ПЕРЕПИСКА

«КАК ВСЕ ПЕРЕМЕНИЛОСЬ...»

Эти письма стали читательской реакцией на публикации в «Вере», посвященные первым итогам «монетизации». С просьбой прокомментировать мы отдали их давнему другу нашей редакции иеромонаху Игнатию (Бакаеву) – мы надеялись, что, коротко ответив, он «закроет» тему… Спустя три недели о.Игнатий вместо ответа или в качестве него предложил нам эти заметки. «Трудно было, ведь год ручку в руку не брал, – признался батюшка, передавая нам рукопись. – Но спасибо вам, что заставили меня поразмышлять над чистым листом…»

«Хочу поделиться своим мнением по поводу заметки «Ножницы» в № 483 газеты «Вера» за 2005 год. Считаю, что закон о денежной компенсации льгот – первая попытка Президента В.В.Путина справедливо распределить льготы между городскими и сельскими жителями.

С 1930 года города пользовались результатами труда бесплатной рабочей силы селян. Колхозник – презрительная кличка крестьян, а они являлись родником прироста населения и хранителями нравственности. Города привыкли потреблять бесплатные плоды труда колхозников как должное, не беспокоясь об их жизни. В деревнях говорили: «В городах поют да пляшут, а в деревнях ревут да пашут». Так и шло дело до тех пор, пока провинциальным льготникам не дали денежную толику многочисленных льгот горожан (деревня в основном льготами не пользовалась – не давали).

Что тут началось в городах – Боже упаси! Кричат: «Нас обделили, мы обнищали». Но есть присказка: «У нищих лакеев не бывает». Лакеев в деревнях сейчас нет – почти все спились и перемерли. Кто же бесплатные льготы будет делать? Придется уже самим поработать и поубавить аппетиты «на халяву». Нужно хотя бы частично делиться льготами с деревней – ведь это справедливо будет и по-христиански.

Почему селяне, не получая льгот, не митинговали и не перекрывали дороги? Потому что совесть у них есть – осознают трудности государства. В Думе наделали всяких невыполнимых льгот, и сейчас всякие горлопаны (а ведь их ничтожное количество) выводят народ на улицы. Непонятно, почему СМИ раздувают конфликт и не информируют о хороших сторонах реформы по монетизации льгот. Главное в этой реформе – это справедливость.

Вам кажется, что нужно вернуться к льготам горожанам, а 29% селян забыть (как всегда было прежде). Лишь бы нам – любимым, а селяне и так перебьются – им не привыкать. Думаю, вам нужно изменить мнение о законе монетизации льгот. Дай-то Бог.

С уважением, А.И.КОЩЕЕВ
д.Перевоз Кировской обл.

* * *

«Уважаемая редакция!

Я была поражена выступлениями пенсионеров, требующих восстановления льгот.

Они гневят Бога. Закрывают жизнь детям и внукам. Орут-то в основном те, кто, не знает никакой нужды. Те, кто действительно живет худо, никогда не митингует. Сколько, оказывается, у нас людей неверующих, скудным умом. Про таких сказано: Бог обидел, ума не дал. Такие не беспокоятся ни о своей душе, ни о детях. Вот, например, Галина Шишкина, написала вам о безобразиях телевидения. Слава Богу, есть еще такие люди, как Галина, Елена («Подождем до судного дня», № 480), как многие ваши читатели.

«Веру» я читаю уже шесть лет, очень помогла в трудные годы, укрепляя в вере, советуя, наставляя. Мне очень нравятся выступления в газете священников, радуюсь, что это очень умные, мудрые, добрые люди. Но некоторые публикации все-таки не по душе бывают. Ладно, допустим, если автор так искренне считает, т.е. заблуждается, ошибается. На то и мы человеки. Это простительно, с этим можно мириться. Не надо только лукавить, подделываться под читателя, как, например, в случае все той же отмены льгот.

Л.Ильюнина пишет о плачущих старушках, а мне больше по душе такая позиция: на нет и суда нет. Не на что ехать в церковь – дома молись. Да ведь льготы-то были введены совсем недавно, а как раньше-то жили? Если говорить про одиноких старушек в новогоднюю ночь, то у стариков часто бывает бессонница. Если уж верующая старушка, то необязательно для нее Новый год – праздник, вряд ли не спит она именно в эту ночь. И не праздники им вовсе нужны, а семья, разговор.

Словом, верующий человек и крик на улицах неизвестно из-за чего (или из-за своего только брюха) – вещи несовместимые. Дали собаке кость, а потом вздумали ее отнять. Эти сытые дяденьки и тетеньки посильнее шахтеров, на них ведь ОМОН не направишь. Раньше в трудную минуту жизни люди шли за советом к батюшке или старому человеку. Батюшек сейчас на всех не хватает, а мудрых стариков нет. И все потому, что живем мы сейчас без нужды, про голод и говорить нечего. А Бога продолжаем гневить. «Требуем достойной жизни», – пишут ветераны в нашу районную газету. Недостойно жить – это, наверно, воровать, разбойничать, врать. Всегда так считалось по крайней мере. А то, что они вырастили пьяниц, лодырей, убийц, – это достойно? Кого они в этом винят? Жизнь опять же.

Вот как все переменилось в людском сознании. И надежда только на то, что ради одного праведника Господь помилует остальных девять, помилует наших детей и внуков. (Сама я только завтра буду пенсионеркой).

С уважением к вам, раба Божия АЛЕВТИНА
п/о Черный Ручей Архангельской обл.

МОИ ОТКРЫТИЯ

Состояние общества, жизнь прихода, семьи складываются из действий отдельных людей. Вот почему я пишу больше не об обществе, а именно о поступках. Я – человек, приобретший некий духовный опыт, – хотел бы поделиться с читателями газеты «Вера» своими простыми, но всегда потрясающими меня открытиями, менявшими мою жизнь. Дай Бог, чтобы эти открытия были полезны и другим людям.

Гадкий утенок

1988-й год, командировка в Ленинград. Я – человекоподобное существо атеистических убеждений – зашел в Божий храм.

Началась служба, я смотрю на людей, окружающих меня, и невольно сравниваю их с собой. У меня все нормально: семья, квартира, работа, зарплата, здоровье. Я – хороший инженер, и знаю свои возможности. Полагаю, что мог бы стать директором или доктором наук, или выучить иностранный язык, или научиться играть на фортепиано. Это я смог бы. Но рядом со мной, похоже, тоже инженер и еще педагог, и врач, и журналист, и др. Но они, это видно по выражению их глаз, здесь, в храме, живут другой жизнью, совсем мне незнакомой, а самое главное (мне так казалось) недоступной для меня, – реально иной жизнью. Я такой же, как они, но внутри не имею того, что имеют они.

Я стою среди них и чувствую себя недочеловеком, гадким утенком, они же в моих глазах – белые лебеди. Я растерян.

Господи, как обрести подобную этим лебедям жизнь?! Лишь спустя годы я прочитал слова святителя Феофана Затворника: «Вера в Бога есть дар Божий, и будим просить Его с верою, чтобы Он даровал нам ее». И с ней, верой, я уже образ и подобие Божие. Слава Тебе, Господи!

«Об убеждениях»

Он был секретарем парторганизации, я – руководителем, теперь вот стал священником. Мы друг друга уважаем, все-таки вместе работали. Встретились случайно, разговорились. Разговор трудный, не клеится, и я ухожу, слыша в спину сказанные слова: «Я не такой, как ты, я своих убеждений не меняю». Эти слова сильно ранили мое самолюбие, точно нож в спину.

Когда мне плохо, я по привычке начинаю молиться: «Царю небесный, Утешителю Душе истины…» Но тут еще не закончил молитву, а в сердце уже вселяется радость. Как хорошо, что я меняю свои убеждения. Значит, я живой, а не засохшее древо, от ненужных убеждений могу отказаться, значит, я могу развиваться и совершенствоваться. Слава Богу, что мой бывший коллега обратил на это мое внимание!

Я вернулся к нему и, несмотря на его протесты, с благодарностью расцеловал его.

Коварная ложь

Вот я уже верующий, регулярно хожу в храм, исповедываюсь и причащаюсь. Дома ужинаем. Заходит знакомый юрист с дипломатом атеистических книг и заявляет: «Я тоже хочу стать верующим, но не могу. Как можно поверить в Воскресение, непорочное зачатие и рождение Девой. Ты, может, заблуждаешься насчет веры? Давай так: я оставлю тебе эти книги, в которых говорится, что Бога нет, а ты дашь мне книги, в которых говорится, что Бог есть».

Я сдался и пообещал, что прочту эти книги. Стал читать – мне стало плохо, появилось сердцебиение, стало тошнить. Отложил книгу – стало полегче. Взял другую – все повторилось, снова стало плохо. Вспомнилось: подобное я испытываю, когда при мне кто-то лжет и я не могу обличить лжеца.

Успокоился. Все стало понятно: в этих книгах от начала до конца ложь. Как может неверующий человек писать о вере? Это все равно что слепой от рождения будет рассказывать о красках на картине «Утро в сосновом бору» или глухой от рождения начнет обсуждать музыку. Неверующий может видеть, что делает верующий, может даже подражать ему, как обезьяна человеку. Но область духовного (то, что тот переживает), ему неведома, для него она закрыта неверием.

И вот ущербные люди, не имея в себе полноты, обманом и лживыми обещаниями пришли к власти и убили самих лучших – духовно одаренных людей. Стали убивать без суда и следствия и платить за убитого священника 100 рублей золотом. Распяли Святую Русь, словно Христа. Разрушили храмы и монастыри, рассеяли и загнали в подполье стадо Христово, убили и заморили лучших людей. За 1918 год (1-ю половину) убили 10 тысяч священнослужителей.

Правда и сейчас под спудом, не выпускают ее СМИ. Заваливают нас развлекательностью, рекламой. Не случайно на одной из передач «Культурная революция» М.Швыдкой, Г.Павловский и др. участники заявили, что в России не надо правды, ее не ищите, правда может убить. Только историк Андрей Сахаров попытался возразить: «Люди! Как же без правды?!» И понятно, нет правды.

Истины не будет, будет царствовать ложь.

Ревность партии

У местечка Нижний Чов, за мостом через р.Човка, стоит св. Крест. Недалеко от этого места с апреля по ноябрь 1937 года расстреливали священнослужителей и верующих людей по 5-7 человек ежедневно. Несколько лет, проезжая мимо Креста, я вспоминал стенограмму допроса о.Василия К., учителя Закона Божия. На вопрос следователя, признаешь ли себя виновным, отец Василий отвечал: «Признаюсь в том, что учил детей почитать родителей, уважать старших, любить Отчизну, честно трудиться».

Отца Василия репрессировали.

То же самое, что и отец Василий, нам говорила наша первая учительница, заслуженный человек. И однажды меня осенило: дело в том, что Галине Ивановне говорить эти слова поручила партия, а отец Василий говорил их от имени Бога.

Партия возревновала, и не просто возревновала, а попыталась даже создать свою «истину». Отсюда и «Моральный кодекс строителя коммунизма», грубая подделка ветхозаветных скрижалей.

Звенья одной цепи

Наши власти, политики и иже с ними обещали и обещают народу лучшую жизнь. Начались эти обещания с революций. Это революционеры несли лозунги свободы, равенства, братства. Если попытаться проследить смену событий в России с 1917 года по сей день и взглянуть на перспективу, то что мы имеем? Революции, убийства без суда и следствия, уже принявшего отречение Царя и Царицы и ни в чем не повинных их детей, и всех Романовых, проживающих в России; гражданская война, голод, раскулачивание, коллективизация, Финская и Отечественные войны, пятилетки, застой, перестройка, экономические реформы… Все это – звенья одной цепи, и поскольку это одна и та же цепь, то в обозримом будущем хорошего ждать народу не приходится. И это потому, что цепь этих событий организуется властью, не одухотворенной Святым Духом. То есть власть лишена любви к Богу, к людям, к самой себе.

Ей, власти, неведомы апостольские наказы: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов», или «Мы должны сносить немощи бессильных», или «Менее благородные нуждаются в большом попечении» (о членах общества).

Конечно, Президент или отдельная личность во власти могут быть верующими. Но сама власть и все ее ветви и подветви, все ее уровни и подуровни от министров до инспекторов не просто не одухотворены, как гадаринцы, прогнавшие Спасителя с апостолами, но и враждуют с Богом, затевая очередную вавилонскую новостройку.

Какое общество построили? В России население уменьшилось на 1 миллион человек за год. Совершается от 3 до 5 миллионов абортов. В Сыктывкаре висел рекламный щит, на котором было написано: «Нами раскрыто 44628 ранее нераскрытых преступлений», возникает вопрос: а сколько же всего нераскрытых? и сколько всего раскрытых? Когда по телевизору показывают очередного маньяка или убийцу своих родителей или детей и медики признают их нормальными, то думаешь: что же тогда «не норма»? Какова высота этой планки – «норма»?

В Сыктывкаре горсовет во главе с мэром единогласно голосует о финансировании до конца учебного года православной школы, а прокурор тут же отменяет это решение, ссылаясь на Закон № 122. То есть закону и его стражу-прокурору «до фени» решение властей, проблемы родителей, педагогов, детей, ему безразлично, что закон стал антинародным и покусился на право детей учиться.

Все знать

Часто меня спрашивают о том, что я не знаю, и я отвечаю: не знаю. Как-то в присутствии людей на вопрос одной женщины я ответил: «Не знаю» – и мне от своего ответа стало почему-то легко и радостно, и я сказал об этом людям. Был рядом один батюшка, он заявил, что это от юродства, а девушка Лена сказала: «Батюшка, так до этого состояния дорасти надо».

Вечером по телефону разговаривал со своим внуком, которому три с половиной года. Он мне заявляет, что скоро пойдет в школу, я ему говорю: «Нет, не скоро, ты еще маленький». Он горячится, повышает голос: «Нет, я большой, я знаю, я все знаю!»

И подумалось мне: сколько же надо внуку прожить и вкусить от жизни, чтобы безболезненно для самолюбия или с малой болью сказать: «Я не знаю».

В очередную годовщину смерти Ленина смотрел по телевидению посвященные ему передачи. Вот он не ведал сомнений, он считал, что все знает.

О монетизации, или Спасется ли малое стадо?

Передо мной два письма в газету «Вера» из деревни на эту тему. А.И.Кощеев считает, что «главное в этой реформе – справедливость» при этом грешно радуется, что в справедливости выиграют селяне и в справедливости потеряют горожане.

Пообщался с людьми на эту тему. Один многодетный заявил, что с монетизацией льгот только на садиках семья потеряла почти 2000 рублей (оплата за детей сразу повысилась), еще потеряла льготы на жилплощадь и коммуналку... Другой сказал: придется ехать в деревню, там легче, по крайней мере, можно посадить на огороде что-то и живность завести. Третий утверждал, что в городе больше шансов найти работу, можно найти и вторую, можно жить за счет зарплаты детей или родителей…

Позвонил батюшкам, хотел у них выведать мнение о монетизации, хорошо это или плохо. Отвечают: и плохо, и хорошо, но, конечно, будут обиженные.

Раньше я считал, что льгота – это привилегия особо заслуженных людей либо людей, занимавших высокое положение в обществе. И вот метаморфоза: привилегия низложена до денежной подачки.

Я полагаю, что опасность для людей не столько в «монетизации», или в отношении к ней, или к льготам. Опасность в том, что деньги еще плотнее прижмутся к душе человеческой. Они все больше и больше заслоняют от нас Бога. Они проникли во все сферы человеческих отношений, от них нельзя отмахнуться, за них надо отчитываться, их надо зарабатывать, получать, отдавать, охранять и пр. Из-за них начинаются войны, из-за них совершается татьба и убийства. Деньгам строят храмы в виде банков, супер- и гипермаркетов и пр. Они подминают под себя и богатых, и бедных, навязывая им образ жизни. Деньги создают иллюзию, что все можно купить: должность, закон, здоровье, любовь, радость, благодать.

Через них готовится тот период «развития» человечества, когда миллиарды людей на земле, чтобы не терять деньги, потребуют от властей века сего печати на лоб и чип на правую руку, и выбор этот будет сделан добровольно. Потом эта денежная «пирамида» рухнет, рухнет и цивилизация, и погребет большую часть человечества. Всех тех, кто без них жить не приспособился, не научился.

Во втором письме раба Божия Алевтина пишет, что была поражена выступлениями пенсионеров, требующих восстановления льгот: «Они гневят Бога, закрывают жизнь детям и внукам. Орут-то в основном те, кто не знал и не знает никакой нужды… Сколько, оказывается, у нас людей неверующих, скудных умом».

Думаю, ты, Алевтина, заблуждаешься – у них ум нескудный. У нас, в Сыктывкаре, тоже ходили на демонстрацию, я отговаривал, но не послушались, не хотели отстать от подруг – солидарность! Конечно, организаторами были люди неверующие, «качал права» гегемон революции, те, кто считал себя способным управлять государством, как ленинская кухарка.

Алевтина, ты пишешь: «Надежда только на то, что ради одного праведника Господь помилует остальных девять, помилует наших детей и внуков».

Для спасения в такой пропорции для России понадобится не менее 13-14 миллионов праведников. Конечно, их столько нет, и число их падает. Прельщаются и избранные. Господь вопрошает: «Придя, найду ли веру?» На самом деле спасется только «малое стадо».

Смысл жизни человеческой

Зачем человек живет?

Для меня самого этот вопрос оказался неожиданным. Я не думал об этом ранее, хотя уже несколько лет был священником. Спросил об этом завуча одной из школ. Она попыталась ответить: «Дом построить, ребенка вырастить, дерево посадить...» Но, подумав, сказала: «Не знаю». «Не знаю» ответила и директор той же школы. Для меня это было шоком. Я-то полагал, что учитель должен знать все, уж тем более – зачем живет человек. Это я, по образованию механик, могу этого не знать, но педагог, дающий знания, вооружающий ими человека… Если не знать, для чего давать знания, то они будут скорее вредны, чем полезны.

Я стал приставать с этим вопросом к людям. К министру, который, как оказалось, живет, «чтобы созидать», а что созидать, во имя чего созидать – ответить не смог. Вот остальные ответы: «ради детей», «для семьи» и пр. Все, о чем говорили люди, могло быть только средством, но никак не целью и смыслом жизни.

Ответы из богословских книг на эту тему из-за сложности не укладывались в моей голове и не запоминались.

Однажды, после рядовой службы, когда в храме были одни бабульки, я спросил: «Скажите, для чего человек живет?»

«Знаю, знаю, – ответила Евдокия, – чтобы в рай попасть».

А Надежда поправила: «В рай мы, наверное, не попадем, нам бы возле рая поселиться».

А Павла добавила: «Нам по нашим грехам не попасть бы в ад».

Вроде бы три разных ответа, но все сводится к одному: как устроить свою душу в вечности.

Понятно, в раю лучше. А что для этого от нас требуется? Быть совместимым с райской жизнью, вырастить в своей душе плоды Духа Святого – любовь, мир, радость, долготерпение, воздержание, и изжить в своей душе зависть, ревность, гнев, уныние и пр. греховные наваждения. Для этого Бог и даровал нам Святую Церковь и семь таинств, и святых учителей-святителей, преподобных для примера в молитве, праведных – для примера образа жизни, мучеников – для примера в стойкости веры.

Опыт показывает, что в тех семьях, где живут духовно, где цель – дальняя стратегическая перспектива райской жизни, там меньше суеты и больше порядка, дети более послушны и целеустремленны, более сердечные и заботливые отношения между членами семьи и всегда есть достаток, которым можно поделиться и с церковью, и с нуждающимися. И Символ веры заканчивается: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Да и Господь говорит: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, остальное приложится».

Бог вам в помощь. Ищите.

Спасется ли богатый?

Становится все больше бедных, появились и богатые. Вопрос для многих становится актуальным. Нищий Лазарь за то, что имел безропотное терпение, был вознесен ангелами на ложе Авраамово, а вот богач, который одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал, оказался в аду, в муках (Лк. 16, 19-23).

Богатый, воспитанный в благочестии юноша не нашел в себе сил раздать именье нищим (Мф. 19, 21), на что Иисус сказал своим ученикам: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Игольные уши – это не ушко швейной иголки, это врата в городской стене Иерусалима, где проходил ненавьюченный верблюд. Навьюченный пройти не мог.

Подобные тесные врата и узкий путь, ведущий в жизнь, «немногие находят» (Мф. 7, 14), разделяют настоящую и будущую райскую жизнь, чтобы мамоне не было места в раю.

Так спасется ли богатый? Наверное, это возможно, если в Бога богател. Авраам же в раю, а ведь был богат. Спасся и Закхей – начальник мытарей и человек богатый. Принял Иисуса с радостью, вошла Божья благодать в душу сребролюбивого Закхея. И Закхей стал другим, сказал: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», на что Иисус сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Надо полагать, Господь спас и Афанасия Булышева, предпринимателя, солезаводчика, судовладельца, который благотворительно перевозил грузы для Ульянова монастыря, катал детей на пароходе от Ульяново до Усть-Кулома. Он по благословению праведного Иоанна Кронштадтского построил Кылтовский женский монастырь, выкупил землю и положил деньги в банк на содержание обители, свою же жизнь закончил монахом Соловецкого монастыря.

Полагаю, нет, не деньги мешают спастись, а отношение к ним. Встречаю много бедных, но болеющих деньгами острее богатых. И все же хорошо бы было, если бы большего числа богатых людей коснулась благодать Божья, подобно Закхея. Россия быстрее смогла бы измениться, у них возможностей больше.

В Послании к Тимофею апостол Павел писал: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая в себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6, 17-19).

Да спасет богатых Бог Своей благодатью.

Проклятие или анафема?

Есть законы природы, и есть законы духовные. И знаем мы о них или не знаем, открыли их или не открыли, следуем мы им или не следуем – они на нас воздействуют.

Идет литургия Иоанна Златоустого, чтец читает Апостол. Вслушиваюсь: «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят: «маранафа» (1 Кор. 16, 22).

Потрясает слово «проклят». Перечитываю русский перевод этого послания. Написано: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маранафа».

«Анафема» переводится как «да будет отлучен», «маранафа» – «Господь наш грядет».

Если я подойду к прохожему, неверующему и далекому от Церкви, и скажу ему «анафема», объясню, что это отлучение от Церкви, он не очень-то расстроится. Не хожу в церковь и не буду ходить.

Но если ему сказать «проклят», это наверняка вызовет негодование и бурю чувств – может, подаст в Страсбургский суд по правам человека.

Вероятно, поэтому мы почти все осознаем проклятие над нашей страной. Многие в которой не просто не любят Господа, они Его ненавидят, потому что Бог призывает жить как должно, а не как они хотят.

«И долголетен будешь...»

Я часто спрашиваю на исповеди: знаешь ли пятую из десяти Божьих ветхозаветных заповедей? Чтобы подтолкнуть к правильному ответу, напоминаю: «Чти отца твоего и матерь твою…» Отвечают: «Знаю». – «И как?» – «Чти отца своего и матерь свою» – вот и все». Продолжение мало кто знает даже из воцерковленных людей. А ведь во второй части сказано, зачем почитать своих родителей. И вероятно, если заповедь Божья не исполняется, наступит ранняя нелепая смерть где-нибудь под забором, в тюрьме или в малосемейке.

И прародители, и родители, и дети с семи лет просто обязаны знать эту заповедь назубок и стараться следовать ей. На самом деле в ней нет никакой мистической тайны, ведь через почтение к родителям прививается почтение и к окружающим людям, прививается послушание старшим, учителям и начальству. Естественно, такого ученика, молодого человека, отметят, научат – он (она) легко обучатся и подберут спутника жизни, и действительно, благо ему будет и долголетие будет на земле.

Давайте приложим старание к ее выполнению, и, может, прекратятся кровавые порой войны между детьми и родителями. Это будет трудно, так как состояние общества в России, да и в мире таково, что не просто не соблюдаются, а и попираются все десять Божьих заповедей. Ветхозаветное общество их исполняло, а через телевидение, газеты, систему образования и все и вся их теперь не просто попирают, но придают им совершенно противоположное значение.

Поэтому нам, христианам с двухтысячелетним опытом христианской жизни, так трудно соблюсти ветхозаветные заповеди. Трудно, но можно, ведь Христос с нами до скончания века.

Господи, смири нас!

Есть люди счастливые, но их счастье всегда хрупко и временно. А есть люди блаженные, которые счастливы в любых испытаниях и житейских ситуациях. Их счастье не поколеблют обстоятельства.

Как достичь этого блаженства? Вспомним, на глас женщины из народа: «Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие!» – Иисус Христос ответил: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27-28).

Господи, как у Тебя все понятно и просто! А у нас нет простоты. Мы подозрительны к Твоей Святой Церкви и ее священноначалию, мы исполнены всяческих хотений, мы страстны, мы спеленаты грехами, с которыми не хотим расставаться. Мы из XXI века, считая себя «продвинутыми», свысока относимся к учению и традициям Церкви и поэтому изобретаем свои, человеческие, учения о счастье, или ищем его в космосе (можно через пришельцев), у магов, астрологов и прочих оккультистов, или в псевдодуховных собраниях вроде «Школы единого принципа» Ольги Асауляк. Мы все делаем для того, чтобы заблудиться и не пойти в Твою Церковь, единственное место, где учат слышать слово Божие и соблюдать его.

Господи, смири нас и приведи в Твою святую Церковь, ради нашего блаженства.

О святом причастии

В Великий четверг, незадолго до Своих страстей – казни мученической и крестной смерти, – Иисус Христос установил Таинство евхаристии.

Он собрал учеников Своих на трапезу и на ней, «взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 20).

С той поры православные верующие на каждой литургии символично возвращаются именно на эту трапезу, и священники словами Иисуса Христа предлагают причастникам: «Примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».

И при причастии священник говорит причастнику: «Телом и кровью Христовым причащается раб Божий (имярек) во оставление грехов, во исцеление души и тела, в жизнь вечную».

Одна из прихожанок нашего храма вспомнила свое первое причастие. Рассказывает: «И вот тогда я поняла, насколько я должна дорожить святым причастием, себя уважать и даже любить, какой внимательной быть к себе и своим поступкам! Ведь я приняла в себя Христа, и Он живет во мне. Какая ответственность лежит на мне!» Ее переживания и наблюдения нас потрясли.

Дай Бог, чтобы и все мы, причастники, это пережили, и прочувствовали, и запомнили. И тогда, несомненно, мы изменимся, и мир изменится вокруг нас. Дай-то Бог.

Слава Богу за все!

Шумно. Много народу в храме, много вопросов. Иногда отвечаю не думая. Приходит одна плачущая пожилая женщина и со скорбью сообщает: «Батюшка, у меня дом сгорел!» С моих уст громко и как бы помимо воли моей слетает: «Слава Богу!»

И сразу наступает тишина, все смотрят на меня, а я готов вырвать свой язык. Но он опять помимо воли через паузу продолжает: «Сама-то жива осталась». Все снова зашумели, и я, придя в себя, стал говорить с этой женщиной, обнадеживать ее: «Наверное, дом был старый, может, новый построите».

Прошло три года. Утром рано иду к автобусу, тут подходит ко мне женщина и спрашивает: «Узнаете ли вы меня?» Да, я узнал ее, вспомнил ее имя, вспомнил, что что жила она одна на хуторе в 250 км от города и у нее сгорел дом. Она говорит: «Батюшка, дом-то мы так и не построили».

Спрашиваю ее: «А где ты живешь?» – «У сына». – «И что, у него плохая квартира?» – «Нет, хорошая, четыре комнаты, а у меня есть своя». – «Но тебе нечем заняться?..» – «Нет, я нянчу внуков, у меня здесь оба сына и дочь – все семьями в городе живут». – «А куда ты едешь?» – «В храм, в микрорайон Орбита...» – «Наверное, хорошо, Александра, что дом сгорел. Жила бы одна на хуторе, дети беспокоились бы, как там мама, надо было бы к тебе ехать, дрова заготавливать, огород садить и пр., все за 250 километров. А так все вы вместе, и ты при деле, и есть где молиться в городе. Наверное, хорошо, что дом сгорел».

Повеселела Александра, перекрестилась на восход.

И слышу: «Слава Богу, что дом сгорел».

«У меня Бог в душе», или Где искать Бога

Те, кто не ходит в церковь, часто заявляют: «Мне не надо посредников между мною и Богом, главное – Бог в душе».

Если попытаться узнать, что за бог в такой душе, то из этого ничего не получится, потому что тот бог не позволит прельщенной им душе открыться. За таких людей мне страшно, так как они поместили в свою душу вовсе не Бога, а часто прямую противоположность. Они дают ему власть над собой, они дают ему полномочия и лелеют с ним свои отношения. В этих душах нет места Живому Богу. Их бог субъективен.

Бог же – объективная реальность, и познается только через обучение, поэтому и Священное Писание, и Сам Христос Своих последователей называет учениками.

Подобно тому, как человек не может родиться без матери, не научится без учителя говорить, так и без посредника нельзя понять Бога. Неглупым был вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, но сказал апостолу Филиппу: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. 8, 31). Сами мы не лечим себе зубы, а идем к стоматологу, и если зарастем – идем в парикмахерскую. Если уж в мелочных житейских делах нужны посредники, наипаче в делах духовных, несравненно более важных, они нужны.

Где искать Бога?

Прежде всего в Церкви, Он – Глава ее, там и посредники.

Мы встретились случайно. Еще на светской работе мы часто и подолгу дискутировали с ним о Боге. Расспрашивает меня уже как священника о иеговистах и прочих, кто они такие, – рассказываю, что знаю. Потом спрашивает: «А тут есть некоторые, которые верят в Святую Троицу?» Отвечаю, что это мы, я верю в Троицу. «Но ты же христианин!» – «Да, христианин, и верю в Святую Троицу».

Наконец, мы расстались. Подумал: как же это мы прежде дискутировали о Боге, если мой оппонент элементарно не знал, что наш Бог – Троица? Прости, Господи, похоже, бисер метали.

Где искать Бога?

Конечно, в святой Церкви, Он – Глава ее, там и Его посредники. «Ищите, и обрящете», – наказывал Господь.

Где брать силы?

С пятницы собирал силы, берег их на субботу и воскресенье, старался не нагружать себя делами, отдыхать до самой вечерней службы. И каждый раз на пятничную вечернюю службу иду обессиленный, служба потом бодрит.

И вот летом гостил монах Троице-Сергивой лавры архимандрит Лаврентий, монах с 50-летним стажем. Утром рано поехали в село Летку к духовному чаду о.Лаврентия иерею Аркадию.

По пути заезжаем в монастыри, в храмы, отец архимандрит молится, поет, общается с людьми. В храмах жарко. Возвращаемся в город в одиннадцатом часу, и опять встреча в храме св. Александра Невского. Спрашивают его: «Батюшка, вам же уже больше 70 лет, где же вы берете силы?»

Отец Лаврентий отвечает: «Силы берем в делах, за которые ходатайствует Божия Матерь и святые и которые благословил Господь».

Вот как – силы берутся в делах. Сейчас могу засвидетельствовать – это так.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга