РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ПРИБЛИЖАЛСЯ ПРАЗДНИК...

Евангелие от Иоанна, глава 7

После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.

Евангелист Иоанн поминает здесь, разумеется, не обо всех иудеях, а о религиозных вождях иудаизма. В этом духе мы говорили во время войны, что нашими врагами являются немцы, хотя были среди них и такие, кто находился на нашей стороне.

Приближался праздник Иудейский – поставление кущей.

Этот праздник приходился на сентябрь – время сбора урожая, в частности, винограда, и восходил к тому времени, когда евреи жили в палатках после исхода из Египта и мечтали о лучшей доле. Для евреев праздник прежде всего символизировал ожидание того дня, когда воцарится Мессия и спасенный израильский народ будет жить на земле в мире и процветании.

Христианский взгляд на этот счет высказал блаженный Феофилакт. Согласно ему, «поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут».

На праздник обязаны были сходиться все иудеи, жившие в пределах 24 километров от Иерусалима, но приходили верующие и из более отдаленных мест. Они располагались в палатках, как некогда их предки, и восемь дней веселились. В тот год, о котором повествует здесь апостол Иоанн, они радовались, не желая признавать, что Мессия уже пришел, и это было страшным предзнаменованием их будущих несчастий. Пройдет немного времени, и еврейский народ вновь, как и во времена Моисея, окажется в рассеянии, вернется в этом смысле в «палатки» и почти на двадцать веков окажется оторван от земли, собирания плодов земных.

Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него.

Речь идет о сыновьях Иосифа от первого брака. Евангелист указывает, что братья не веровали во Христа, однако ближние знали о тех чудесах, которые Он творил, и надеялись подтолкнуть его к тому, чтобы Он публично объявил Себя Мессией. То есть ставили свою веру в полную зависимость от того, сколько пользы они смогут извлечь из родства с Иисусом. Объяви Он Себя вождем, и они могли стать ревностными Его последователями. Однако полное бессребреничество Господа выводило братьев из себя.

Чтобы выманить Христа в Иерусалим, они действовали с помощью «кнута», намекая на то, что Иисус боится народа, и с помощью «пряника», пытаясь пробудить в Нем тщеславие. Даже если бы Он не был Богом, такое поведение ближних было по-человечески отвратительно. Зная, что Его хотят убить, они готовы были рискнуть Им ради возможных выгод.

На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.

Как говорят по этому поводу богословы, мир не мог ненавидеть братьев Господа, потому что они сами принадлежали миру. Есть люди, которые вполне удовлетворены тем миром, в котором живут. Им не по пути с Богом, скорбящим о роде человеческом. И есть люди, которые ненавидят этот мир. Им тоже не по пути с Богом, который любит нас так сильно, что умер за нас.

Заметим, что и те, и другие способны найти общий язык, как нашли его развратные саддукеи и аскетичные фарисеи.

Очень трудно найти границу, за которой начинается обмирщение. Накануне революции сколько сил у нас уходило на поиск внешнего благочиния, благообразия, и уже более не смущали покой сильных мира сего юродивые, которым трудно стало миновать городовых, околотка, ссылки в Сибирь. Все признавали личную порядочность Царя и не могли не видеть щедрых плодов его деятельности, но требовали отречения, считая его каким-то блаженным, не вполне совместным с миром.

Что же говорить о Господе, Который сочетается с миром не более, чем огонь с водой. В разговоре с братьями Он, согласно св.Феофилакту, «на двоякое обвинение, возносимое на Него, в боязни и славолюбии, делает и двоякое оправдание». Его обвиняют в человекобоязни, а Христос указывает на то, что обличает дела мира. Его соблазняют славой, намекая на то, что Он к ней неравнодушен, а Иисус отсылает последователей в Иерусалим, в то время как горделивые лжепророки цепко держатся за своих последователей.

Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось... Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.

Очевидно, что появление Христа в окружении поклонников помогло бы иудеям легко Его обнаружить в начале поставления кущей и схватить. Это было равносильно смертному приговору. Поэтому Господь отказывается идти с братьями. Однако Он не утверждает, что не придет на праздник вовсе. Христос желал сделать это с соблюдением некоторых предосторожностей, тщательно выбрав время и возможности.

Тем не менее, немецкий философ Шопенгауэр заявил: «Иисус Христос умышленно солгал». Вот что происходит, когда человек невнимательно читает Евангелие или, витая в философских высотах, плохо разбирается в жизни.

Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.

Так велико было озлобление иудейских лидеров против Христа. Поминая о разговорах в народе, св.Иоанн употребляет здесь звукоподражательное слово, имитирующее звук «гонгусмос»; его переводят по-разному: жужжание, ворчание, ропот. И противники, и сторонники Христа из среды народа вынуждены были скрывать свои разговоры, потому что ни те, ни другие, очевидно, не хотели Его смерти. Их устроило бы открытое, честное разбирательство, которое для вождей иудейских было смерти подобно. Они алкали крови Агнца, все более отталкивая от себя народ.

Предвидя это, Господь, не спеша, готовился к появлению на празднике. Это пример того, как зло само себя стремится поразить в пяту, если ему не препятствовать.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга