МАСТЕРСКАЯ С ГУСЛЯМИ НА УРОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Когда Дмитрий вышел с гуслями перед собравшимися и запел «Христос рождается...», в зале воцарилась мертвая тишина и раскрылись рты даже у взрослых людей. Видимо, такой завораживающей силой обладают мелодичный перезвон русских гуслей и старинные духовные песнопения, что способны ввести в гипнотическое состояние любую аудиторию.А аудитория собралась серьезная – методисты, директора школ. Это было заключительное заседание III Всероссийского совещания «Русская школа как система воспитания и образования. Православные духовные ценности в современной школе», проходившее в московском Высоко-Петровском монастыре. Говорили о том, как сделать уроки православной культуры интересными, чтобы они не превратились в схоластические лекции по догматике, от которых у детей сводит скулы и которые убивают всякий интерес к вере. Директор одной из московских школ посоветовала собравшимся не бояться обращаться за помощью к творческим людям – артистам, певцам, которые имеются в каждом городе. С их помощью можно так подготовить уроки по церковным праздникам, что детям эти занятия покажутся самыми интересными. Потому что православие – это не только Закон Божий от Ветхого до Нового Завета, это и замечательные народные песнопения – былины, сказки, духовные канты о Христе и Пресвятой Богородице, без которых раньше не обходился ни один праздник. Исполненные с вдохновением, они способны привести к Богу самую загрубевшую душу. И вот, словно подтверждая ее слова, к слушателям вышел гусляр Дмитрий Земсков. Он исполнил несколько кантов, между ними рассказывая о Рождестве, Крещении, Пасхе... Я Подошел к Дмитрию после этого небольшого «открытого урока» со своими вопросами. – Дмитрий, расскажи, пожалуйста, как ты стал преподавателем православной культуры и как тебе пришло в голову использовать на своих занятиях гусли? – Просто я услышал, как они звучат в руках Андрея Байкальца (о нем «Вера» рассказывала в № 346 за 1999 г.), и мне захотелось сделать такой же инструмент. Чисто для себя, потому что я занимаюсь музыкой, люблю петь. Сделал гусли, стал разучивать песни. То, что я пою, – это не древность какая-то, не архаика. Духовные песнопения, духовные канты в том исполнении, как они пелись раньше, – это немеряно современная вещь. Об этом я и на уроках рассказываю. Эти песни сопровождают меня по жизни постоянно. Мы их поем и с друзьями, когда собираемся вместе, потому что это наше, родное. А преподавателем православной культуры я стал случайно. Меня пригласили в школу показать инструмент. Я пришел, показал. Теперь это переросло в программу, которую я показываю в школах. Прямо как артист какой-то... При этих словах Дмитрий подетски улыбается, словно не веря, что он действительно артист и его выступления имеют большой успех не только у учеников школ. Ему всего 23 года, и в разговоре он то и дело вворачивает словечки из молодежного сленга. Несмотря на молодость, он успел попробовать себя на многих поприщах: звукорежиссером в православном театре, электронщиком, программистом, ведущим развлекательных программ на радио... Но при этом очевидно, что именно вера движет им. – Ты только в московских школах выступаешь или ездишь и в другие города? – спрашиваю у Дмитрия. – Приглашают в Подмосковье, был в Калининграде, где выступал не только в школах, но и в вузах. У них проходили Дни славянской письменности и культуры... Куда приглашают, туда и еду. – Ты упомянул, что у тебя в репертуаре около 300 песен? – На самом деле больше. Просто наиболее часто исполняемых около 300, еще много всяких вариаций того или иного песнопения бывает. – У тебя какое музыкальное образование? – Нет, специального образования нет, избави Боже. – Значит, сам научился играть на гуслях и гитаре? – Между гитарой и гуслями общего ничего нет. Манера игры принципиально разная. Те скоростные характеристики, которые достигаются при игре на гуслях, физически не возможны на гитаре. Это более удобный ритмический инструмент. Если подходить с точки зрения аранжировщика, это самый «продвинутый» инструмент для ритмических партий, на гитаре этого не сыграешь. Естественно, после своих уроков я всем рекомендую сделать гусли. Это несложно, и освоить их нетрудно. Ребятишки загораются, начинают сами мастерить, разбирают дома рояли. Потом учатся играть. Гусли, на которых я играю, крыловидные – самые простые. Это самая древняя, наиболее архаичная форма. Они бывают разные. Больше в ходу трапециевидные – скоморошьи. – Как давно ты начал заниматься этим делом? – Года три назад. Репертуар у меня уже до этого был. Мне просто нравится народная песня. Нам же неправильное представление о народной песне навязывалось. В советское время она звучала по радио, но в каких-то обработках. На самом деле песни, которые пелись в деревнях, значительно отличаются от современных исполнений. Когда к этому прикасаешься, трудно остаться равнодушным. Мы привыкли все свое родное хулить. Хотя все, что пелось раньше, и сейчас звучит очень современно. – А как ты к вере пришел? – Я с детства верующий. Детей сейчас с пеленок в церковь водят, но про многих нельзя сказать, что они верующие, потому что в церковь ходят, как в театр или кино. Главное, чтоб обращение к Богу произошло внутри. Православие – это не просто вера моих отцов, это моя вера. Это – мой Христос, Он пришел в мир, чтобы спасти именно меня и всех нас. – Сейчас появилось много исполнителей, которые поют духовные песни. Кого бы ты выделил? – Я даже не знаю. Это стало модно, многие исполнители расширили свой репертуар народными и патриотическими песнями. Посмотришь, что сейчас поют, за голову хватаешься. Ни музыки, ни слов. Чтобы песня была популярной, считают, что в ней должны быть такие слова, как «русский», «православный», «спасай Россию». Я даже не знаю, как назвать такое творчество. Давно ли было то время, когда сидели по ночам, молитвы переписывали, когда за публичное выступление с песнями на духовные темы можно было реально схлопотать по ушам. Тот же Юра Шевчук, когда они с ДДТ еще жили в Уфе и выступали там, отсидел некоторое время в изоляторе за пропаганду религии. Вот в то время, когда говорить и петь об этом было опасно, всякие барды почему-то дружно молчали о вере. Тогда пели об этом только те, кто не мог не петь. Настоящего исполнителя сразу видно. Вот Анна Широченко – замечательный человек. На нескольких ее концертах я был звукорежиссером, и что меня поразило – отсутствие выпендрежа. Она живая, настоящая, это приятно. Пообщавшись с разными исполнителями, я заметил такую вещь: как только кто-то становится популярным, как только начинаются большие концерты, так то, что шло от сердца, от души, уходит куда-то. А когда исполнение духовных песен идет не от сердца, а от ума, лишь бы понравиться публике, чтоб тебя назвали «православным», это сразу отталкивает. Таких ультраправославных певцов сейчас развелось уйма. Я не хочу называть какие-то фамилии, потому что все, кто работает в этом направлении, – мои друзья. Мы вместе участвуем во всевозможных проектах. – Но ведь на радио и телевидении православных исполнителей нет. Эстрада, по большому счету, совсем не православная? Народ просто истосковался по хорошей песне. – Я даже не буду это обсуждать. Это уже притча во языцех. Сейчас вот я собираю аудио- и видеоматериалы для большого интернет-сервера православных исполнителей. К нему, видимо, будет свободный доступ, все можно будет скопировать бесплатно. Хотя на этом пути постоянно возникают какие-то проблемы. Когда я стал заниматься коммерческими проектами, меня поразило, что в среде православных активистов, которые сейчас рулят православной шоу-культурой в Москве, очень сложно делать какие-то общие дела. Бесконечные претензии, что все у нас низкого качества, что не надо нарушать авторские права... Ведь тут еще непаханая целина, к слушателям бы пробиться. В шоу-бизнесе, который все склоняют, и то отношения более человечные. Нам нужно держаться друг за друга, помогать друг другу, потому что иначе просто не выжить. Записал Е. СУВОРОВ
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |