ЖИВОЕ СЛОВО КАК ПОМИНАТЬ НЕПРАВОСЛАВНЫХ
Иерей Пафнутий Жуков (Сыктывкар): – Конечно, мы молимся обо всем мире на великой ектении, но не поименно, потому что поименно вписаны в книгу жизни только православные. За них можно молиться на литургии, памятуя слова Спасителя о том, что Он знает своих и свои знают Его» (Ин. 10, 14). Молиться на литургии нельзя даже за оглашенных, то есть людей, которые готовятся принять крещение. Дело в том, что литургия совершается с верными, а не оглашенными. После евангельского чтения и сугубой ектении они должны покинуть храм, хотя, конечно, на практике почти никогда не покидают, хотя и слышат: «Изыдите, оглашенные». Лишь в некоторых монастырях это неукоснительно соблюдается. Есть практика молиться за оглашенных на молебнах, но литургия – она для тех, кто, по слову Божию, родился свыше, кто имеет имя, полученное во время крещения. А не имеющих его мы на литургии поминаем следующим образом. Называется имя православного, а к нему присовокупляется: «со чадами», «со сродниками», «с присными», то есть близкими, друзьями, пусть и неверующими, которые, безусловно, нуждаются в том, чтобы мы о них просили Бога. Но делать это лучше всего келейно. Праведный Иоанн Кронштадтский как-то раз получил телеграмму от одной иудейки о болящем муже. И ответил ей: «Уже молюсь». Молитва эта принесла плоды, человек исцелился, а впоследствии присоединился к Церкви. Таких случае в практике св.Иоанна и других наших святых, моливших Бога об иноверных, великое множество. Иерей Сергий Гомаюнов (Вятка): – В традиции поминать на литургии только членов Церкви отражается наше понимание, что Церковь есть тело Христово, а не просто организация людей, пусть даже и объединенных высоким нравственным чувством. На Тайной Вечере Господь повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22,18). Речь шла не только о том, чтобы мы не забывали этого исторического события. Творить здесь значит участвовать в той самой – первой – литургии, подтверждать наше единство в Боге. Есть место в Евангелии, где Господь именует Себя лозой, а нас ветвями. Но как происходит привитие к лозе? – задается вопросом митрополит Антоний Сурожский. – Сначала надрезается ствол, потом веточка, и раной к ране они соприкасаются. Господь Свою рану уже отверз, дело за нами, за нашей жертвой. После чего Господь сможет коснуться через нас сердец дорогих нам людей. Владыка Антоний рассказывал в связи с этим, как его, молодого священника, один пожилой опытный батюшка научал, что ни один человек не станет христианином, если в глазах другого человека не увидит Христа. У нас же иные, заказывая молебен за здравие ближнего, спрашивают: «А можно мне на нем не присутствовать?» Даже столь малый труд кажется непосильным, какой уж там подвиг... И вот тут-то и появляется обида, что записки не за всех принимаются. Тот человек, за которого они подаются, ничем жертвовать не желает. Тот, кто требует помянуть некрещеного, также не собирается себя утруждать. Однако сердится, что Церковь потворствовать этому обману и самообману, попытке переложить на нее ответственность не желает. Тогда мирянин нередко идет на еще один обман. Так как проверить, чье имя помянуто в записке, невозможно, в нее вписывают всех без разбора. Конечно, в жизни все сложнее. Формально мне приходится сейчас отвечать на один вопрос, но на самом деле у каждого человека своя, особая ситуация. Многие просто не знают, что им делать, изнемогая от страха за родителей, за детей, умерших некрещеными, им очень хочется обрести помощь Церкви. Им кажется по неведению, что эта помощь должна заключаться в поминовении неверующего или в отпевании самоубийцы. Но подлинное утешение следует искать на путях правды. Нужно подойти к священнику, поделиться своим горем. Если один священник не найдет в себе сил откликнуться, подойти к другому, третьему, не теряя надежды, понимая, что Господь благословляет немного потрудиться, испытать кротость, готовность услышать ответ. Например, такой: если мать помолится перед иконой за некрещеное чадо или жена будет неустанно просить Бога за неверующего супруга – эти молитвенные вздохи больше будут значить, чем какие-то ухищрения, через эти мольбы не только ближние наши, но и мы сами сможем приблизиться к спасению. Протоиерей Валентин Кобылин (п.Красноборск Архангельской области): – Здесь нужно задаться вопросом – а хотят ли неверующие, чтобы их имена публично оглашались в храмах? Положим, кто-то не против. А кто-то против. Вот представьте, приятно ли будет православному, если его на каком-нибудь партсобрании помянут, скажут: это наш человек, он в душе большевик. Дальше всех в этом направлении продвинулись мормоны. У нас сейчас в области вскрылась грязная история. Оказалось, что мормоны за деньги лезли в наши архивы, чтобы выписывать имена архангелогородцев и потом заочно, посмертно их у себя крестить. Мы легко можем им уподобиться, поминая неверующих людей на литургии. Предвижу замечание: а почему можно поминать и отпевать неверующих, но крещенных в детстве? Отвечу: каноны, вообще-то, и таких людей предписывают не отпевать и не поминать как верных, полагаясь в отношении них на милосердие Божие. Так же, как и во многих других трудных ситуациях. Или младенец умер некрещеным, или родных жалко, так и не ставших при жизни православными христианами, – будем уповать на любовь и доброту Господа, молиться сами, просить других об этом, например, раздавая милостыню нищим, испрашивать их молитв. А в Церкви, конечно, можно поминать только своих – православных. Не потому, что мы особые, не потому, что лучше. Но вот, представьте, созывают всех на пир, кто-то пришел, кто-то нет. Мы можем иногда найти для этого оправдания, но не в силах изменить сути случившегося. Пустое место так и останется пустым, а блюда нетронутыми. Мы не сможем никого убедить, что тот, кто не пришел, присутствует среди нас. Но способны сделать иное – кое-что отнести с этого праздника ближнему.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |