ВЗГЛЯД

ЗАБЫТЫЙ ПОДВИГ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Опыт осмысления истории Руси

Начальные века русской истории покрыты мраком для современного человека, знающего отечественную историю по советским учебникам. Но «мраком» они не были. Мы предлагаем вашему вниманию статью нашего читателя, посвященную самому раннему периоду истории российской государственности. Статья не претендует на «научность», но изложенные в ней взгляды, по нашему убеждению, для многих окажутся новы и интересны.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга (память 24 июля) в русской духовной Вселенной традиционно занимает место равное, а может быть, даже и несколько более высокое, чем ее внук Владимир Креститель. Между тем она не только не была крестительницей Руси, подобно Владимиру, но не была даже и первой христианкой на русском троне. По некоторым данным, уже сам Рюрик был христианином, не говоря уже об Аскольде, первом варяжском князе Киева, принявшем не только христианство, но и мученический венец. Но ни тот, ни другой не могут по своему мистическому значению сравниться с Ольгой. Притом что ничего особо примечательного в ее официальном житии вроде как и нет. Что же заставляет нашу духовную интуицию видеть в княгине Ольге одну из величайших русских святых? Не некий ли забытый биографами, но не забытый нашей подсознательной исторической памятью подвиг?

Попробуем поглубже погрузиться в ту обстановку, в которой жила тогда Русь. Для серьезно интересующихся русской историей давно развеян миф о диких славянских племенах, худо-бедно организованных пришедшими из цивилизованной Европы варягами. Европа в те годы воспринимала варягов как совершенно чуждых ей «марсиан» и молилась об избавлении от «лютости норманнов». Для нас же варяги были своими. Швеция в I тыс. от Р.Х. называлась «Русским Берегом», а Русь – «Великой Швецией», откуда, согласно скандинавским преданиям, и пришли на берега северных морей предки викингов – обожествленные впоследствии асы. Стало быть, «призвание варягов было ничем иным как просто возвращением на родину пограничного войска, несшего охрану северно-западных рубежей нынешней России».

Первое «призвание варягов» состоялось задолго до Рюрика – в начале VIII века. Но и это не было началом русской государственности. Предки варягов – асы, или сарматы, – правили в Скифии со II в. до Р.Х. по IV в. от Р.Х., создав чрезвычайно могущественную державу, объединившую вокруг себя множество скифских и протославянских племен. Однако она не смогла устоять перед штормом «великого переселения народов» и распалась, приняв на себя первый удар гуннского нашествия. Когда же этот шторм утих, скифско-сарматское государство восстановилось уже в несколько ином обличье, восприняв некоторые черты, привнесенные пришельцами из-за Урала. Хотя, по сути, это было все то же государство, объединяющее все те же народы.

Нам оно известно как... Хазарский Каганат. Мы привыкли воспринимать его однозначно как «империю зла», однако на самом деле история Хазарии (или, вернее сказать, хазарского периода русской истории) есть нечто гораздо более сложное и интересное. Л.Н.Гумилев говорил, что «перед нами не одна, а две истории: тюрко-хазарская и иудео-хазарская», и описывал «тюрко-хазарскую» историю в самых светлых и героических тонах.

Впрочем, термин «тюрко-хазарский» тоже требует уточнения. Тюркское влияние в Хазарии ограничивалось происхождением правящей династии. О самих же хазарах лучше всего сказано в «Истории русов» архиепископа Георгия Кониского: «Сие название получили, наконец, и все воины славянские, избранные из их же пород для войны и обороны Отечества, коему служили в собственном вооружении, комплектуясь и переменяясь также своими семействами... Воины сии, вспомоществуя часто союзникам своим, а паче грекам, в войнах с их неприятелями, переименованы от Царя греческого, Константина Мономаха, из козар козаками, и таковое название навсегда уже у них осталось».

Кроме того, представляется ценным и сообщение древних арабских историков о том, что «рус и хазар были от одного корня».

Таким образом, Хазарский Каганат есть лишнее подтверждение той старой идеи, что Российскую империю создали казаки. Хотя, наверное, древнерусское казачество включало в себя не одних только хазар. Те же варяги есть не что иное, как «балтийское казачье войско». В подтверждение этого можно привести множество параллелей. Это и жизнь в обособленных военных поселениях, и тактика сочетания кавалерийских и десантных операций, и, наконец, мода на бритые головы с чубами-оселедцами и длинные опущенные вниз усы – впоследствии воспринятая запорожцами.

Скорее всего, первое (начало VIII в.) «призвание варягов» было ничем иным как переброской части «балтийского войска» на юг по причине крайне обострившейся военно-политической обстановки. В то время Каганат вел тяжелейшую войну с пытавшимися прорваться через Кавказ полчищами молодого и сильного арабского Халифата. Эта «неизвестная война» – одна из самых ярких страниц русской боевой славы. Тогда под знаменем Хазарского Каганата собрались все те племена и народы, что впоследствии составят единый русский народ – собрались добровольно и на равных правах для борьбы против общего врага. Война эта длилась более сотни лет и завершилась победой. Героическими усилиями наших предков арабы были отброшены. Решающую роль сыграли в этой победе вовремя прибывшие с севера варяжские дружины. Именно «рус-тархан» – вождь варяго-русов – нанес решающее поражение войскам Халифата в 764 г.

Но, как известно, порок очень часто есть продолжение добродетели. Так и Хазарский Каганат – свободный союз свободных народов – изначально имел свою «ахиллесову пяту» как раз в этой своей свободе, в полном национальном и религиозном равноправии входивших в Каганат народов. Поэтому, когда на его территории появились иудейские общины – потомки изгнанных из Персии вдохновителей провалившейся революции маздауитов, – никто не увидел в этих пришельцах угрозы. Оседлав торговлю на «великом шелковом пути», иудеи очень быстро превратились из несчастных беженцев в самую богатую часть общества – со всеми вытекающими последствиями.

До какого-то момента еврейский капитал благотворно работал на общее дело, но в конце концов все кончилось тем, чем нередко и кончается в подобных ситуациях, – «благодетели» стали хозяевами. В начале IX в. иудейская диаспора приобрела в стране реальную государственную власть, превратив законных каганов в декоративных «конституционных монархов», а в 865 г. сделала иудаизм официальной религией Каганата и принялась наводить «новый порядок» силами иностранных наемников. Так от прежней свободы народов Хазарского Каганата не осталось и следа. Поэтому выражение «иудео-хазарское иго» не очень удачно: иго было просто иудейским. И хазарам, оказавшимся под непосредственным управлением иудейских узурпаторов, было нести его, наверное, тяжелее всех.

Впрочем, лиха досталось всем, но каждому по-своему. В издревле православной Алании, также бывшей в составе Каганата, развернулись беспощадные гонения на христианство, приведшие к полному уничтожению священства. А на русов, помимо обычной дани, была наложена еще и «дань кровью» – обязанность воевать против врагов иудеев. Главным врагом была, конечно, православная Византийская империя – некогда исконный друг и союзник старой, доиудейской, Хазарии.

Попытки русских князей вырваться из-под власти иудейской олигархии случались неоднократно. Довольно вспомнить, как пытался в молодости восстать против Итиля муж святой Ольги – князь Игорь. Можно выдвинуть предположение, что второе, т.е. уже более знакомое нам рюриковское, призвание варягов изначально имело освободительную программу. Однако ни одна из этих вооруженных попыток не смогла принести успеха. Словно колдовской морок расслаблял волю наших князей и заставлял русских богатырей уныло опускать мечи до тех пор, пока Русь не обрела духовную опору. Темная духовность, осмелившаяся поднять руку на Самого Христа – сына Божиего, вот против чего приходилось бороться, и борьба эта была безнадежна до тех пор, пока русичи пытались противопоставить ей своих ничтожных перунов и велесов.

Противопоставить силе диавольской можно было только одну силу – ту самую, действие которой наши князья и воины знали по себе, когда их слава раз за разом оказывалась втоптанной в грязь под стенами православного Константинополя. Силу Креста.

Именно это оружие и дала Руси святая княгиня Ольга. Она, как уже упоминалось выше, не первая из русских правителей приняла христианство, но она первая сумела обратить данную ей свыше в таинстве крещения силу на спасение не только своей души, но и России. Она не просто стала христианкой – она стала христианской правительницей. Более того – она сделала Русь православным государством в «геополитическом» смысле этого слова. Народ оставался пока еще в язычестве – но внешняя политика Руси была исключительно православной, причем чрезвычайно активной, направленной на смертельную борьбу с врагами Христа.

Можно со всей уверенностью сказать, что без этой православной политики Ольги не было бы блестящих подвигов Святослава. Ольга оставалась верховной правительницей Руси на протяжении всей хазарской войны, начавшейся сразу после ее крещения – в том числе и тогда, когда войско Святослава стерло с лица земли столицу Хазарии Итиль. Поэтому, в первую очередь, Ольге и должна принадлежать слава победительницы этого одного из самых страшных врагов Руси.

Впрочем, еще раз оговоримся – победа была не над Каганатом, который сам по себе был ничем иным как одной из ступеней становления русской имперской государственности, а над его врагом и мучителем – иудейской олигархией. А Каганат остался, просто его столица была перенесена в Киев и великие князья стали с тех пор носить титул каганов.

Был еще и второй фронт борьбы против антихристианских сил – Болгария. Несмотря на то, что формально I Болгарское царство оставалось православным, фактическая власть над ним была в руках у еретиков – богумилов. Это была тайная гностическая секта. Прежде они носили имя «павликиан» и в течение долгих и мрачных десятилетий неофициально правили Византийской империей.

В историю Церкви это время вошло как эпоха иконоборчества. После торжества православия при св.царице Феодоре павликиане подверглись суровым репрессиям, однако часть из них сумела скрыться в Болгарии. Там они выступили в амплуа горячих болгарских патриотов и вовлекли страну в войну с Византией. Целью этой войны было не больше не меньше, как завоевание всей империи, что означало бы возвращение власти «антисистемы» над православным миром. И такой исход был вполне реален – I Болгарское царство было одним из сильнейших государств тогдашней Европы, Византия же еще не пришла в себя после тяжелых войн с Халифатом.

На помощь Византии пришла Русь. Княгиня Ольга, свергнув власть иудеев над народами Хазарского Каганата, не только вернулась при этом к «старохазарской» политике союза с Византией, но и сделала этот союз столь тесным, что современники предполагали, что Русь вошла в состав империи. Так, например, один арабский историк, описавший разгром иудейского Итиля, назвал войско Святослава «римскими воинами, называемыми русами». Этими же союзническими обязательствами Руси перед Византией был вызван и болгарский поход Святослава (на фото - князь Святослав, фрагмент памятника 1000-летию России).

Русская армия провела против уже предвкушавшей победу Болгарии блестящий «блицкриг» и сломила хребет ее военной мощи, навсегда похоронив надежды о захвате власти над империей. К сожалению, завершить войну столь же ярким триумфом, как в Хазарии, Святославу не было суждено. В 969 г. отошла к Господу его великая мать, и, оставшись без мудрого совета св.Ольги, он не смог избежать мести лукавого. Быть может, Господь попустил ему пережить мать на несколько лет, чтобы мы смогли увидеть, как с ее смертью он потерял все: и воинскую удачу, и политическую мудрость, и даже отчасти личное мужество, не решившись принять вызов на личный поединок с православным соперником Иоанном Цимисхием. А ведь Святослав был очень мужественным человеком, когда чувствовал, что стоит за правое дело. Но вот, впутавшись во внутриполитические интриги империи, он вошел в острую конфронтацию с Константинополем. Дальнейшее общеизвестно.

Однако того, что было свершено гением святой Ольги, поколебать было уже невозможно. Смертельно раненное I Болгарское царство прекратило свое существование через 40 лет, и вместе с ним завершилась великая война, которую по количеству вовлеченных в нее народов можно было бы назвать «мировой», а по мистическому значению для судеб человечества – апокалиптической.

Началась эта война, казалось бы, в безнадежных для православного мира обстоятельствах. Против ослабленной, потерявшей большую часть земель Византийской империи выступили единым огромным фронтом – от Волги до Дуная – новые силы зла. Недаром в сознании ромеев ожили библейские пророчества о Гоге Магоге. Дни христианской империи – «удерживающего» – казались сочтены, и не за горами был бы, в случае поражения в этой войне, приход антихриста.

Однако завершилась эта война полным и окончательным уничтожением армий служителей сатаны и переходом подвластных им государств в руки православных христиан. Империя Второго Рима, взамен потерянных земель на востоке и юге, неожиданно для себя приобрела Русь, с которой она в самом недалеком будущем сольется в один мир. А через несколько столетий Византия, теснимая врагами, и вовсе полностью перельется в крепнущую и растущую Россию – так образуется Третий Рим, и история православной цивилизации выйдет на новый и еще более величественный виток.

А точкой отсчета для всех этих свершений и побед навсегда останется жизненный подвиг святой княгини Ольги.

Геннадий ШОСТАЦКИЙ
Вологодская обл.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга