ПО СЕВЕРУ Юбилей Валаамского строителя 21 июля исполнилось 50 лет наместнику Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископу Панкратию. Монашеский путь владыки начинался в Троице-Сергиевой лавре, в братию которой он вступил осенью 1986 года. Менее чем через год он принял постриг с именем Панкратий, затем был рукоположен в иеромонаха, неся послушания эконома, руководителя издательской службы Лавры. В 1988 году он был возведен в сан игумена, а в январе 1993 г. указом Святейшего Патриарха назначен наместником Валаамского монастыря. В июне нынешнего года наместник Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Панкратий был хиротонисан во епископа с титулом «Троицкий». В этом году на Преображение в монастыре состоится большое торжество – после 20-летнего восстановления будет освящен главный монастырский храм – Спасо-Преображенский собор. Редакция сердечно поздравляет владыку с юбилеем и надеется на продолжение плодотворного сотрудничества. Пожар в Ухте 11 июля драма небольшого северного города геологов и нефтяников Ухты оказалась в центре внимания всех СМИ России и еще долго не исчезала из заголовков новостей – считали потери, искали виновных… В черный для ухтинцев понедельник во время пожара торгового центра «Пассаж» погибли 24 человека, главным образом женщины. Трагедия эта страшна еще и тем, что был совершен умышленный поджог. Оказавшиеся в магазине стали, как утверждает одна из версий прокуратуры, жертвами раздела сфер влияния бандитов. Будто бы поджигатели были наняты против «кавказцев» местной преступной группировкой «синих» – так в Ухте за обилие татуировок называют профессиональных уголовников, отбывавших наказание в зонах Республики Коми и оставшихся здесь после окончания сроков. Трагедия разделила жизнь в Ухте на «до» и «после». Так же считает и о.Олег Климов, настоятель ухтинского храма Покрова Пресвятой Богородицы, который отпевал погибших. «Страшная трагедия, ведь каждый мог оказаться на их месте, – говорит о.Олег. – Погибли ни в чем не повинные люди – и продавцы, и покупатели. Многие после пожара задумались о том, что все мы под Богом ходим. Приходили в храм, заказывали отпев и панихиды. Все на общей панихиде плакали. Тысячи людей пришли проститься с погибшими». Многие родственники погибших после похорон говорили, что если бы знали, что такое случится, разве бы отпустили их в «Пассаж». Тем не менее, Господь «предупреждал» ухтинцев о трагедии мироточением иконы Иоанна Богослова, случившемся перед пожаром в главном ухтинском храме Стефана Пермского. Вот только никто этого предупреждения тогда не понял. Е.СЕРАПИОНОВ В Соликамск вернулась «душа» 1 июля в Соликамск вернулась главная городская святыня – икона Николая Чудотворца. 15 тысяч людей вышли встречать «душу» города, как сами жители раньше называли эту икону, которую крестным ходом пронесли по улицам города. Образ свт.Николая подарил Соликамску в 1552 году царь Иоанн Грозный. Тогда после опустошительного набега ногайских татар оставшиеся в живых жители Соли Камской пошли на поклон к государю просить войска для защиты. Однако царь, стоявший в это время с осадой под Казанью, войск дать не мог, но для защиты города выделил из своей походной церкви образ небесного заступника – икону-складень Николая Чудотворца с житием. И произошло чудо: войско ногайцев, дойдя до городских стен, неожиданно повернуло назад. Случилось это в девятую пятницу после Пасхи. С тех пор на протяжении 400 лет в этот день православные христиане ходили по городу крестным ходом, с пением молебнов и акафистов святителю. А набеги на город, бывший тогда воротами в Сибирь и ранее подвергавшийся постоянным нападениям воинствующих сибирских племен, с этого времени прекратились. Традиция крестных ходов с чудотворным образом была нарушена только в советское время. В 1956 году икону увезли в Москву на реставрацию в музей им. А.Рублева, где она находилась 38 лет. Перерыв же с крестными ходами продлился больше 80 лет и закончился в этом году, как раз на день города, которому исполнилось 575 лет. По чудесному стечению обстоятельств это случилось именно в девятую пятницу после Пасхи. Как сообщил нам наместник Свято-Троицкого Соликамского монастыря о.Арсений (Плюснин), до революции икона находилась в главном Троицком соборе. Владыка Феофан Соликамский настолько почитал святой образ, что каждую неделю служил перед ним акафисты. По возвращении святыни около нее также два дня подряд служили молебны и читали акафисты. По требованию музея им.А.Рублева переданной иконе предоставлены соответствующая охрана и хранение. Сейчас она находится в музее древнерусского искусства, который располагается в бывшем Богоявленском храме. Специально для хранения великой святыни перед ее передачей соликамский музей был оснащен новейшей системой сигнализации, а сама икона помещена под пуленепробиваемое стекло. Но в связи с ремонтом Богоявленского храма с 13 июля икона снова убрана из музейной экспозиции, ее выставят на всеобщее обозрение только после завершения ремонта (в Богоявленском храме осталось поменять главный большой купол и закончить внешнюю отделку). Надо сказать, что Богоявленский храм находится в хорошем состоянии и поныне, а также почти полностью сохранен уникальный иконостас Строгановского письма. Несмотря на то, что в нем находится музей, здесь последнее время постоянно проходят архиерейские службы. Каждый раз Пермский владыка, посещая свою вторую кафедру, с удовольствием служит в Богоявленской церкви. Духовенство и жители города надеются, что после передачи главного Троицкого собора (сейчас здесь располагается и музей), и Богоявленского храма Церкви икона Николая Чудотворца будет доступна для всеобщего поклонения. Разговоры об этом идут. Только вот неизвестно, когда эта передача состоится. Пока же образ заступника Соликамска превращен в музейный экспонат и перед ним все еще нельзя поставить свечу и заказать молебен. Е.СУВОРОВ Остров Колчака возвращается на карты Подписано постановление Правительства РФ о возвращении острову Расторгуева в Таймырском заливе Карского моря его исконного названия – остров Колчака. Это сделано, как говорится в постановлении, «на основании представления Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа» с целью «возвращения этому географическому объекту первоначального наименования». Русская Православная Церковь поддержала это начинание. Остров, который снова будет носить имя русского адмирала, был открыт и нанесен на карту в 1901 году полярной экспедицией на яхте «Заря» под руководством барона Эдуарда Толля. Позже его назвали по фамилии гидрографа экспедиции, в то время лейтенанта императорского флота Александра Колчака. До 1937 года остров значился под этим названием, после чего был переименован в остров Расторгуева (см. карту). В результате в Карском море появилось два таких острова. Именем урядника Якутского казачьего полка Степана Расторгуева в 1901 году был уже назван один остров, открытый и обследованный экспедицией барона Толля. Расторгуев, как и Колчак, был участником экспедиции. Напомним, что c 1895 по 1899 годы Колчак трижды бывал в кругосветных плаваниях. В 1900 г. он принял участие в экспедиции по Северному Ледовитому океану с известным полярным исследователем бароном Эдуардом Толлем, пытавшимся найти легендарную затерянную «Землю Санникова». В 1902 г. А.В.Колчак возглавил экспедицию по розыску оставшихся зимовать на Севере барона Толля и его спутников. Нашел последнюю стоянку Толля и установил, что экспедиция погибла. За исследования Севера он был награжден «Большой Константиновской медалью» Академии Наук. За проявленное мужество Колчак был также награжден орденом св.Владимира 4-й степени. Соб. инф. Старец Феодор: 10 лет обретению мощей Исполнилось 10 лет, как состоялось обретение мощей святого праведного старца Феодора Томского. Мощи великого сибирского подвижника были подняты 5 июля 1995 года из могилы в ограде Богородице-Алексиевского монастыря («Вера» рассказывала об этом в №№ 385-386, 2001 г.). Старец Феодор Томский умер в 1864 году, сразу после его смерти место погребения стало местом паломничества томичей. Феодора Кузьмича широко почитали в народе, и все были уверены, что это – император Александр I. В Томск старец Феодор прибыл с окраины тогдашней Томской губернии (ныне – Боготольский и Ачинский районы Красноярского края) и прожил 6 лет. В Томске старец Феодор жил в усадьбе купца Семена Хромова (дом находится в центре Томска), часто святой уезжал на заимку Хромова, сейчас оказавшейся в пределах черты Томска, там возвели часовенку в виде витой свечи и небольшого домика. К 40-летию со дня кончины старца построили часовню на месте захоронения. В 30-е годы XX века часовню разобрали на кирпичи вместе с монастырской стеной, а могила старца Феодора была вскрыта, поругана и предана забвению. По старым фотографиям в 1995 году было установлено месторасположение часовни и начаты раскопки. Их вели студенты Томской Духовной семинарии. «Мощи в могиле располагались в хаотическом состоянии, – рассказывает настоятель храма Николая Чудотворца Алексий Коновалов, который принимал участие в поднятии мощей, – головы вообще не было». Мощи старца были перенесены в Казанский храм Богородице-Алексиевского монастыря и разложены так, как устроен человек. «Когда мощи старца Феодора подняли, то не доставало не только головы, но и правой части тела, – отметил игумен Богородице-Алексиевского монастыря Силуан Вьюров, – это наиболее ценимые, с точки зрения православной традиции, части мощей. Поскольку не «абы какие» кости отсутствовали, а конкретные, это наводит на мысль о целенаправленном изъятии, очевидно, еще до революции. Я надеюсь, что с какой-то вполне благочестивой целью. Где они находятся сейчас, никаких, внушающих доверие, сведений нет». Для мощей старца Феодора Кузьмича был изготовлен ковчег, в который они были помещены и залиты воском. В 2001 году была сделана новая рака. В 1997 году на могиле старца Феодора была построена новая часовня – точная копия старой. Она была восстановлена по старым чертежам и фотографиям. Сейчас в часовне находятся старая гробница, в которой пребывали мощи старца Феодора, и сохранившиеся доски гроба. Пока часовня закрыта для посетителей. Томская неделя/Regnum Небесное знамение 9 июля в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер состоялось празднование 10-летия перенесения мощей основателя обители преподобного Нила Столобенского. На службе наряду с тверскими губернатором и архиепископом присутствовала масса высокопоставленных гостей из столицы, журналистов, бизнесменов, туристов, отдыхающих на многочисленных селигерских турбазах, – и вот на их изумленных глазах произошло настоящее чудо! Когда после окончания литургии крестный ход с мощами прп.Нила вышел из Богоявленского храма, среди бела дня в чистом и ясном небе, как раз над колокольней храма, появилась радуга в виде круга (венца). Она была абсолютно круглой формы и точно располагалась над храмом. Радуга сияла в небе около пятнадцати минут, пока крестный ход не вышел за ограду монастыря к Селигеру. После того как мощи прп.Нила обнесли вокруг острова, избранного им когда-то для своего отшельнического подвига, знамение появилось в небе опять, но на сей раз в виде извилистой ленты. Погода была сухой и жаркой и никак не предполагала появление радуги. К тому же форма ее была очень странной. У всех находившихся в обители людей, даже не склонных к мистике, создалось четкое убеждение присутствия при чуде. Чудеса преподобного Нила Столобенского не прекращались все 450 лет с его представления. Это исцеления и помощь попавшим в беду. Кстати, недалеко от монастыря располагается знаменитый Оковецкий источник, который бьет из горы на месте явления в XIII веке Божией Матери и обладает целительной силой. Заметим, что подобное явление – двойную радугу по окружности – наблюдали (было зафиксировано на пленку) шесть лет назад и сотрудники нашей редакции. Произошло это над Крестом во время его установки на высочайшей вершине Урала в 1999 году. ИА Новороссия/«Вера» ДУХОВНАЯ ПЕСНЯ МОЛИТВА К БОЖИЕЙ МАТЕРИ
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |