ЖИВОЕ СЛОВО

ДЕЛАТЬ ЧТО ДОЛЖНО

Вопрос священнику: «Есть ли у России будущее?»

Иерей Артемий Эмке (г.Мирный Архангельской области):

– Город у нас молодой, много молодых офицеров. Детей прибывает. Только в нашем приходе есть пять-шесть многодетных семей. Вот капитан космических войск Александр, у него пять сыновей. Сам он из казачьего рода, откуда-то с юга России, и не забыл старые традиции.

Очень разные, конечно, у нас, в Мирном, офицеры. Те, кто тянется к храму, – это духовный костяк, люди, у кого сохранился дух воинского служения. А еще есть сочувствующие – обычно офицеры постарше, которые сознают, что Россия в очень тяжелом положении, что без нравственности никуда. Переживают за страну, но от Церкви пока далеки. И, наконец, есть те, кого интересуют прежде всего карьера, высокий заработок. Понятия о воинском служении у нас сильно повыветрились, хотя в последние годы начали как-то оживать. Это связано, возможно, и с тем, что улучшилось положение офицеров, их содержание, но дело не только в материальной стороне вопроса. Появилось ощущение востребованности.

К нам в храм из военных приходят все больше те, кто службы понюхал, пожил, начал искать идеалы, путь. Иных жены приводят. Мамочек у нас много. Из молодых лейтенантов человек десять, не больше, в храме бывает, что, конечно, от общего числа немного. Мало пока среди них стремления русский дух впитать, приобщиться к вере, укрепиться. Не знаю... Может быть, им нужны какие-то потрясения в личной жизни. Если в целом брать наш офицерский корпус, то только внешние обстоятельства его могут встряхнуть, какие-то внешние потрясения смогут пробудить его.

Иеромонах Игнатий (Бакаев) (п.Максаковка, Республика Коми):

– То развитие, которое сейчас предлагается России, ведет в тупик. Вслед за Богом отвергнут человек. Много говорится о правовом государстве, с этим связаны ожидания, что с помощью законов можно что-то изменить. Это в высшей степени безответственно. Каждый закон можно обыграть, обойти. Чтобы понять, насколько иллюзорны представления об объективности судов, довольно вспомнить, что у каждого адвоката своя стоимость и что дорогой адвокат, разумеется, эффективнее.

Что делать, если ты не можешь себе его позволить? Недавно мне пришлось предстать перед мировым судьей из-за того, что я не выполняю предписания пожарной охраны. А не выполняю я их потому, что у меня нет на это денег, а после того, как я заплачу штраф, их больше не станет. При этом многие претензии охранников надуманы, и сами они неподсудны. Хотя ликвидировали в поселке пожарную часть, оставив его беззащитным. У них тоже нет денег. Но с них и спроса нет.

Когда я вернулся из суда, весь в переживаниях, ко мне подошла одна из певчих. Ей тоже вскоре предстоит суд. Она не в состоянии оплатить за детский садик. И ее заставят заплатить, и сын Коля, скорее всего, в садик ходить больше не сможет.

В обоих случая мне понятна правда суда. Но понятна ли суду наша правда? Нет, она его совершенно не интересует, так же, как и пожарников, санэпидемстанцию и так далее. Вот выгнали Колю из садика, что дальше? Мы с нашим приходом могли бы создать свой детский сад – бесплатный. У нас есть подворье в той же Максаковке, и там можно было бы пристроить детей. Не положено. Нет помещения под игровую комнату, туалет на улице. Никто нам детский сад зарегистрировать не позволит, разве что подпольно его открывать. Хотя у этих детей дома тоже туалеты на улице и нет игровой комнаты. Но кого это интересует?

И вот с этим неживым, негибким, не желающим понять нас Законом мы вынуждены иметь дело. И это только часть какой-то нечеловеческой силы, которая над нами нависает. Мы все время ждем какой-то очередной реформы, которая ударит по неимущим, очередного наступления на наши права. И знаем, что закон не защитит нас, он защищает сильных, что решения о подорожании хлеба принимают те, кому разница в несколько рублей безразлична. Какое будущее может быть у государства, которое безразлично к простому человеку? И это не только в России так. Есть ли будущее у Америки?

Нет, будущего ни для страны, ни для человечества я не вижу. Появился термин «постхристианский мир». Телевидение, все сильные мира вопиют: «Христиане мешают нам!» Они не понимают, что только ради верующих Господь этот мир терпит. Когда христиане изошли из Иерусалима – он погиб. У меня нет надежды ни на людей, ни на общественные силы. Только на Бога.

Иерей Сергий Гомаюнов (г.Киров):

– Конечно, если слушать радио или читать газеты, то, кроме отчаяния, других чувств не возникает. Но третьего июня я в седьмой раз пойду в Великорецкий крестный ход. Шестьсот лет в него ходят наши вятские жители, а ведь сколько за это время поменялось. А люди идут и будут ходить. Для меня это и есть Вятка. И когда я думаю об этом, у меня появляется надежда.

Но вообще-то я не особенно и думаю о будущем. Нас Церковь учит жить настоящим и вечностью, или, по мысли апостола Павла, именно день сегодняшний есть день нашего спасения. Я пытаюсь очертить круг того, что могу сделать, сознавая, что будущее России от меня мало зависит.

Важен не конечный результат, он в руках Божиих, важен труд. А нам нужны гарантии, что мы работаем на будущее. Гарантий таких нам никто дать не может. У нас в православной гимназии разве может педагог предугадать, как его слово отзовется в будущем? Урожай не ему собирать, но люди честно исполняют свой долг. То же можно сказать об области в целом. Экономика в упадке, тяжелое положение. И кто-то впадает в отчаяние, а кто-то думает о настоящем. Вот твоя семья, ты за нее несешь ответ, думай, что сегодня можешь сделать. И я многих знаю, которые живут в такой простоте, которой нужно учиться. Заботятся о дне сегодняшнем, положившись на Бога.

Да, дела ныне не вполне хороши, состояние нашего народа неудовлетворительно. Но всегда ли за сиюминутным состоянием мы способны различать планы домостроительства Божиего? Нам кажется, мы видим, что вокруг происходит, а ведь вопрос в том, какими мы глазами смотрим. Не пропускаем ли чего-то важного, глядя на свой народ, что открывает возможность поверить в будущее России? Поэтому будем делать, что должно сегодня, а не гадать, что будет завтра.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга