люди сходят с ума, погибают. Так бывает, когда они самовольно начинают заниматься экзорцизмом. Даже тем священникам, которые занимаются этим по благословению, приходится нелегко. * * * – На отца Василия нечистые духи нападали, насколько мне известно, неоднократно. – Да, ему многое пришлось претерпеть. – Вы тоже занимаетесь отчиткой? – Нет. Лишь несколько раз (это были особые случаи) мне приходилось читать «бесогонные» молитвы против подвергшихся воздействию злых духов скотов и домов. Для помощи в этом есть специальная книга «Последование молебное о избавлении от духов нечистых», напечатанная по благословению Святейшего Патриарха. Именно на эти и только на эти молитвы «уста к устам» меня благословил архимандрит Адриан (Кирсанов), самый известный, наверное, священнослужитель Русской Церкви, занимающийся отчиткой. В работе с наркоманами чин изгнания бесов не применяется. Помню, в конце 80-х – начале 90-х годов к отцу Василию потянулось много наркозависимые. Батюшка говорил, что наркомана, как бесноватого, отчитывать не нужно. Здесь другое – одержимость. – В чем отличие? – Бесноватый чувствует, что внутри него поселилась чуждая сущность. Это часто сопровождается подавлением его воли. И тогда человек начинает разговаривать не своим голосом. Я был свидетелем, как в храме у отца Василия восьмимесячный младенец закричал: «Я жрать хочу». Он говорить-то сам не умел, в нем бес вопил. В молитвах, которые читаются на изгнание демонов, говорится, где может находиться нечистый дух: в волосах, глазах, ресницах, ногтях, под ногтями и так далее. С одержимыми все обстоит несколько иначе. Бес в них находится не постоянно. Он может выходить. И главное – управляет лишь умом человека. Причем одержимый, в отличие от бесноватого, этого, как правило, не ощущает. Он принимает мысли и желания, вложенные бесом, за свои. Что и происходит с наркоманом. Физически его нетрудно вылечить, но это лишь самый незначительный шаг на пути к исцелению. Демон вновь и вновь соблазняет человека, который разумом понимает, что это принесет ему и его родным новые страдания, что придется вновь бегать от заимодавцев, вести скотский образ жизни. Но бес намного сильнее. Под его влиянием человек не боится смерти от передозировки, спокойно пользуется шприцом, взятым у вич-инфицированного, и т.д. Только Бог может помочь управиться с нечистым. Община – Вы создали первый ваш центр в Коневецком монастыре в 92-м году? – Это не совсем так. Центра как такового не было. Я окормлял паломников, в том числе и наркозависимых, которых присылал к нам, главным образом, противонаркотический фонд «Новые паломники». – С чего начинался центр? – Начало было положено уже на нынешнем приходе. Ко мне направили трех девушек и четырех парней. – Что давалось вам тогда труднее всего? Что вы можете посоветовать священникам, готовым пойти по вашим стопам? – Нужно было научиться прощать, что тебя постоянно обманывают. Ложь, эгоизм, лукавство – вот самые главные черты наркоманов. Поэтому я могу посоветовать тем батюшкам, которые готовы за это взяться, – экономить силы. Не брать на себя больше, чем они способны понести. В этом нет ничего постыдного. Если можешь помочь одному – не бери двух, можешь помочь двоим – воздержись от приема третьего. Тогда и людям поможешь, и желание не пропадет этим заниматься. Еще нужно быть готовым к неприятностям другого рода. Если занимаешься этими ребятами, то бросаешь открытый вызов демонам, так что жди тех же последствий, что и у экзорцистов. – Поясните. – Главное, что досаждает, – это клевета, которую могут распространять и собратья-священнослужители, и самые близкие родственники. – Какого рода клевета? – Любая, и очень правдоподобная. Мать, жена, отец вдруг начинают на тебя наговаривать, не ведая, что творят. Со стороны трудно им не поверить, ведь кому не знать тебя, как им? Только ты один будешь знать, что того-то не делал, этого не говорил. Именно поэтому так важно благословение правящего архиерея. Благословляя, епископ берет тебя под свой омофор, разделяет эту ношу. Для этого он, конечно, должен быть еще и мистиком, не только богословом. Понимать, какие силы иногда ополчаются на человека и насколько искусно они могут действовать. – Какие еще советы вы могли бы дать? – Три или четыре года назад нам пришлось отказаться от приема девушек. Возникают проблемы полов. Долго пытались справиться, терпели, но это слишком явно уводило многих в сторону. Не то, чтобы были какие-то серьезные нарушения, просто, если человек влюбился, ему уже не до реабилитации. Молитвы, чтение и т.д. уходят на второй план. Для девушек есть центр во Всеволожском районе, также принимают и помогают им в Тервеническом монастыре. * * * – Из первых семи человек, которые обратились за помощью, сколько удалось исцелить? – Всех. – Сколько из них осталось в Церкви? – Все. Но у меня было не семь, а 267, впрочем, я точно не помню, примерно такая цифра. – Это вместе с теми, кто получил исцеление в Коневецкой обители? – Нет, это только те, кому удалось помочь в православном противонаркотическом центре «Саперное». – Были ли случаи, когда люди после реабилитации снова обращались к вам за помощью? – Мы назад не берем. Наша задача показать дорогу. Если человек сорвался, то либо сам выкарабкается, памятуя о том, как это нужно делать, либо... Конечно, мы его не бросим, поддержим, как сможем. – Всегда дела шли так же успешно, как вначале? – Если говорить сухим языком статистики, то около 80 процентов этих людей находятся в состоянии стойкой ремиссии. Не все они стали постоянными прихожанами того или иного храма, но, так или иначе, все при Церкви, кто ближе, кто дальше. – Я слышал от петербургского врача Николая Федоровича Жаркова о жалобах светских наркологов. Они утверждают, что наркомания, алкоголизм вообще не поддаются лечению. – Правильно говорят. Излечение невозможно. А исцеление возможно, потому что исцеляет Бог. В проблеме наркомании много составляющих: социальная, юридическая, медицинская и духовная. Духовная – самая большая. Если я страдаю грехом зависти, можно ли от него спастись при помощи таблеток? А от страха, гнева? Можно их с помощью таблеток подавить на время, став чем-то вроде растения, но не более того. Все, что происходит с человеком вопреки его свободной воле, не представляет никакой ценности. А что такое свобода воли? Это когда человек критически мыслит, способен здраво оценивать себя. Вот главное, что отличает православного человека от члена тоталитарной секты. Не все это у нас понимают. Например, уважаемый сектовед Дворкин перечислил как-то признаки тоталитарной секты, не заметив, что все они применимы к Православной Церкви. Вот что бывает, когда забывают о самом важном – той свободе, которую Бог дает человеку, свободе трезво оценивать себя, самостоятельно принимать решения. – Если духовная составляющая главная, чем тогда занимаются наркологи? – Наркология – наука надуманная. Когда она появилась, знаете? В конце 80-х годов. Тем не менее, деньги на нее тратятся, и немалые. В Петербурге в прошлом году выделили на реабилитацию наркозависимых 36 миллионов рублей, то есть более миллиона долларов. Я знаком с отчетом зампреда Комитета здравоохранения Жолобова, на что эти деньги были истрачены. Выпустили множество листовок и книг, которые наркозависимым абсолютно не нужны. Плюс отремонтировали стену какой-то больницы, к наркологии, кажется, не имеющей отношения. Но это видимая часть айсберга. О невидимой свидетельствует то, что недавно у нас был арестован главный нарколог города. Его подозревают в заказных убийствах коллег-наркологов. – Они истребляют друг друга? – Там сумасшедшие деньги крутятся. А Церковь им как кость в горле, ведь мы реабилитируем бесплатно и эффективно. И постепенно люди начинают поворачиваться в сторону таких центров, как наш, или пусть светских, но с участием в их работе священнослужителей. И результаты несопоставимы с теми, которые характерны для наркологов, далеких от веры. Они утверждают, что у них 3-5 процентов излечиваются. Это неправда. Шевченко, бывший министр здравоохранения России, честный профессионал, открыто признал, что борьба с наркозависимостью – это вообще не медицинская проблема. И он прав. Разумеется, для медицины тоже есть какое-то место в нашем деле. Ведь при наркомании и алкоголизме происходит поражение внутренних органов. Это единственная область, где требуется вмешательство врача. Могут участвовать в борьбе с наркоманией и психотерапевты. Но только в сотрудничестве с Церковью. * * * – Как на практике вы помогаете наркозависимым? Чем они занимаются в вашем центре? – Методы те же, что у отца Василия в Васк-Нарве: труд, пост, молитва. Это если обобщить. Но и труд, и молитва имеют свои составляющие. Если говорить о духовной стороне, то это откровение помыслов, исповедь, причастие, соборование, чтение духовной литературы за трапезой и многое другое. – Какие-то специальные молитвы читаются? – В братском правиле у нас есть свои особенности, которых нет в монастырских или приходских общинах. Эти особенности не выходят за рамки общедисциплинарной практики. Просто у нас есть свой чин. Чаще читаются молитвы о защите от темных сил, псалом 90-й, Символ Веры. – А какие составляющие имеет труд? – Труд занимает большую часть времени реабилитации, хотя и не является самоцелью. Во-первых, он необходим для восстановления физического здоровья. Ведь у наркозависимых утрачиваются некоторые мышечные функции. Во-вторых, труд прививает навыки, такие, как терпение. Приезжает, например, к нам художник, может, и знаменитый. Ему бы картины писать, виды всякие или иконы. А мы его определяем траншеи рыть, потому что без воспитания воли, способности жить не только как тебе нравится, далеко не уедешь. В-третьих, труд должен служить тому, чтобы человеку прививались эстетические чувства. Если он, к примеру, сделал что-то некрасиво, отпилил грубо, то можно махнуть рукой, сказать: «Сойдет и так». И действительно, сойдет. Но мы, не считаясь с расходом материала, просим его все переделать. Человек должен уважать творчество, любить его. – Сколько в среднем эти люди у вас находятся? – От шести до девяти месяцев, иногда дольше. Я сам это определяю, но с согласия человека. Обычно у нас живет от 12 до 18 человек. В данный момент – 14. Состав все время меняется. – Что это за люди? Я имею в виду их возраст, профессии. – Возраст от 18 до 30. А насчет профессий трудно сказать. Их редко кто успевает приобрести. Не до этого бывает. – Как вы общаетесь с членами общины – строго, добродушно? – Вовремя сказанное ласковое слово важно, оно может приободрить человека. А может и убить, лишив трезвого взгляда на положение дел. Здесь нужна рассудительность. Если она есть, то и мягкое слово можно сказать, и жесткое – главное, чтобы каждое произносилось вовремя. – Как вы помогаете болящим преодолеть ломки? Я слышал, что Высоцкий погиб именно из-за того, что не смог с ними справиться. Он отказался от медицинской помощи, решил сделать это усилием воли. – Высоцкий пытался бросить через свое «я». Это самый худший, тупиковый путь. Через нашу общину проходили сильные люди, например, один хоккеист из ЦСК – чемпион мира. Но одной гордости, способности преодолевать себя – недостаточно. Есть несколько правил помощи страдающим от ломки. Они всегда должны быть на людях. Им необходим свежий воздух. Они должны хотя бы делать вид, что работают. Иной обопрется на лопату и стоит. А мы делаем вид, что ничего не замечаем. Через 2-3 дня человек безо всяких лекарств справляется с проблемой. Этой практике меня мои же ребята и научили. – Баня помогает? – Да, баня у нас раз в неделю. Русская баня – с парной, где раскрываются поры и легкие очищаются. Финская не подходит, она сушит легкие и мешает выходу из них слизи, которая скапливается у наркозависимых. Но все это, конечно, только приготовления для главной работы – с душой. – Какое место занимает в процессе исцеления Евангелие? – При поступлении в центр у человека должно быть с собой две книги – молитвослов и Евангелие. На утреннем правиле его читают вслух сами ребята – на русском языке. Вечером читает священник на церковнославянском. – Приносит ли вам работа в центре, помимо клевет, злорадства, еще и радость? Счастливы ли вы? – Помните притчу об одной заблудшей овце? Когда пастырь оставляет девяносто девять овец ради одной заблудшей и радуется ее спасению. Мне тоже радостно бывает убеждаться, что человек, которому мы постарались помочь, вернулся к нормальной жизни, с ним все в порядке. Счастлив ли я? Я не могу ответить на этот вопрос. Я просто живу, и все. Так же, как и моя матушка Людмила, которая несет такое же послушание в общине, что и мать в семье. Поймите, это не работа – это жизнь. Беседовал В.ГРИГОРЯН МОЛИТВА ДАВШЕГО ОБЕТ ТРЕЗВОСТИ Господи, Спасителю наш, претерпевый велие искушение в пустыни от диавола, не допусти нас быти его послушными рабами. Яви благодать Твою в сохранении нами данного слова. Помози нам, умудри нас трезвенно пожити во вся дни живота нашего, укрепи наши стопы, да не поползновенно прейдем поприще, нам от Тебе, всеблагий, заповеданное. Господи, Боже наш, щедрый и многомилостивый, не хотяяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему! Призри милостивым Твоим оком на страждущих от пиянства раб Твоих. Ты веси скорбь их о недуге своем, веси немощь естества нашего, зриши силу великаго и лукаваго искусителя. Вразуми омраченных умом, уврачуй недугующих, утверди их в благоразумии, укрепи в воздержании, да не обладает ими уныние и ропотливость, да имут заботу о спасении души, о здравии тела во славу Твою и о благоденствии на пользу свою и на благо ближних. Да трезвенно поживут и достойно прославят имя Твое. Аминь. Из молитвослова, выпущенного редакцией газеты «Вера» На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |