МОНАСТЫРСКАЯ ЖИЗНЬ

Афонское время

В 25-м выпуске «Веры» за прошлый год вышло интервью с архимандритом Трифоном (Плотниковым) о его впечатлениях от поездки на Святую Гору. Это была в каком-то смысле попытка сравнить жизнь на Афоне и в одном из северных русских монастырей – Антониево-Сийском. Но взгляд паломника – это взгляд извне. Чтобы чуть более понять внутреннюю жизнь святогорцев, мы публикуем два интервью с людьми, знающими эту жизнь «изнутри». Первое интервью любезно предоставил редакции архимандрит Трифон, беседовавший на Афоне с послушником (сейчас, возможно, он уже принял постриг) Ватопедского монастыря Алексием. Второе – с сербским писателем Павле Раком беседовала наш корр. в Санкт-Петербурге Людмила Ильюнина.

Послушник Алексий – единственный русский в греческом монастыре Ватопед. Поэтому естественно, что он стал нашим гидом по монастырю, и я, воспользовавшись возможностью, расспросил его подробнее о некоторых сторонах жизни на Афоне.


Архимандрит Трифон (Плотников)
на пути в Афон

– Каждый монастырь на Афоне, как я убедился, имеет свое неповторимое лицо: у каждого свои история, традиции, святыни. Что отличает Ватопед?

– Наш монастырь, можно сказать, находится особым образом под покровом Божией Матери. Наш главный храм посвящен Благовещению, и у нас хранится единственная реликвия, сохранившаяся от земной жизни Пресвятой Богородицы – это Ее пояс. Семь икон Богородицы, находящиеся в монастыре, так или иначе прославились чудотворениями. За престолом соборного храма у нас находится Ктиторская икона Божией Матери, которая почитается особо каждый вторник за богослужением. По большим праздникам икона выносится в центральную часть храма.

– С чем связано такое почитание именно этой иконы?

– История эта уходит в глубь веков. Наш монастырь – один из древнейших на Афоне. Первое письменное упоминание о Ватопеде было за два года до крещения Руси: под документами протата (афонское правительство – арх. Трифон) за 985 год стоит подпись игумена Николая. Но в действительности история его – более древняя, еще во времена императора Константина стоял здесь древнехристианский храм, чему есть подтверждение – под фундаментом нашего храма археологами обнаружен фундамент прежнего.

При Юлиане Отступнике храм был разрушен и отстроен заново при Феодосии в честь спасения при кораблекрушении его отрока-сына, будущего императора Аркадия. Спутники нашли его невредимым, мирно спящим под кустом на берегу. Отсюда и берет название монастырь: по-гречески «ватос» – это куст, а «педион» – отрок.

История же монастыря начинается с того, что три богатых, княжеского рода брата – Николай, Афанасий и Антоний из византийского города Адрианополя, – решив стать монахами, пришли на Афон, к св. Афанасию в лавру. Каждый из них принес по три тысячи золотых, желая сделать вклад в монастырь. Но св.Афанасий сказал им, что воля Божия им идти возрождать монастырь Ватопед. Один из этих братьев, Николай, видимо, и был тем игуменом, подпись которого стоит под документом за 985 год.

По преданию, в один из частых набегов пиратов монастырь был полностью разорен, но один из монахов – иеродиакон Савва – успел спрятать две главные его святыни: икону Божией Матери и крест императора Константина. Спрятал он их в сухом колодце, возжег перед ними свечу, закрыл колодец и потом был уведен пиратами на остров Крит, который тогда был оккупирован арабами (пираты были в основном арабами). В плену он пробыл около 70 лет. Уже глубоким старцем он вернулся и увидел, что монастырь возрожден, здесь новая братия. Пришел он как раз в то время, когда здесь были три брата-ктитора, это конец X века. Он спросил, знают ли они о святынях, которые здесь хранятся. Братья ответили, что не знают. Савва нашел этот колодец; открыв его, все увидели чудо: на дне в том же положении, как он их оставил, стояли икона и крест, а перед ними горела свеча, которую преподобный зажег 70 лет назад. В память об этом чуде у нас в алтаре стоит большой серебряный подсвечник, на котором отчеканено изображение этого события, и горит неугасаемая свеча, она обкладывается воском и тлеет, а где-то у основания подсвечника хранится огарок той самой свечи. В воспоминание этого события, как я уже сказал, каждый вторник в соборном храме празднование – литургия.

– Я заметил, что к иконам у вас прикладываются в клобуках…

– Мы, послушники, снимаем головные уборы, прикладываясь ко всем иконам. Монахи к иконам прикладываются в клобуках, снимают лишь, когда прикладываются к чудотворным иконам, к мощам. Если скуфейка, снимают ее все.

– Обретались ли в монастыре отцы, прославленные впоследствии как преподобные святые?

– 45 святых Православной Церкви так или иначе связаны с Ватопедом. Например, преподобный Максим Грек здесь прожил 10 лет, а потом ему была воля Божия поехать в Россию, там он прошел путем исповедничества. Как известно, прп.Савва Сербский, приняв постриг в русском монастыре, перешел сюда и с 17 до 27 лет прожил в Ватопеде. И уже сюда пришел его отец – прп. Симеон, бывший владыка Сербии Стефан, и подвизались они одно время здесь. Потом уже, испросив благословение игумена и Византийского императора, они взяли территорию нынешнего Хиландара (это была одна из ватопедских келий) и основали там сербский монастырь. С тех пор наш монастырь особым образом связан с Хиландаром.

– В чем это выражается?

– На Афоне есть такая традиция монастырей-побратимов, когда на престольный праздник одного монастыря возглавить службу приезжает игумен другого и наоборот. На наш престольный праздник Благовещения приезжает Хиландарский игумен (сейчас, правда, приезжает его представитель, потому что игумен в преклонном возрасте), его поминают на ектеньях как правящего игумена. Точно так же происходит на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда уже наш игумен едет в Хиландар. На Афоне вообще так принято – если игумен какого-либо афонского монастыря приезжает в гости в другой монастырь, его уже поминают за службой.

– В монастырях Афона в храмовой части перед иконостасом с правой стороны находится что-то вроде архиерейского места, кафедры, однако иногда его занимает игумен…

– Да, по здешней традиции, во время престольных и двунадесятых праздников афонские игумены надевают архиерейскую мантию и восходят на эту кафедру. Игумены у нас имеют ряд архиерейских привилегий, не только в плане литургическом, но и в плане власти. Дело в том, что афонские монастыри (кстати, возможно, благодаря этому они выжили и сохранили многие традиции) пользуются очень широкой автономией. То есть юрисдикция Вселенского Патриарха касается лишь каких-то общих вопросов: вероучения и каких-то крупных изменений в монастырской жизни. Вот, к примеру, наш монастырь только в 1990 году стал общежительным. До этого на протяжении многих столетий он был, как и многие другие монастыри на Афоне, идиоритмическим. Подобные вопросы решаются с благословения Патриарха, а прочие вопросы, внутренние, даже вопросы хиротонии, решает игумен – он просто выбирает кандидата и приглашает архиерея его ставить.

– Я отметил, что у вас игумен Ефрем много поучает по окончании богослужения и за трапезой…

– Да, он объясняет по евангельским чтениям. Дело в том, что наш игумен – ученик старца Иосифа, который живет рядом с монастырем. А старец обычно приходит к нам два раза в неделю на общие монашеские собрания и говорит нам слово назидания, не книжное, а живое слово из своего духовного опыта – у нас этому придается большое значение. Хотя старец имеет лишь начальное образование и несмотря на то, что ему сейчас за 80, говорит он, как профессор, не по бумажке. Он – автор 14 книг. Вышло недавно в России жизнеописание старца Иосифа Исихаста – это о своем учителе написал как раз он.

– Расскажите об этом подробнее.

– Костяк старшей братии Ватопеда перешел сюда из «Нового скита» Рождества Богородицы, близ афонского монастыря Святого Павла. Там, в Новом ските, и почил старец Иосиф Исихаст. Наследником его келии стал наш старец Иосиф, и наш игумен Ефрем там принял монашество и первое время нес послушание у него. Вы, может быть, слышали про известного греческого прозорливого старца Порфирия? Вот он, не будучи лично знаком с нашим старцем Иосифом, сказал ему, что есть воля Божия идти тебе возрождать монастырь Ватопед, – так и получилось. Наш иеромонах Ефрем в 34 года, по послушанию старца, стал игуменом Ватопеда.

– В каком смысле «возрождать»? Ватопед был разорен?

– Нет, но Ватопед был в духовом упадке, да и в материальном: здания были ветхие, и храмы, уникальные, македонской школы фрески XIV века были черные, закопченные. Здесь была другая братия, старички, которые жили по своему типикону, ежедневных служб в храме не было, трапез общих не было. Здесь была идиоритмия, то есть каждый жил сам по себе. Возникла идиоритмия здесь еще во времена турецкого ига, и она дает возможность подвизаться тем, кто хочет, более строго, а кто не хочет – предоставляется возможность полного нерадения. Очень много работы за 14 лет проделано, многое восстановлено. Сегодня Ватопед благоустроен как в духовном плане, так и во всех остальных. Я достаточно знаю ситуацию и в российских монастырях, и в греческих. Поэтому считаю Ватопед одним из лучших монастырей – и не только на Афоне, но, может быть, и во всей Православной Церкви. Монастырь у нас теперь один из самых многочисленных: 92-94 человека. Братия молодая, образованная, а также многонациональная – и нет никаких трений. Где-то половина – греки-киприоты. Так по традиции получилось – дело в том, что старец Иосиф – киприот, и сам игумен Ефрем с Кипра. Есть греки, 12 человек румын, два француза, один бразилец, американец, серб, я – русский, еще послушник появился грузин…

– А как вы здесь оказались?

– Я учился сначала в Московских духовных школах, потом по направлению учился в Афинах на богословском факультете. Еще во время учебы я часто приезжал на Афон, бывал в Ватопеде на каникулах, на праздниках. Почему выбор пал на этот монастырь, я уже сказал.

– На Афоне существует целая система монастырей, скитов, келий. Какова их иерархия?

– Сейчас на Афоне 20 монастырей, и по уставу Святой Горы больше быть не может. Поэтому невозможно, например, преобразование скита в монастырь или образование нового монастыря – территория Афонского полуострова уже поделена между монастырями. Что такое скит? – традиционно это группа келий (в каждой есть свой храм, где совершается литургия), которые объединяет соборный храм. В нем совершают службу по субботам, воскресеньям и большим праздникам. Игумена нет, на год выбирается представитель этих келий – дикеос («честной отец»), который решает какие-то общие вопросы, в том числе по приему паломников. Есть и скиты общежительные, подобные нашему Андреевскому скиту или румынскому скиту Иоанна Предтечи, – они по своей организации от общежительных монастырей почти ничем не отличаются, только своим статусом, подчиняясь какому-то монастырю.

– Как в Ватопеде совершаются богослужения?

– …В соборном храме у нас службы бывают, когда совершается какой-то праздник, и по вторникам, в честь Ктиторской иконы Божией Матери. Полунощница, утреня и первый час совершаются в соборном храме вместе, потом священник, пономарь и часть братии расходятся и в параклисах (небольших храмах - арх. Трифон) совершают третий и шестой часы и литургию. Потом собираются на общую трапезу. Это удобно – иеромонахи могут и чаще служить, и поминать больше. В другие дни по малым монастырским храмам совершаются сразу 5-7 литургий.

– Во сколько у вас службы начинаются?

– Во всех монастырях по-разному. У нас будничные службы начинаются в 4 часа утра по греческому времени – совершаются полунощница, утреня, если это будний день – первый час, потом другие часы и литургия. В воскресенье, когда бывает полиелейный какой-то праздник, служба начинается раньше, в три часа, поскольку служба дольше, – чтобы она не слишком задерживалась. В зимнее время вечерняя служба начинается в три часа, а летом, когда день уже совсем большой, – в четыре-половину пятого. Потом совершаются 9-й час, вечерня, трапеза, далее – повечерие в храме, и братия расходится по келиям.

– Совершать келейное молитвенное правило?

– Да, у нас оно совершается вечером, а в некоторых монастырях утром, за час до начала богослужения. Молитвенное правило у нас – 12 сотниц – Иисусова молитва с крестным знамением, – всего 1200. Земных поклонов, глубоких, как в России, у нас не делается, и быстро правило читается, потому что у нас традиция старца Иосифа Исихаста поддерживается и молитва читается в кратком варианте: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Общее афонское правило – четки и 100-120 земных поклонов.

– Празднуется ли в Греции праздник Покрова? Слышал, что он не почитается.

– Почитается, только не служится полиелей, менее праздничная служба бывает. У нас, в России, Покров ведь со времени Андрея Боголюбского только стал особо почитаться. Но вне Афона, в Греции, праздник Покрова был перенесен на другой день, в честь спасения Греции от оккупантов во время войны, и этот день освобождения страны они совместили с праздником Покрова.

– Еще вопрос, который не может не волновать православных в России. Вас не смущает, что Европейское Сообщество финансирует Афон, при этом требуя отмены авватона, то есть доступа женщин в эту традиционно закрытую для них землю?

– Да, монастыри сейчас, как весь XX век, средств на восстановление практически не имеют. Но Европа выделяет деньги не только афонским монастырям. Греция – туристическая страна и не располагает средствами для реставрации такого большого количества памятников. Так что большинство памятников в Греции восстанавливается на деньги ЕС, кстати, и дороги тоже. Поэтому нельзя утверждать, что именно нас хотят «купить», нет, это обычное дело. В России говорят, что сейчас на Афоне упадок, всюду модернизация, все там куплено. На самом деле, упадок на Афоне был с 30-х до 70-х годов ХХ века, когда афонские монастыри практически опустели, здесь жили одни старики, все здания обветшали, все келии опустели. А последние десятилетия на Афоне идет некоторое возрождение, пришли новые монахи, возродилось общежительство во всех монастырях, (до 90-х больше половины были идиоритмическими). Поэтому, я считаю, слова про упадок – это некоторое кликушество со стороны зилотов. Афонские зилоты, живущие в монастыре Эсфигмен, за это же ругают Патриарха Варфоломея… Но он ведь, может быть, многим афонцам не нравится, однако у отцов есть четкое церковное сознание, что без архиерея нельзя. Здесь больше уважение не к личности, а к институту Вселенской Патриархии.

– Благодарю вас за беседу.

Записал архимандрит ТРИФОН (Плотников)
Фото автора

(продолжение темы на следующей странице)

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга