ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

ОБЩЕЕ ДЕЛО,

или Как на пустом месте создать деятельную общину

У каждого свое послушание

Большой читательский отклик вызвала статья Михаила Сизова «Единым сердцем» («Вера», № 486), в которой рассказывается об опыте создания православной общины. К сожалению, деятельных, дружных общин у нас в стране не так уж много. Большинство приходов существует исключительно благодаря богослужению. Многие христиане, отстояв службу, подчас даже не подозревают, что вокруг храма может существовать еще какая-то иная жизнь. Тем радостнее встреча с каждой новой общиной, где жизнь кипит, где, помимо богослужений, проходит еще масса интересных мероприятий, вершатся дела милосердия, любви к ближним, ведется миссионерская работа.

Побывав в Воркуте, в приходе Иверской иконы Божией Матери, я понял, почему он стал духовным центром не только своего города. Сюда, в заполярную Воркуту, с охотой приезжают на церковные мероприятия православные верующие из других городов и даже из других стран. Все это, конечно, благодаря неутомимой деятельности настоятеля о.Рафаила (Беловолова).

Читаю расписание посещений батюшкой социальных учреждений:

Вторник.

С 9 до 12 час. – Учреждение ОС-34/22; с 12 до 13 час. – детская противотуберкулезная больница; с 15 до 16 час. – СИЗО.

Среда.

С 9.30 до 11.30 час. – психиатрическая больница; с 12 до 13 час. – детская больница на ул.Кирова; с 15 до 16 час. – СИЗО.

Четверг.

С 10 до 11.30 час. – детское отделение горбольницы…

В недельном списке фигурируют еще спецприемник для несовершеннолетних правонарушителей, средняя школа, онкологическая больница. А ведь это только работа в социальных учреждениях.

Еще о.Рафаил преподает в вузах города. Не говоря уже о том, что он постоянно служит (службы в храме проходят ежедневно).

При такой насыщенной жизни, разумеется, все прихожане при деле. У каждого есть свое послушание: кто-то работает на кухне, кто-то преподает в воскресной школе, кто-то отвечает за строительство, также они ухаживают за одинокими престарелыми людьми. Приходят к ним домой, чтобы убираться, приготовить пищу, просто поговорить по душам. Кроме того, при храме работает благотворительная столовая, которую ежедневно посещают от 80 до 120 человек. Даже маленькие дети не остаются без работы. На этом, видимо, и держится приход – на общем делании.

– Как вам удается справляться с таким большим количеством дел? – спросил я настоятеля.

– Все дело в том, что я не один... Четыре года назад, взяв за основу устав Православной Церкви, я создал реально действующий приходской совет. Как положено: настоятель, староста, заместитель, казначей – каждый отвечает за свое дело. У каждого – свое служение. И стало легче работать.

– А как вам удалось объединить вокруг храма такое количество молодых?

– Объединяет общее дело и Евхаристия. Когда владыка шесть лет назад перевел меня на этот приход, большая часть прихожан ушла с прежним настоятелем о.Андреем Щербаковым в общину РПЦЗ. Мы начали с того, что со своим братом Николаем отслужили в пустом храме 40 литургий. Одна только прихожанка Катя стояла, да Нина приносила нам еду. Сейчас Катя отвечает за делопроизводство при храме, а Нина – наша староста. Тогда сразу же мы взялись за социальное служение, и люди, увидев, что мы занимаемся делом, постепенно потянулись к нам. И когда мы оборудовали новое молитвенное помещение, все прихожане работали по ночам. Всю ночь работали при храме, а утром шли на работу. Как-то умудрялись поспать, а после работы снова шли в храм работать, потому что мы решили, а я объявил, что на Пасху будем служить в новом храме. Так у нас на первую Пасху причастников было более трехсот человек.

...Когда на молодежные съезды к нам приезжают из других городов, и я узнаю, что они причащаются один-два раза в год, это меня очень удивляет, – продолжает о.Рафаил. – Потому что у нас причащаются минимум раз в месяц. Хотелось бы, чтобы исповедовались и причащались раз в неделю. На Светлой седмице у нас прихожане вообще каждый день причащаются, все соборуются Великим постом. Соборование и таинства у нас бесплатные. Я вообще не понимаю, как можно назначать цену за таинства. Считаю это преступлением.

Исцеление от рака

Все-таки, как я успел заметить, не только из-за общего дела в Свято-Иверском приходе сложилась настоящая большая семья.

Ходил я вместе с батюшкой и прихожанами по социальным учреждениям. Не только священник, но и прихожане еженедельно встречаются со своими подопечными. Практически в каждом из соцучреждений есть молитвенная комната. Проводятся занятия по Закону Божию, православной культуре. На Пасху и Рождество всем вручают праздничные подарки – наборы из конфет, пряников, бутербродов с колбасой, пасох, куличей, тортов и пасхальных яиц. Посчастливилось и мне поучаствовать в этой приятной миссии – принести пасхальную радость болящим и обездоленным. Болящие, привыкшие к молебнам, с радостью подставляют свои лица под святую воду.

В онкологической больнице подарки разносятся в каждую палату. В крайней палате лежит старушка – рак груди. Она – ветеран войны. От радости плачет: «Все меня забыли, слава Богу, хоть вы помните».

– А что, разве родные не приходят? – спрашиваю Татьяну Захаровну.

– Никого у меня почти не осталось. Два сына умерли, одна дочка, но она с маленьким ребенком сидит. От государства помощи нет. Пенсия – две тысячи семьсот. В Сыктывкар вот в санаторий давали путевку, правда, за свои деньги. Обещали дорогу оплатить, но до сих пор денег не могу получить.

– А где вы воевали?

– На Курско-Орловской дуге. Я в госпитале сестрой работала с 41-го по 45-й год. Мне ведь, когда война началась, только двенадцать лет было. Ухаживала за ранеными, писала письма, бинты меняла. Всякого насмотрелась, смертей много видела. А сколько наших и немцев мы собирали убитых! Складывали зимой на телеги, а потом их увозили. Там, на передовой, и ранило меня в ногу во время налета немецких самолетов.

Чуть позже я увидел нашу знакомую на молебне в молитвенной комнате.

Старики рады любому гостю. После молебна, узнав, что я из газеты, окружили меня и стали изливать свои скорби, словно я не журналист, а по меньшей мере губернатор.

– Как давно вы окормляете эту больницу? – спрашиваю о. Рафаила.

– Да уже пять лет. Первые два года каждую неделю ходили. Но тогда у нас три священника было. Потом остался я один, а у меня еще две школы, два института. Времени просто не было. Сейчас вот много мирян включилось в эту работу. Эту больницу патронирует наша взрослая воскресная школа под руководством Екатерины Большаковой.

Разговорились мы о возможности исцеления от такой тяжелой болезни, как рак. Отец настоятель вспомнил случай, когда человек после молитв и неоднократного причащения исцелился. После выздоровления больного батюшка говорил с главным врачом, и тот сказал: «Значит, это был не рак. Опухоль была не злокачественная, а доброкачественная». Хотя врач – человек религиозный и порядочный, но в такого рода чудеса не верит…

Но тут отец Рафаил вспомнил явный случай помощи Божией в исцелении от рака двенадцатилетней девочки.

– У нее был рак крови, – говорит он. – Я был в детской больнице, когда ее лечащий врач сказал, что в онкологии больная девочка умирает, у нее последняя стадия, метастазы. Она еще находится в памяти, не сходили бы вы ее проведать? А я возвращался из туберкулезной больницы со Святыми Дарами. Захожу: у нее сидит мама. Девочка уже вся такая синенькая. Я говорю ей: «Здравствуй, как тебя зовут?» – «Ирина». – «А я, – говорю, – священник, звать меня о.Рафаил. Мое имя в переводе означает «Бог исцеляющий». Ты хотела бы исповедаться от грехов?» Она говорит: «Хочу». Я расставил иконки, положил Евангелие, крест, зажег свечи. Попросил маму выйти. Девочка хорошо исповедалась. Мы вместе с ней помолились. Я ей говорю: «А теперь можно причаститься». Рассказал ей, что такое причастие, почему оно так важно. Она с благоговением причастилась. На прощание подарил ей Новый Завет.

Через неделю прихожу в больницу, а ее нет. Подумал, умерла. А лечащий врач говорит: «Я ее выписал». – «Как, вы же говорили, что она умирает?» – «Да вот, болезнь ушла вовнутрь, замерла, опухоль перестала развиваться». Вот такой случай был четыре года назад. Девочка жила здесь, в поселке, и в церковь ходила. Я видел ее через год: жизнерадостный, здоровый ребенок. Потом они из Воркуты переехали в среднюю полосу.

– У нас у одной прихожанки тоже рак груди был, – продолжает вспоминать батюшка. – Мы всей церковью за нее молились. Операция прошла успешно. Она после этого родила сына. Сейчас они всей семьей у нас при храме трудятся во славу Божию. Сын – всеобщий любимец, ему два годика, хочет стать «батюшкой». Ходит по храму, связкой ключей, как кадилом, машет.

Исповедь бывшего заключенного

«Когда я впервые в колонии прочитал утренние и вечерние молитвы, то был поражен смыслом этих молитв, потому что там есть такие слова: «Господи, хочу или не хочу, но Ты Сам спаси меня». Понимаете, хочу или не хочу, но только спаси! Я тогда понял, что хочу постоянно молиться, хочу иметь молитвослов».

С этого начал свой рассказ Александр, прихожанин Иверского храма. Я встретился с ним в храме. Он приходит сейчас на каждую службу, постоянно исповедуется и причащается, избавился от многих своих старых грехов. А раньше он воровал, трижды сидел за это, был наркоманом.

– …И тут нас этапом направляют в больницу в Ухту – шесть человек в тройнике. Двое суток мы ехали в этих стесненных условиях. Одно место занимали наши вещи, а на двух полках мы разместились. И вот там, в Ухте, в куче макулатуры я нашел молитвослов и книгу по богослужению Александра Меня. То есть именно то, что мне тогда и было нужно. Этот молитвослов до сих пор со мной. Именно в тюрьме я научился молиться и нашел там настоящих друзей, своих братьев во Христе. Хоть все там преступники, хоть мы и натворили много чего такого, но там ведь все люди собраны от скорби. Они, может быть, ничего хорошего в своей жизни и не видели. Я на строгом режиме сидел, там в основном все за убийство.

– Конечно, о.Рафаил очень помог мне, – продолжает Александр. – Мое обращение и началось с того, что я пришел на первую свою исповедь к о.Рафаилу и рассказал ему все, что никому никогда не говорил. Это было в 2001 году. И с той поры все каким-то чудным образом стало меняться. Потихоньку, помаленьку. Вначале я бросил курить. Поставил себе одну иконку, потом другую. А в секции у нас было человек 25-30. Заталкивали и больше. В 92-м году вообще спали в три смены. Всякое бывало, и по-всякому к этому относились.

В конце срока я был даже старостой молитвенной комнаты. И вот перед тем, как освободиться, приводят ко мне человека, который потом стал моим братом. У него двадцать лет сроку. Того, кто убил, сразу же видно, он в таком оцепенении находится. И вот он хочет креститься, но боится. Я ему говорю: «Крестись, никого не слушай». Может быть, и через меня, грешного, некоторые пришли к Богу и потом переменили свою жизнь, как этот мой брат. А батюшка там – родной человек. Он исповедует, причащает, отвечает на вопросы. Если что-то непонятно, всегда можно позвонить о.Рафаилу по телефону.

Александр задумывается, потом говорит:

– А я ведь знал его еще до тюрьмы.

– Как так? – интересуюсь я.

– Мы знакомы еще с 98-го года, когда они с о.Николаем приехали в Воркуту с двумя чемоданчиками. Тогда я от души пожалел этих людей. У меня в то время вообще были смутные представления о Боге, о вере, о Церкви. А они приехали в чужой город, встретили здесь не очень теплый прием. Это все очень тяжело переживается, я по себе это знаю. И мне тоже много раз приходилось все по новой на новом месте начинать. Вместе с ними я свою первую Пасху в 99-м году встретил в храме.

– Как же так, из храма – опять в тюрьму? – не удержался я.

– Та-а-ак во-от, – тянет Александр, – падаем мы. Видимо, нужно было мне упасть, чтобы меня арестовали. А если бы не арестовали, то, наверное, ничего из меня и не получилось бы. Господь своими путями каждого ведет, чтобы человек сам начал стремиться к Богу. Очень длинно у меня это обращение происходило, через многочисленные падения, барахтанья в болоте. А как только обратился к Богу после исповеди, то молился своими словами: «Господи, Ты уж как-нибудь, уж как хочешь, но приведи меня к спасению. Я пока сам ничего не могу, а Ты уж как хочешь».

– Сейчас иногда тоже становится совсем невмоготу, – продолжает свой рассказ Александр, – хочется тряхнуть стариной. На работу не берут, а жить на что-то нужно. Но милость Божия, она проявляется во всем. Когда совсем плохо было, о.Рафаил принес мне письмецо от брата Димы. А мы вместе с ним молились в тюрьме, чтобы нам только в храме Божьем быть после освобождения. Я досрочно освободился, а его перевели в другое место, куда он не хотел ехать. Но приехал, вышел из машины, а перед глазами – храм Божий. Это в поселке Мозындор Удорского района. Туда даже священник два раза в месяц приезжает. Это ли не Божий промысл? Потом получаю второе письмо от второго брата, с которым в тюрьме мы поддерживали друг друга. Когда я туберкулезом заболел и попал в больницу, он все письма мне писал и утешал меня. Все-таки в местах заключения тоже люди живут, и иногда у них отношения более человеческие, чем на воле. Всегда смотрят, чтобы не опечалить друг друга. Так вот, он сейчас работает при храме в Жешарте, там звонит в колокола. И я радуюсь за своих братьев, что у них все так хорошо складывается, и самому уже стыдно приниматься за старое.

– Конечно, я и сейчас грешу на каждом шагу, – вздыхает Александр, – как я после этого могу сказать, что я люблю Господа? Если бы я действительно любил Его, неужели бы так пакостил? А с другой стороны, думаю, как же здорово, что Господь сподобил меня прийти именно в православную веру. Ведь многие люди ходят в храм и не понимают, какой святыней, каким счастьем обладают. Я думаю, что вообще нет больше той награды, как быть православным, принадлежать к нашей Святой Православной Церкви. Там, за колючей проволокой, где видишь столько страданий, сразу же понятно становится, у кого истина, а у кого обман и ложь. В тюрьму к нам разные сектанты приходили, подарки дарили. И я раньше всю эту их литературу читал, а потом все сжег, потому что не интересно стало. Теперь только бы не оступиться…

* * *

Когда ходили мы с батюшкой по тюрьмам, я мог убедиться в искренности слов бывшего заключенного. В некоторых камерах сидят по 15-20 человек. Особенно жутко видеть за решеткой совсем молодых девушек. В одной такой переполненной камере молодые преступницы встречают священника как-то нерадостно. «Что такие невеселые? – спрашивает о.Рафаил. – Или подаркам не рады?» – «Домой очень хочется», – вырвалось у одной. Ей на вид не больше пятнадцати лет. «Ну так молитесь, Господь же рядом, Он все слышит», – говорю я. Отец Рафаил поддерживает меня и читает целую лекцию о близости Бога, о том, что Он за нас принес страдания на Кресте и сейчас, в пасхальные дни Светлой седмицы, милость Божия к людям проявляется наиболее явственно. Только нужно каяться и молиться.

Конечно, для неверующего человека это полный абсурд – молить Бога об освобождении, когда они точно знают, что освободить могут только тюремные начальники. Но все пятнадцать девчонок слушали батюшку, затаив дыхание, и наверняка после этого они будут раскаиваться и молиться, ухватившись за такое предложение, как за соломинку.

Заглянули мы в карцер, где сидит одна молодая девчушка. Железная дверь с глазком, решетки, тут же бетонный унитаз. Злостная нарушительница тюремной дисциплины, ей от силы лет семнадцать, читает Библию и духовную книгу о покаянии. «Господи, что же она такое натворила, что ее сюда посадили?» – подумал я. А она, увидев нас в двери карцера, растерялась. Да и мы тоже несколько стушевались от такой безрадостной картины. Конечно, приход батюшки с пасхальными подарками для этого, всеми оставленного человека не мог не стать радостью.

Отец Рафаил в епархии отвечает за работу с молодежью. На его плечах – проведение православных съездов, организация православных молодежных лагерей.

В этом году в зимний лагерь в Воркуту приехали гости из Франции, Бельгии, Германии. Руководителем был известный бард и исполнитель из Москвы Андрей Селиванов. На это мероприятие приезжали даже католические священники. Многие участники приняли участие в праздновании Крещения, когда в Воркуте проводится торжественное освящение проруби на Усе рядом с плотиной, после чего все желающие могут искупаться в холодных водах Усы. Впрочем, об этом событии наша газета уже рассказывала.

Отец Рафаил, вспоминая об этом мероприятии, раскладывает фотографии.

– И какой же мороз был? – интересуюсь у священника, глядя на купающихся в проруби людей.

– Да немного, где-то минус 32 градуса. Но французы не ожидали таких морозов, все замерзли. Когда наш Глава республики Владимир Торлопов увидел их, закутанных с ног до головы, у него вырвалось: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» Потому что они очень напоминали французов 1812 года, как их изображают в фильмах. Из них только один Жером отважился искупаться. Все они влюблены в Россию, все по духу православные, хотя по рождению – католики. Даже католический священник Жером, и тот больше православный.

Посмотрел я программу лагеря. Она, как и на всех подобных мероприятиях, насыщена до предела: службы, посещение колоний, больниц, детских домов, «круглые столы» по самым разным проблемам и даже спортивные мероприятия. Надо сказать, что не только на молодежных съездах и в лагерях о.Рафаилом организуются спортивные соревнования. Раз в неделю приход арендует спортивный зал для тренировок всех желающих, где батюшки вместе со своими прихожанами играют в футбол и ходят в сауну. Конечно, такая форма служения для кого-то может показаться слишком радикальной. Но я был на этих тренировках и в сауне, и ничего предосудительного сказать не могу. Наоборот, порадовался за молодых батюшек, что они успевают еще и сами спортом заниматься, и своих прихожан к этому приобщать. Прихожанам это помогает сблизиться, действительно быть одной дружной семьей. Подобного мне видеть прежде не доводилось.

По молитве о.Иоанна (Крестьянкина)

Сам о.Рафаил живет при храме в небольшой комнате рядом с воскресной школой и находится на виду у всего прихода. К нему в любой момент может каждый обратиться за помощью. Это настоящее служение во славу Божию, полное отрешение от своей личной жизни.

Но единственная проблема, о которой он говорит, это то, что пока у Свято-Иверского прихода нет своего храма. Вернее, он есть, но в обыкновенном доме, в не приспособленном для этого помещении. Летом наконец-то начинается строительство настоящего деревянного храма в честь Свято-Иверской иконы Божией Матери, которое планируется завершить уже в ноябре.

Отец Рафаил рассказал мне, как решался этот вопрос: «Когда я в начале этой весны приехал в Псково-Печерский монастырь, то с этим вопросом обратился к отцу Иоанну (Крестьянкину). Я даже не переступил порог его кельи, чтобы его побеспокоить, потому что он очень плохо себя чувствует и уже очень немощный. С моей просьбой к нему обратился бывший эконом, архимандрит Филарет. И вот он выходит от о.Иоанна и говорит мне: «Надо потрудиться, а мы помолимся. Господь все даст». И посылают меня навестить безвинно попавшего в тюрьму одного игумена, который сидит в Княжпогостском районе Коми.

Уже по возвращении я узнал, что на следующий день рано утром, пока я был в монастыре, мэр Воркуты Шпектор собирал у себя совещание с единственным вопросом – строительство Свято-Иверского храма. Пригласил со всех предприятий могущественных людей и говорит им: «Мы начинаем строить храм. Надо найти средства, людей». Тут же сразу находится человек, крупный предприниматель, который говорит: «Я начну стройку». И все это решается без меня, в мое отсутствие. А до этого я много раз просил всех построить нам храм, и все впустую. Никто даже на дух не переносил эти вопросы. А по молитве о.Иоанна (Крестьянкина) все решилось за одну ночь. Я помолился в монастыре, выполнил послушание, съездив навестить батюшку в Княжпогостский район, а здесь за меня, слава Богу, все управилось.

Евгений СУВОРОВ
Фото автора.

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга