КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ВООБЩЕ И В ЧАСТНОСТИ

Послесловие редакции по поводу произошедших событий

Есть нечто общее в ситуациях, имевших место в Архангельской области и Екатеринбурге.

Нет, не то, что в этих случаях православные оказались втянуты в противостояние с представителями власти. Общее то, что и в том, и в другом случае они не стали звонить «куда следует» в поисках правды, вести трудные кабинетные переговоры с начальниками, надеясь добиться хотя бы частичной справедливости.

В обоих случаях ситуация была предана огласке, и в обоих случаях была проведена пресс-конференция, события были широко освещены СМИ и во многом именно благодаря этому решились по справедливости.

Некоторые спросят, почему было вопрос не «утрясти» без шума, без дискредитации властных структур. Мне даже приходилось слышать, что подобное поведение священников не что иное, как «шантаж оглаской». Это последнее – такой же абсурд, как мокрый огонь. Что же до «дискредитации», то в данной ситуации Церковь как раз предоставляет власти прекрасную возможность реабилитироваться, поднять «рейтинг»; именно если власть имущие начнут принимать реальные меры против зарвавшихся «своих», опровергая известное «ворон ворону глаз не выклюет», доверие народа к власти понемногу будет восстанавливаться.

Но вообще, конечно, подобный подход Церкви к решению проблем – это подход с позиции силы. Не нужно иллюзий, будто сила нужна только на войне или в международных отношениях. Сила – всегда главный аргумент. И в общественных отношениях уважается только сила. И именно сила, победив, впоследствии закрепляет положение вещей законами. Другое дело, что речь идет не о грубой физической или денежной силе. В обществе это может быть моральная сила, сила влияния или авторитета, сила традиции и т.д.

Христос дал Церкви силу слова, а сейчас в российском обществе у нее есть еще сила авторитета. Церковь может и должна использовать их для решения проблем общества.

В последние годы наша Церковь, видя язвы общества, возвышает свой голос, обращаясь к властям. Вот только голос Церкви, принадлежащий сообществу архиереев, по старинке звучит чаще в кабинетных переговорах с властями. Заключаются бесполезные бездействующие соглашения, дело топится в выморочных «совместных комиссиях», советах и т.п. Это любимая игра любого чиновника: затащить человека с улицы в кабинет, натолкать ему в уши обещаний, заставить подписать какие-то протоколы… И начать «мурыжить». Это то самое время, за которое люди «с улицы», во-первых, успевают потерять осознание остроты проблемы, а во-вторых, разочароваться в «переговорщике», – ведь кулуарные переговоры с властями всегда вызывают подозрения в тайных сделках. Это-то чиновнику и нужно: якобы ввести архиерея или протоиерея в корпорацию «своих», оторвав его от народа. В этих кабинетах, где решающий вес имеет не правда или сила, а хитрость, Церкви не победить. Даже если чиновник отступит на шаг, он возьмет свое – позднее и вдвойне.

И еще. Нельзя, то есть бесполезно ставить проблему перед обществом «вообще». Например, ситуация с тем безобразием, которое мы видим по телевидению. Нет сомнения, что большая часть активных россиян недовольна политикой государственных электронных СМИ. Разговоры о губительности насилия и разврата на экране уже висят на ушах. Но была ли заявлена конкретная, доведенная до суда претензия хотя бы к одному телезлодеянию? На моей памяти только публичный конфликт Патриархии и НТВ вокруг одного антихристианского фильма несколько лет назад. Оглянемся: что осталось от того, прежнего НТВ? Кто оказался прав, кто победил? Ведь Бог поругаем не бывает. Но если б православные тогда не возвысили свое слово, если б Церковь не объявила своеобразный «бойкот» этому телеканалу – разве могли бы мы считать себя воинами Христовыми, сынами нашей земной Церкви, воинствующей против сил тьмы?

Необходимо создавать прецеденты, не опасаясь конфликтов и их последствий, например, в виде разрушения «доверительных отношений» между чиновником и архиереем. В конце концов, и во власти немало людей, у которых честная позиция найдет понимание. Прохвосты любят тень, поэтому мы, православные, должны ставить и решать проблемы публично, на свету, пусть это и будет искусственный свет софитов.

Проблема «вообще» решается, лишь когда накоплена критическая масса разрешенных частных, «мелких» ситуаций. Возможно, сегодня Церкви не по силам изменить морально-нравственную ситуацию в нашем Отечестве в целом. Но конкретные ситуации, безусловно, имеет смысл выставлять на суд общественности и требовать их моральной оценки. Если мы честны перед Богом, до конца искренни и бескорыстны, победа будет за нами.

Главный редактор

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга