РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ «И ИСКАЛИ СХВАТИТЬ ЕГО...» Евангелие от Иоанна, гл.7 Сегодня мы продолжаем рассказ о пребывании Христа на празднике поставления кущей. Напомним, что фарисеи замыслили убить Его. Однако время взойти на Крест еще не пришло... Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. Праздник поставления кущей длился восемь дней. Что изменилось для Господа на четвертый или пятый день? Ведь враги ненавидели Его по-прежнему. Дело в том, что они так жестко пресекали все разговоры о Спасителе, всякую свободную полемику о Нем, что народ начал сердиться. Поначалу многие подпали под влияние антихристианской пропаганды. Этот успех вскружил фарисеям и саддукеям голову, и они начали делать ошибки. Это судьба всех авторитарных форм правления, независимо от их первоначальной популярности. От имени народа диктаторы подавляют одну группу несогласных за другой, и под конец они сами уже и их идеи становятся ненавидимы всеми. Вспомним судьбу атеистической доктрины в СССР. Даже самим атеистам стало постепенно тесно в ее рамках. Нечто подобное произошло и на празднике поставления кущей. К середине его противники Сына Божьего утратили свое влияние на народ. Тогда Христос смог войти в храм и начал учить. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Все знали, что Иисус не принадлежал ни к одной из религиозных школ тех дней, нигде не учился, поэтому Его познания в Священном Писании казались сверхъестественными. Довольно сказать, что Библия была написана на древнееврейском языке, который знали лишь немногие из иудеев. Впрочем, древнееврейскому Иисуса могла научить и Мать, получившая в юности образование. Но и Ее познаний не могло хватить на то, чтобы дать Сыну столь ясное и широкое понимание Писания. Для этого требовалось корпеть над Книгой десятилетиями, под руководством опытных наставников. Ни одно исцеление не могло поразить книжников с такой силой, Господь явил чудо в той области, которая была им близка и понятна. Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Даже братья подозревали Его в тщеславии, Он же спокойно с помощью нескольких слов лишил почвы сторонников подобных обвинений. Любой лжеучитель ищет славы для самого себя, Иисус же всю славу вручает Отцу Небесному. Спаситель предложил разобраться во имя Господа – говорит ли Он что-либо предосудительное, противное Ветхому Завету. Но иудеев это предложение не заинтересовало. Надо сказать, что по сей день большинство людей закрыто для искреннего обсуждения вопросов веры. Магомет, например, грабил караваны. Попробуйте обсудить это с мусульманами. Будда за пятьсот лет до Рождества Христова предсказал, что его учение просуществует лишь пятьсот лет и т.д. Захотят ли сделать буддисты хоть какие-то выводы? Честный человек ответит вам, столкнувшись с неприятными вопросами, что должен подумать, посоветоваться, но не станет возражать против того, чтобы его учение было испытано. С нами Бог, и если мы будем искать славы для Него, а не для себя, то нам нечего бояться никаких самых опытных в спорах противников христианства. Правда, когда они сознают, что словом нас не одолеть, то начинают гонения. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Это был вопрос не в бровь, а в глаз. Хвастаясь приверженностью к Закону, саддукеи и фарисеи с легкостью готовы были нарушить один из важнейших его постулатов. Пятая заповедь Моисея запрещает убийства. Были, правда, исключения, например, угроза жизни. Но Христос не сделал ничего такого, за что Его можно было бы по иудейским законам подвергнуть казни. Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Большинство стоявших в храме не догадывалось, что перед ними Христос и что на Него объявлена настоящая охота. Моисей дал вам обрезание... и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Здесь Спаситель поясняет людям, за что именно Его собираются лишить жизни. За исцеление в субботу. То есть хотят убить, нарушить заповедь самым страшным и радикальным образом за то, что Он проявил милосердие к ближнему. При чем тут обрезание? Дело в том, что, с одной стороны, Закон учил, что суббота – это время полного покоя, с другой – установил совершать обрезание на восьмой день после рождения мальчика. Поэтому этот обряд часто совершался в субботний день. А раз увечить в праздник можно с благой целью, то почему нельзя лечить? Фарисеи молчали. Ответить им было решительно нечего. Особенно после того, когда Христос предложил: Не судите по наружности, но судите судом праведным. Фарисеи прекрасно поняли, о чем идет речь. Не нужно думать, что это были какие-то глупцы, не понимавшие, что дух Закона важнее буквы. Фарисеи вообще в этом от нас, православных, отличались очень и очень мало. Они тоже готовы были говорить и про любовь, и про милосердие. Сплошь и рядом мы стоим даже ниже их. И лишь искренне исполняя заветы Христовы, перестаем фарисействовать и становимся христианами. Услышав про суд праведный, фарисеи так же смутились, как смущаемся мы, когда в разгар ссоры или гневной обличительной речи вдруг слышим про любовь к ближнему. На ум тут же приходит множество самооправданий. Но язык немеет перед правдой. Молчание фарисеев произвело большое впечатление на народ, который начал задавать вопросы: Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? О, святая простота! Принять правду способен лишь тот, у кого есть для нее место в душе. Слова Христа если и поколебали Его врагов, то очень ненадолго, после чего все вновь вернулось на круги своя: И искали схватить Его... Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |