РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ПЁТР И ИУДА

(Евангелие от Иоанна, глава 7)

Тысячи иудеев, насытившись пятью хлебами и пятью рыбами, признали Христа животом, но не сердцем. Сердца же, скорее, охладели к Богу, символом чего стала неудачная попытка апостолов самостоятельно переплыть Галилейское море. Они были на грани гибели, когда Спаситель в буквальном смысле не разбирая дороги, по воде, «аки посуху», устремился к ним на помощь. И вот мы видим Его на другом берегу моря, где Он уже не раздает земных даров, а предлагает в дар Самого Себя.

Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Здесь Спаситель произносит прикровенное обетование умереть за людей. Открывает, что Ему от них ничего не надо, Он пришел не брать, а отдавать. Но люди слышат иное. Как писал об этом святитель Филарет Черниговский, «предсказание о смерти Мессии разрушало приятные мечты о сильном царствии Мессии, которым тешились так много, а тут еще слова о предании Плоти в пищу. Все это казалось странным, невыносимым. Ученики тайно между собою менялись словами недоверия».

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Вот обетование о Святых Дарах, которое произвело на иудеев просто убийственное впечатление. В их мировоззрении кровь символизирует жизнь и принадлежит Богу. Поэтому до сего дня ортодоксальные иудеи едят только совершенно обескровленное мясо. Услышав, что для спасения нужно есть Плоть Христа и пить Его Кровь, они содрогнулись. Да что иудеи? Протестанты, считающие себя христианами, также отказались от Причастия, предлагая толковать слова Спасителя «духовным образом». Но в таком случае было бы довольно Его слов о том, что Он хлеб живый. Христос же бросает вызов, который открывает Ему дорогу ко Кресту. Этой Его жертвы протестанты предпочли просто не заметить, как и иудеи не оценили вочеловечивания Бога. Зачем? Ведь можно было сойти в мир «духовным образом» к обоюдной выгоде. Господу не нужно было бы страдать, а людям спрашивать себя: «Не Иисус ли это, сын Иосифов?» Как в мир Спаситель сошел не «духовно», так и в каждого из нас сходит всем своим богочеловеческим существом.

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус... сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?

В этих словах предсказывается, что ученики поверят во Христа по-настоящему лишь после Его Воскресения.

Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

Здесь и вера, и маловерие проявляются одновременно. Вопрос, «к кому нам идти», означает, что Петр мог пойти еще за кем-то. Например, за антихристом. Весь ропот учеников на одном и другом берегах Галилейского моря и посреди него были вызваны именно полным нежеланием Христа провозгласить себя тем мешиахом, сверхчеловеком, которого иудеи ждут по сей день. И нет бы этим ограничиться, так Он еще предложил есть Свою Плоть и пить Свою Кровь, окончательно обратив иных последователей во врагов.

Сегодня во всем мире все возрастающую роль играют так называемые пиар-технологии – способы эффективного убеждения и привлечения людей, основанные на тонком знании психологии толпы. Если умело подыгрывать массе, то ее можно повести в любом направлении. В наше время число специалистов в этой области, их мастерство и технические возможности стремительно растут. Это является одним из самых явных признаков приближения эпохи антихриста, который станет величайшим пиар-технологом в истории.

И в то же время речь Христа о Святых Дарах является ярчайшим образцом антирекламы. Он сделал то, что для пиарщика считается «смертным грехом», – сказал всю Правду, без умолчаний. Предложил собравшимся выбор: Христос или антихрист. При этом люди при всем желании не могли разобрать даже половины того, о чем Он сказал. Иудеи почти не имели никаких представлений о Царствии Небесном. И весь их расчет был на то, что Мессия однажды если не их самих, то их потомков щедро отблагодарит в этом мире и ни в каком ином. На берегу вообще не было ни одного человека, способного понять Христа. Размеры их разочарования трудно переоценить.

Это касается и учеников. Выше мы сказали о маловерии Петра, а теперь скажем о его вере. Смысл его слов можно изложить следующим образом: «Я пошел за Тобой потому, что мне больше не за кем было пойти. Но теперь я узнал Тебя. И хотя мне непонятны и даже неприятны Твои слова, хотя я знаю, что с сегодняшнего дня оставаться рядом с Тобой смертельно опасно, я остаюсь. Потому что верю Тебе и люблю Тебя».

Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.

Господь не желает изгнать Иуду. Он никого не изгоняет, это мы Его оставляем. Подобно Петру и Иуде, мы приходим к Богу, потому что больше негде утолить духовный голод или найти столь же щедрый источник многоразличных благ. Сколько гордых приходило к нему, чтобы возгордиться еще больше, сколько жадных – в поисках обеспеченной жизни. Да и вообще все мы, за редким исключением, приходим, чтобы что-то получить. Но рано или поздно наступает момент истины. Обнаруживается, что вера – это крестоношение. Что для этой жизни она невыгодна, вернее, выгодна, если другие верят, но за собой эффективнее оставить право следовать за Христом в зависимости от обстоятельств.

И тогда иные уподобляются Петру, а иные – Иуде. Первые, стеная и скорбя, остаются с Богом всем своим существом, а вторые, в лучшем случае, оставляют Его, в худшем – остаются, чтобы однажды предать Его.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга