МАСТЕРСКАЯ

С ГУСЛЯМИ НА УРОКИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Когда Дмитрий вышел с гуслями перед собравшимися и запел «Христос рождается...», в зале воцарилась мертвая тишина и раскрылись рты даже у взрослых людей. Видимо, такой завораживающей силой обладают мелодичный перезвон русских гуслей и старинные духовные песнопения, что способны ввести в гипнотическое состояние любую аудиторию.

А аудитория собралась серьезная – методисты, директора школ. Это было заключительное заседание III Всероссийского совещания «Русская школа как система воспитания и образования. Православные духовные ценности в современной школе», проходившее в московском Высоко-Петровском монастыре. Говорили о том, как сделать уроки православной культуры интересными, чтобы они не превратились в схоластические лекции по догматике, от которых у детей сводит скулы и которые убивают всякий интерес к вере.

Директор одной из московских школ посоветовала собравшимся не бояться обращаться за помощью к творческим людям – артистам, певцам, которые имеются в каждом городе. С их помощью можно так подготовить уроки по церковным праздникам, что детям эти занятия покажутся самыми интересными. Потому что православие – это не только Закон Божий от Ветхого до Нового Завета, это и замечательные народные песнопения – былины, сказки, духовные канты о Христе и Пресвятой Богородице, без которых раньше не обходился ни один праздник. Исполненные с вдохновением, они способны привести к Богу самую загрубевшую душу.

И вот, словно подтверждая ее слова, к слушателям вышел гусляр Дмитрий Земсков. Он исполнил несколько кантов, между ними рассказывая о Рождестве, Крещении, Пасхе...

Я Подошел к Дмитрию после этого небольшого «открытого урока» со своими вопросами.

– Дмитрий, расскажи, пожалуйста, как ты стал преподавателем православной культуры и как тебе пришло в голову использовать на своих занятиях гусли?

– Просто я услышал, как они звучат в руках Андрея Байкальца (о нем «Вера» рассказывала в № 346 за 1999 г.), и мне захотелось сделать такой же инструмент. Чисто для себя, потому что я занимаюсь музыкой, люблю петь. Сделал гусли, стал разучивать песни. То, что я пою, – это не древность какая-то, не архаика. Духовные песнопения, духовные канты в том исполнении, как они пелись раньше, – это немеряно современная вещь. Об этом я и на уроках рассказываю. Эти песни сопровождают меня по жизни постоянно. Мы их поем и с друзьями, когда собираемся вместе, потому что это наше, родное. А преподавателем православной культуры я стал случайно. Меня пригласили в школу показать инструмент. Я пришел, показал. Теперь это переросло в программу, которую я показываю в школах. Прямо как артист какой-то...

При этих словах Дмитрий подетски улыбается, словно не веря, что он действительно артист и его выступления имеют большой успех не только у учеников школ. Ему всего 23 года, и в разговоре он то и дело вворачивает словечки из молодежного сленга. Несмотря на молодость, он успел попробовать себя на многих поприщах: звукорежиссером в православном театре, электронщиком, программистом, ведущим развлекательных программ на радио... Но при этом очевидно, что именно вера движет им.

– Ты только в московских школах выступаешь или ездишь и в другие города? – спрашиваю у Дмитрия.

– Приглашают в Подмосковье, был в Калининграде, где выступал не только в школах, но и в вузах. У них проходили Дни славянской письменности и культуры... Куда приглашают, туда и еду.

– Ты упомянул, что у тебя в репертуаре около 300 песен?

– На самом деле больше. Просто наиболее часто исполняемых около 300, еще много всяких вариаций того или иного песнопения бывает.

– У тебя какое музыкальное образование?

– Нет, специального образования нет, избави Боже.

– Значит, сам научился играть на гуслях и гитаре?

– Между гитарой и гуслями общего ничего нет. Манера игры принципиально разная. Те скоростные характеристики, которые достигаются при игре на гуслях, физически не возможны на гитаре. Это более удобный ритмический инструмент. Если подходить с точки зрения аранжировщика, это самый «продвинутый» инструмент для ритмических партий, на гитаре этого не сыграешь. Естественно, после своих уроков я всем рекомендую сделать гусли. Это несложно, и освоить их нетрудно. Ребятишки загораются, начинают сами мастерить, разбирают дома рояли. Потом учатся играть.

Гусли, на которых я играю, крыловидные – самые простые. Это самая древняя, наиболее архаичная форма. Они бывают разные. Больше в ходу трапециевидные – скоморошьи.

– Как давно ты начал заниматься этим делом?

– Года три назад. Репертуар у меня уже до этого был. Мне просто нравится народная песня. Нам же неправильное представление о народной песне навязывалось. В советское время она звучала по радио, но в каких-то обработках. На самом деле песни, которые пелись в деревнях, значительно отличаются от современных исполнений. Когда к этому прикасаешься, трудно остаться равнодушным. Мы привыкли все свое родное хулить. Хотя все, что пелось раньше, и сейчас звучит очень современно.

– А как ты к вере пришел?

– Я с детства верующий. Детей сейчас с пеленок в церковь водят, но про многих нельзя сказать, что они верующие, потому что в церковь ходят, как в театр или кино. Главное, чтоб обращение к Богу произошло внутри. Православие – это не просто вера моих отцов, это моя вера. Это – мой Христос, Он пришел в мир, чтобы спасти именно меня и всех нас.

– Сейчас появилось много исполнителей, которые поют духовные песни. Кого бы ты выделил?

– Я даже не знаю. Это стало модно, многие исполнители расширили свой репертуар народными и патриотическими песнями. Посмотришь, что сейчас поют, за голову хватаешься. Ни музыки, ни слов. Чтобы песня была популярной, считают, что в ней должны быть такие слова, как «русский», «православный», «спасай Россию». Я даже не знаю, как назвать такое творчество.

Давно ли было то время, когда сидели по ночам, молитвы переписывали, когда за публичное выступление с песнями на духовные темы можно было реально схлопотать по ушам. Тот же Юра Шевчук, когда они с ДДТ еще жили в Уфе и выступали там, отсидел некоторое время в изоляторе за пропаганду религии. Вот в то время, когда говорить и петь об этом было опасно, всякие барды почему-то дружно молчали о вере. Тогда пели об этом только те, кто не мог не петь.

Настоящего исполнителя сразу видно. Вот Анна Широченко – замечательный человек. На нескольких ее концертах я был звукорежиссером, и что меня поразило – отсутствие выпендрежа. Она живая, настоящая, это приятно. Пообщавшись с разными исполнителями, я заметил такую вещь: как только кто-то становится популярным, как только начинаются большие концерты, так то, что шло от сердца, от души, уходит куда-то. А когда исполнение духовных песен идет не от сердца, а от ума, лишь бы понравиться публике, чтоб тебя назвали «православным», это сразу отталкивает. Таких ультраправославных певцов сейчас развелось уйма. Я не хочу называть какие-то фамилии, потому что все, кто работает в этом направлении, – мои друзья. Мы вместе участвуем во всевозможных проектах.

– Но ведь на радио и телевидении православных исполнителей нет. Эстрада, по большому счету, совсем не православная? Народ просто истосковался по хорошей песне.

– Я даже не буду это обсуждать. Это уже притча во языцех. Сейчас вот я собираю аудио- и видеоматериалы для большого интернет-сервера православных исполнителей. К нему, видимо, будет свободный доступ, все можно будет скопировать бесплатно. Хотя на этом пути постоянно возникают какие-то проблемы. Когда я стал заниматься коммерческими проектами, меня поразило, что в среде православных активистов, которые сейчас рулят православной шоу-культурой в Москве, очень сложно делать какие-то общие дела. Бесконечные претензии, что все у нас низкого качества, что не надо нарушать авторские права... Ведь тут еще непаханая целина, к слушателям бы пробиться. В шоу-бизнесе, который все склоняют, и то отношения более человечные. Нам нужно держаться друг за друга, помогать друг другу, потому что иначе просто не выжить.

Записал Е. СУВОРОВ
Фото автора



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга