ПРАЗДНИК ПИСАНИЕ И ПРЕДАНИЕ
Как-то раз Исаака Ньютона спросили, как Бог может воскресить тела человеческие, которые давно истлели, рассыпались в прах, перемешались с землей. Ньютон в ответ насыпал в пробирку горсть металлической пыли, смешанную с землей, затем взял магнит, отделил землю от металла и произнес: «Если нам, людям, легко сделать такой опыт, то Богу, Который из небытия в бытие привел весь мир, нет никаких затруднений воскресить мертвых людей». Сегодня мы знаем о физической природе человека гораздо больше Ньютона. Ученые всерьез обсуждают вопрос, можно ли воссоздать человека, имея в руках крохотную частицу его тела. Еще важнее то, как полагал отец Серафим (Роуз), что вся информация о человеке, включая данные ДНК, хранится в нашей душе. А самое главное – Богу все возможно. Он – Творец, создавший из ничего и нас, и вселенную. Причем до того, как облечься в «ризы кожаные», мы имели совершенные тела – те, которые вновь обретем после преображения в день Страшного Суда. Тысячелетие за тысячелетием человечество ожидает этого дня с трепетом и надеждой. Ветхозаветные обетования Когда родилась эта надежда? Первые книги Библии хранят на этот счет полное молчание. Это тем более удивительно, что Моисей превосходно был знаком с египетским учением о будущем воскресении мертвых. Но, возможно, именно в этом-то все и дело. Иудеи могли прийти к мнению, что все, о чем говорят идолопоклонники, – одна только ложь. Это, однако, далеко не так. Сын пустыни Авраам едва ли был сведущ в познаниях древних времен, и встреча с Мелхиседеком едва ли была способна восполнить этот пробел. В то же время древние цивилизации, такие, как египетская, сохраняли остатки познаний с тех времен, когда они исповедовали Бога Истинного. На горе Сион Господь поведал Моисею бесконечно больше того, что знали язычники, но о воскресении умолчал. Быть может, для того, чтобы разрыв с Египтом, очищение от его нечестивых домыслов были полными. Узнай иудеи, что египтяне в чем-то правы, и их стало бы много труднее удержать от искушения признать верным и многое другое. Первым, кому открыто было через страдания будущее, стал многострадальный Иов, произнесший в своей молитве: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов. 19, 25-26). Большая часть иудеев продолжала, однако, сомневаться. Эти колебания мы видим и у царя Давида. Любя Господа, псалмопевец восстает против современных ему воззрений на смерть. Он, правда, не решается умалить ее прав, но уповает на милосердие Божие: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15, 10-11). И далее он излагает Богу свои мысли о смерти, вопрошая: «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою?» (Пс. 29, 10). Однако наследник его Соломон не разделял упований отца. В его писаниях сквозила грусть о неизбежности умирания: «Участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвращается в прах...» (Еккл. 3, 18-20). * * * Однако эпоха пророков открыла новую страницу во взгляде иудаизма на будущее воскресение. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц (Ис. 25, 8). Так сказал пророк Исаия и пояснил: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис. 26, 19). О том, как это будет происходить, читаем у Иезекииля. Господь показал ему на поле брани, полное костей, и спросил: «Сын человеческий! оживут ли кости сии?» Пророк же смиренно ответил: «Господи Боже! Ты знаешь это». Тогда Господь научил Иезекииля, как воззвать мертвых к жизни, и сообщает далее праведник: «Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои» (Иез. 37, 7-10). После этого Бог передал через Иезекииля обетование для всех иудеев: «Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву» (Иез. 37, 12). Следующим, кто обратился к этой теме, был пророк Даниил. У него мы впервые встречаем намек на будущий Суд: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся – одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). Чем меньше времени оставалось до прихода Спасителя, тем ярче открывалась истина о грядущем. И вот через Иосию Господь произносит вдохновляющие нас по сей день слова: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13, 14). * * * Пожалуй, единственными в Иудее стойкими противниками веры в воскресение мертвых были саддукеи, составлявшие правящую храмовую группировку и заявлявшие, что если в Торе (Пятикнижии) ничего не сказано о воскрешении мертвых, значит, это не более чем выдумки. Они спорили о воскресении и с Христом, задавая ехидные вопросы. Например: кому будет принадлежать женщина, которая несколько раз была замужем? Господь же ответил: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах» (Мф. 22, 30). Впоследствии именно благодаря позиции саддукеев смог избежать гибели от рук единокровцев апостол Павел. Когда саддукеи и фарисеи взялись его судить, святой заговорил о воскресении, и иудеи немедленно перессорились между собой. Фарисеи отстаивали мнение, что учение о воскрешении мертвых вполне ортодоксально. Эта точка зрения в конце концов победила в иудаизме. Представления иудеев об участи души Мы рассказали, как менялись представления иудеев о воскрешении наших тел. Загробная участь души – это отдельная тема. Четких представлений на этот счет у иудеев не было. Так, Иаков, согласно Моисею, был убежден, что сойдет после смерти в шеол, то есть в ад (Быт. 37, 35). Царь Давид выражал надежду, что Бог избавит иные души от преисподней (Пс. 48, 16). Соломон, приговаривая тело к возвращению в прах, относительно души поначалу сомневался: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл. 3, 20). Затем, однако, признал: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его». Это последние слова его книги, далее начинается комментарий, если так можно выразиться, древнего издателя его труда. Впоследствии пророк Исаия «поместил» в Долину смерти диавола. Спаситель же в притче о богаче и бедняке подразделяет загробный мир на ад и лоно Авраамово (Лк. 16, 22-26). Однако никаких радостных предчувствий, связанных со смертью, мы в Ветхом Завете не находим. Они вполне сознавали, что Царствие Небесное для них закрыто, и уповали лишь на то, что Господь избавит верных в ином мире от страданий. Но речь шла о ближайшей перспективе. Те из иудеев, кто верил, подобно царю Давиду или пророку Осии, в грядущее воскресение, полагали, что души не вечно будут пребывать в состоянии неопределенности. И, как мы знаем из Евангелия, эти упования оказались верны. У Матфея в главе восьмой читаем слова Спасителя: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». Отношение к мертвым Из сказанного может сложиться впечатление, что вера в воскресение в иудаизме была широко распространена. Это не так. Довольно сказать об особом отношении к мертвым в Пятикнижии. Всякий прикоснувшийся к ним считался нечистым, более того, прикоснувшийся к могиле также должен был затем очиститься. По всей видимости, это было вызвано опасением, что среди иудеев мог получить развитие культ мертвых, который столь распространен среди язычников. Это еще раз свидетельствует о том, в какое сложное положение ставили иудеи Господа. С одной стороны, их должно было готовить к грядущему воскресению, с другой – на пути ко Христу требовалось оберегать потомков Авраама от влияния языческой полуправды. Подобного рода искушения существовали всегда и в России. В христианстве, где тело – храм души, принято было относиться к мертвым с почтением, ибо они были мертвы лишь временно. Но должное христианское уважение к покойным часто сворачивало на языческие тропы. Так, в Пинежском районе Архангельской области до сих пор принято класть в гроб предметы, без которых якобы усопший не сможет обойтись в мире ином. Если умерший – мужчина, то в гроб полагается бутылка водки, сигареты, спички и т.д. Если женщина – прясло (веретено), мелкие предметы домашнего обихода. В советское время возродился настоящий культ мертвых, с возведением в их честь грандиозных комплексов, и при этом он сочетался с полным пренебрежением к кладбищам. Сотни тысяч погостов пришли в запустение. Сломанные кресты, неубранные могилы характерны даже для таких знаменитых кладбищ, как Смоленское в Петербурге. Но оказалось, что о степени приверженности людей к жизни у нас можно судить именно по кладбищам. В тех селениях, где они ухожены, отношения между людьми, степень их самоорганизации и достатка совсем иные, чем там, где на кладбища махнули рукой. Но сознание русского человека всегда боролось с заявлениями, что никакой жизни за гробом нет. Даже рьяные коммунисты не заходили так далеко, как рекомендовала известная оккультистка Елена Рерих, заявлявшая: «Кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий». Или вот другая история формально безбожной эпохи. Советские школьники, посещавшие могилу пионера-героя Павлика Морозова, вкладывали в трубы металлической ограды записки с просьбой помочь в учебе, или убедить родителей купить велосипед, или же обрести любовь. Затруднение, с которым столкнулись богоборцы, вполне понятно. Как говорил об этом знаменитый врач В.М.Бехтерев, «если вместе со смертью навсегда прекращается существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К чему, наконец, понятие долга, если существование человеческой личности прекращается вместе с последним предсмертным вздохом?» Мы, православные христиане, часто задаемся вопросом: какие дела должны совершать, чтобы вера наша не была мертва? Прежде чем ставить перед собой сложные задачи, поставим простейшую – не только в праздники, но и во всякое свободное время мы в состоянии очистить на ближайшем кладбище хотя бы одну всеми забытую могилу, на которой часто и таблички нет с именем умершего. Но мы узнаем это имя в день Страшного Суда и всеобщего воскресения мертвых, если проявим уважение к умершему собрату. О первом воскресении Теперь перейдем непосредственно к теме воскрешения. Из Откровения мы узнали, что будет и первое, и второе воскрешение. В 20-й главе мы читаем: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти». Среди протестантов распространено мнение, что речь идет о будущем, что тысячелетнему царству еще только предстоит наступить. Подобное заблуждение именуется хилиазмом и является ересью. Оно лишило протестантизм живой связи и с Пресвятой Богородицей, и со святыми, которые для нас, православных, как, впрочем, и для католиков, живы и помнят о нас. Тысячелетнее царство наступило в день Воскресения Христова, но вход в него есть только для праведных. Первое воскресение нельзя назвать полным, так как и святые лишены тел, но воскрешены, полны жизни их души, в то время как судьба остальных умерших покрыта тайной. В католицизме была предпринята попытка умалить эту тайну изобретением так называемого Чистилища, где томятся в ожидании Суда души тех, кто недостоин рая, но слишком хорош для ада. В православии также предпринимались попытки проникнуть за завесу неизвестности, но все мнения в этой области остаются лишь мнениями, хотя подчас весьма авторитетны. Мы знаем о мытарствах, нам открывается, что иные души уже пребывают во Царствии, а иные скорбят, но цельной картины у нас нет, и это не недостаток православия, а его громадное достоинство – отказ от попытки заполнять неведомое своими домыслами. Мы можем лишь смиренно делиться догадками, не пытаясь превращать их в догматы. О втором воскрешении Дореволюционный церковный писатель о.Григорий Дьяченко писал: «Зерно, брошенное в землю, гниет, разрушается, тлеет; – и что же? Тем и кончается? Нет, никак! Оттуда прозябает, вырастает колос с новыми зернами, во всем подобными истлевшему. Не очевидное ли это свидетельство того, что Премудрый Творец в самой смерти полагает начало жизни и на разрушении созидает новое бытие? Так тайна воскресения мертвых всегда перед глазами нашими». Подготовка ко всеобщему воскрешению из мертвых начинается для христианина с момента крещения. Святой Кирилл Иерусалимский говорил, что как Христос воскресением вернулся к жизни, так и крещающийся, связанный с Ним по телесной природе, «подражает воскресению на третий день». Затем мы приобщаемся к рождеству, смерти и воскресению Спасителя, принимая Святые Дары. Но ни крещение, ни причастие, ни усердное чтение молитв не способны сами по себе избавить нас от злой участи, потому что сколько ни лей в бездонный сосуд, он не наполнится. Дном в сосуде нашей жизни является живая, деятельная совесть, а единственный путь ко спасению, согласно преподобному Серафиму, это стяжание Святого Духа – духа кроткого, мирного. В рукописи неизвестного священника, написанной в годы минувших гонений, мы находим некоторые замечания о характере будущего Суда. Там говорится: «При частном суде над каждым православным тотчас по смерти являются наши защитники, ангелы, и обвинители – бесы. Здесь же, при последнем Страшном Суде, место тех и других займет собственная раскрывшаяся совесть, как обвинительница или защитница. С этого момента совесть обратится в неиссякаемый источник радостных благотворений Творцу и Спасителю за избавление от вечной смерти или в червя неусыпаемого, снедающего свою жертву». Мнение о том, что на Суде у нас не будет ни прокуроров, ни адвокатов, автор этой выдержки почерпнул в Откровении Иоанна Богослова, где сказано: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20, 12-15). Это основные наши сведения о грядущем Суде. Кальвинисты и некоторые другие протестантские движения, упирая на слова о «книге жизни», утверждали, что наше спасение или погибель предопределены с момента рождения на свет. Они проигнорировали слова о других книгах, где записаны наши деяния и на основании которых вносятся имена в книгу жизни. * * * Теперь скажем о некоторых других обстоятельствах воскрешения. Обратим внимание, что Иисус вознесся в облака. Сразу же после этого в книге Деяний апостольских (гл. 1) мы читаем, как два ангела явились ученикам и следующим образом удостоверили их о возвращении Христа: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Относительно природы тела Самого Христа после Его воскресения мы находим интересные свидетельства в Евангелиях. Иеромонах Серафим (Роуз) писал по этому поводу: «Воссоединение души с телом не было для Иисуса простым возвращением в прежнее состояние: тело Его после воскресения приобретает новое качество. Это изменение тела происходит не сразу – когда Мария Магдалина встречает Его в саду, Он говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не вошел к Отцу Моему» (Ин. 20, 17). Но уже вечером того же дня Он говорит ученикам: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Иисус далее ест «перед ними» печеную рыбу и сотовый мед (Лк. 24, 39-43), а при встрече с Фомой говорит ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои» (Ин. 20, 27). В чем же состояло новое качество, которое приобрело тело Иисуса после воскресения? Способностью проходить сквозь стену он, вероятно, обладал и до воскресения: это явление того же рода, что и хождение по воде и умножение хлебов... Новое качество, видимо, заключается в том, что тело Иисуса соединилось с душой настолько полно и окончательно, что уже никаким способом не может быть отделено от нее». В этом и других отношениях, которые, возможно, еще не открыты, тело искупленного верующего после воскресения или восхищения будет подобно телу Господа. Как говорит о человеческом теле по воскрешении апостол Павел в послании к Филиппинцам, «оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил. 3, 21). Обратим внимание на некоторые другие аспекты воскрешения и Страшного Суда. В послании апостола Павла к Коринфянам читаем: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 51-53). То, что наши тела изменятся мгновенно, несколько противоречит сказанному в двадцатой главе Евангелия от Иоанна. Тело Спасителя изменялось на протяжении некоторого времени. Это противоречие мы разрешить не в силах. Не вполне понятны и строки Апокалипсиса, посвященные геенне огненной. Могут ли преображенные, несокрушимые тела, вкусившие бессмертие, испытывать страдания? Ответа нет. Некоторые из толковников, например, о.Сергий Булгаков, предполагают, что сгорит только грех, а не его носители. Но как же быть с теми, в ком, кроме греха, мало что осталось или вообще ничего другого нет, как, например, в диаволе? Здесь мы, как и во многих других случаях, вынуждены полагаться на то, что эти истины откроются нам в свое время. Преображенный мир Это касается и такой темы, как возможность возвращения к жизни тех или иных животных. Обычно на это дается ответ, что у животных нет духа, и это справедливо. Говорится также о том, что бессмысленно возвращать к жизни всех комаров или крокодилов. Это также трудно оспорить. Но в то же время невозможно себе представить новую, преображенную землю, где для животных не будет никакого места. Они даны Богом человеку не просто в услужение, но и как сфера приложения наших творческих усилий. Нетрудно заметить, как в животных под влиянием человека может формироваться нечто вроде личности. Интересное исследование посвятил этому вопросу весьма уважаемый в православии писатель Клайв Льюис. Он очень осторожно замечает: «Мы чувствуем, что у высших животных, особенно у прирученных, есть хотя бы зачаточное «я». Если это не иллюзия, об их судьбе стоит подумать. Только не надо брать их отдельно, самих по себе. Человека можно понять лишь в его связи с Богом. Животных можно понять лишь в связи с человеком и, через человека, с Богом». И далее автор поясняет эту свою мысль: «Мне кажется возможным, что некоторые животные обретают бессмертие не сами по себе, а в бессмертии хозяев... Я думаю, что очень немногие из животных обладают хоть каким-то «я». Но если у кого-нибудь из них оно есть и благому Богу приятно, чтобы оно воскресло, их бессмертие также связано с человеком, только не с конкретным, а с людьми вообще... Если во львах нет ничего, кроме кровожадности, в вечность переходить нечему. Но если что-то есть? Бог может дать этому и тело, какое пожелает, – не пожирающее ягненка, а львиное в том смысле, в каком мы употребляем это слово, когда говорим о силе, царственности и великодушии». Обратим внимание, что Льюис здесь ни на чем не настаивает. Речь идет лишь о мнении. * * * Какой она будет, преображенная земля, где нам предстоит жить после воскресения всего человечества из мертвых? У пророка Захарии читаем о мире после Второго Пришествия Христова: «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино... И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно» (Зах. 14, 8-11). Надо сказать, что Откровение Иоанна Богослова нигде не оспаривает пророчеств Ветхого Завета, а лишь проясняет их и дополняет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21, 1-3). Здесь нужно отметить, что не люди поднимаются в небо, а скорее, небо спускается к ним. Новое земля и новое небо, согласно толкованиям, означают не просто нашу планету, а преображение всей вселенной. Слова же «и моря уже нет» означают не исчезновение мирового океана, а всякого хаоса из мироздания. Апостол опускает подробности жития человеческого в новом мире и его будущие задачи, которые, несомненно, будут удивительны. Ведь Господь не для того лишь нас создал, чтобы мы пали, а потом долго, мучительно выкарабкивались. Это только прелюдия, подготовка к каким-то важнейшим деяниям будущего. Мы не имеем о них почти никакого разумения, потому что все наши представления о делах связаны с борьбой: борьбой с косной материей, своими грехами и так далее. Но в чем может заключаться подлинно положительное строительство, творчество? Ясно одно – наше уподобление Христу в будущем продолжится, потому что никакое воскрешение и преображение не способно заставить нас, например, так же любить друг друга, как любит Господь. Возможности для возрастания здесь безграничны. * * * В заключение скажем следующее. Памятование о Страшном Суде должно сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Чтобы понять важность этого, приведем один пример. Вспомним слова апостола Павла: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов». Здесь, как все в Писании, и просто, и непросто. Каждый раз, когда гнев увлекает нас, представим, что вместе с тем человеком, которого мы отвергаем, нам предстоит рядом стоять в день воскрешения перед Господом – бледными и серьезными. Едва ли мы тогда захотим вечной погибели друг другу. С этой картиной – предстоянием перед Богом – мы должны сверять каждый день своей жизни и отношения с ближними, как это делали наши предки. У Достоевского есть слова о том, что русский народ всечеловечен. Это признавали многие, именуя загадкой русской души, а загадки-то никакой и нет. Просто русский человек, как никакой другой, памятовал о грядущем Суде, где ему предстоит стоять и с эллинами, и с иудеями. Он не был добрее, умнее болгар или немцев, если взять их в совокупности, но он лучше других памятовал о смерти, и это поднимало русский дух до таких высот, что падение с них, утрата памятования о Боге едва не уничтожили нас. Сегодня мы не боимся смерти, мы равнодушны и к смерти, и к жизни своей и чужой. И нет никакого иного пути воскрешения России, кроме возвращения нашего духа на Страшный Суд, пред лицо Господа. Владимир ГРИГОРЯН
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |