ХРОНОГРАФ ОСТАВИМ ПОПЕЧЕНИЕ? Сюжет последних дней: Совет муфтиев, т.е. та группа, что вокруг Гайнутдина, внезапно выступила с обращением к Президенту против преподавания в школах основ православной культуры (и, соответственно, основ ислама в регионах компактного их проживания). Предательство общей позиции основных конфессий России содеяно в присутствии и с подачи чиновников минобраза и президентской же администрации… Вот тебе и Святая Четыредесятница: о мирском «оставим попечение», взыщем «сердце сокрушенное» и т.д. Вхожу в Великий пост, душа сокрушена, но, увы, не только сознанием своих грехов. Одна из самых обсуждаемых новостей – очередной список мировых богачей, составленный американским журналом «Форбс». В нем – 27 россиян, и Россия занимает второе после США место по количеству миллиардеров. При этом продолжает уверенно укреплять свои позиции: за прошедшие три года список олигархов из России пополнился более чем в два раза! Вот уж сомнительное лидерство. Число миллиардеров в США говорит о мощи страны, где эти состояния прирастали столетие, передавались по наследству или же, как у владельца «Майкрософт» Уильяма Гейтса, стремительно выросли благодаря интеллекту и предприимчивости. У нас же что ни олигарх, то либо выдающийся пройдоха, либо урвал от государственной собственности. Часто то и другое. Как раз в эти же дни пришло в редакцию несколько писем вроде тех, что сегодня мы публикуем на 29-й странице в рубрике «Просьбы о помощи». Читаешь и, честное слово, хоть плачь от бессилия. До чего же они нас ненавидят! Нет, это я не об абрамовичах и фридманах, для которых мы просто не существуем как народ. Речь о тех людях, которым доверена власть в стране. Вот буквально на днях в Госдуме была озвучена такая информация: «В 2004 г. доходы 10% самых богатых граждан России в 14,14 раза превысили доходы 10% самых бедных. В 2003 г. это соотношение составляло 13,8 раза». Этими цифрами сказано все, это приговор работе правительства за прошедший год. То есть главная задача, поставленная Президентом, – борьба с бедностью – продолжает решаться с точностью до наоборот. Бедные становятся беднее, богатые – богаче. «Все носятся только с пресловутыми «макроэкономическими параметрами», – пишет обозреватель «Русской линии» Андрей Рогозянский, – делят между собой бюджет и лоббируют интересы крупных компаний. О вовремя не принятых очевидных решениях и многомиллиардных убытках спросить не с кого! Почему, например, до сих пор не восстановлена государственная монополия на алкоголь?.. А давно напрашивающийся запрет на действие иностранных оффшорных фирм? А очевидный вред хозяйству от частного сбора лома цветных и черных металлов? А ровная шкала налогообложения, взимающая одинаковый процент отчислений с богатых и бедных? А смехотворное, при нашей нынешней демографической ситуации, детское пособие? Нет, это уже не простая халатность. Это целенаправленное противодействие любым попыткам изменить положение к лучшему». Среди таких вот, безнадежно обсуждаемых уже много лет, идей – создание в стране крестьянского банка. Недавно митрополит Кирилл во время визита в Екатеринбург заявил: «Было бы очень неплохо, если бы Церковь смогла участвовать в создании фермерского банка, который бы выдавал кредиты молодым фермерам». Конечно, кое-кто тут вспомнит, что банковская деятельность есть не что иное, как заработок на процентах, иначе говоря, цивилизованная форма ростовщичества. Этого не одобряют, мягко говоря, каноны Церкви («Аще кто обрящется взимающий рост с данного взаем, или иной оборот дающий сему делу… таковый извергаем из клира» – 17-е прав. I Вселенского Собора). Но очевидно, что призыв митрополита продиктован не желанием заработать на бездействующем церковном капитале (которого и нет) или на чужих деньгах, сколько стремлением подчеркнуть, что дело это Церковь считает важным и благословляет его. То есть Церковь, осознавая свою миссию в обществе, готова взвалить на себя то, что является прямой обязанностью государства. Год назад на восьмом Всемирном Русском Народном Соборе из тех же соображений ответственности за Россию был принят «Свод нравственных принципов хозяйствования», основанный на Библейских заповедях. Документ «похвалили» крупные бизнесмены. Например, руководитель «Транстелекома» Сергей Липатов заявил, что уже «стремится в своей деятельности следовать морально-этическим нормам, основанным на священных заповедях». Но в целом ситуация лучше не стала: по-прежнему увеличивается отток капитала за рубеж, изобретаются все новые схемы ухода от налогов и т.д. И иллюзий не должно быть: научить «социальной ответственности» и «игре по правилам» бизнес, особенно российский, не поможет никакой «Свод» – а только сильное государство. Уж каким благотворителем был, казалось бы, Ходорковский… Одаривал на копейку, утягивал – на миллион. В ближайшее время все мы станем свидетелями шоу по телевидению, которое будет называться «Суд над ЮКОСом», – снова те, кого он подкармливал, будут шуметь о «подавлении экономической свободы», нас будут убеждать, что это всего лишь разборки из-за нефти… И мало кто вспомнит, что начиналось-то «дело ЮКОСа» с расследования кражи у государства завода «Апатит» в Мурманской области. Не вдаваясь в подробности, скажем: в результате захвата компаниями Ходорковского предприятия-монополиста сырье для фосфорных удобрений подорожало в России более чем вдвое и стало в 1,5 раза дороже, чем в США. Разве поможет тут кредит фермерского банка и о какой конкурентоспособности нашей сельхозпродукции может идти речь, если грабеж крестьянина начинается таким вот образом, еще на стадии подготовки почвы? Таких «капканов» олигархи набросали в России множество, и они гирями висят у нас на ногах, не давая идти. Как сказал Ходорковский, «контролируемый хаос – лучшая среда для того, чтобы делать большие деньги». У каждого из нас – своя работа, проблемы. И при этом наша принадлежность к Церкви не только поддерживает нас в этих трудах, но и требует дополнительных, сверх обычных усилий. Если ты журналист, то не только информируй, но давай надежду людям, если учитель, не просто давай знания, но и воспитывай нравственность в детях, если директор – мало платить зарплату рабочим вовремя, жертвуй бедным. Все это в совокупности и сохраняет нас от управляемого кем-то хаоса. Так и Великий пост – время дополнительных усилий, молитвенных, душевных. Да, это время для богомыслия и покаяния. Но для некоторых православных оно почему-то стало означать, что всякие проявления жизни должны об эту пору затухнуть. Я и сам, признаться, когда-то думал, что выйти пикетом в пост чуть ли не святотатство. Теперь так не думаю. Важно не что делать Великим постом, а как. Живем-то мы, увы, «по гражданскому календарю». Сообщается: в Ростове Великом все готово к продаже старинного храма за долги какой-то фирмы. Если дату аукциона назначат на постный день, вы бы, оказавшись там, стали «чистым» богомыслием заниматься? Или вышли бы на улицу - присоединились к молитвенному стоянию пикетчиков? Постимся, братие, но не предаем други своя. И.ИВАНОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |