ПАЛОМНИЧЕСТВО ЛИСТАЯ СТАРУЮ ТЕТРАДЬ, или Тем же маршрутом девять лет спустя (Продолжение. Начало в № 495) Сусанинские патриоты Из дорожного дневника М.Сизова: От Железноборовского монастыря до Сусанино было уже рукой подать. День клонился к вечеру. Медленно мы вкатились на тихие улочки с соловьями, щелкающими в темной листве, я поднимаю стекло в машине и вглядываюсь в домишки: вспомню или нет? Ведь сколько лет прошло, как мы проезжали здесь на велосипедах. В вечерних сумерках село кажется незнакомым, но вон показалась церковь, которую забыть невозможно, – именно ее художник Саврасов изобразил на картине «Грачи прилетели». Судя по табличке, в ней по-прежнему располагается музей подвига Ивана Сусанина. Ставим машину за музеем около колонки с водой, откидываемся на сиденьях, и – отбой.
Утром, пока Игорь на виду у удивленных местных жителей мылся у колонки, я обошел музей вокруг и наткнулся на небольшой пруд, покрытый ряской. Девять лет назад он был расчищен и «на причале» стоял попугаисто раскрашенный водный велосипед. Так совпало, что мы тогда приехали как раз в день 300-летия Российского флота, и музей был битком набит моряками в форменках, стояли столы с угощением... Странная картина для сухопутного села Сусанино. Спрашиваю у греющейся на солнышке смотрительницы музея про «сусанинское морское общество». – Да всего один раз и собирались-то, – отвечает она, – учредили общество и разошлись, как в море корабли. Но у нас в селе и вправду много моряков-ветеранов, есть даже конструкторы: один танкеры проектировал, другой подводные лодки. Прежде они жили в больших городах, а вышли на пенсию – вернулись на родину. У нас народ патриотический. Вот только не «общественный» – как традиционно не умели создавать корпорации, так и по сей день не умеем. Внутри музей я не узнал. В прошлый наш приезд он напоминал кунсткамеру: русские кафтаны под стеклом, старинное оружие, предметы быта эпохи царя Михаила Федоровича. По отдельности экспонаты смотрелись интересно, но не было единства. А теперь... Вот пример того, как меняется общественное сознание. Тогда, за четыре года до канонизации Царской Семьи, трудно было представить, чтобы в государственном музее присутствовал «Николай кровавый». А сейчас вся центральная часть музея посвящена Царской Семье: фотографии, копии документов и рисунков Цесаревича Алексея – усатые генералы, военные кораблики, нарисованные с милой детской непосредственностью. На перегородке, где раньше был иконостас храма, выставлены в ряд портреты всех членов Семьи, расстрелянных в Ипатьевом доме. Теперь в музее как бы сомкнулись начало династии Романовых и ее трагический конец. И подвиг Сусанина, спасшего русского царя, теперь понимается глубже... На выходе я натолкнулся на Игоря, который разговаривал с каким-то пожилым человеком в толстых роговых очках, при галстуке и в кожаной кепке, как у Лужкова. – В одном журнале было написано, что «грачи прилетали» вовсе не сюда, не к этой Воскресенской церкви, а куда-то в Ярославль, – объясняет Игорь. – Приводилась даже фотография храма, который точь-в-точь походит на церковь, что на картине Саврасова. – Ну, это вы, журналисты, сами проблемы выдумываете, – пожимает плечами собеседник. – В Третьяковской галерее висит картина «Грачи прилетели», и на ней рукой автора в левом нижнем углу написано: «1871. с.Молвитино. А.Саврасовъ». Молвитино – так до 1939 г. Сусанино называлось. Чего тут спорить? – А как вы относитесь к версии, что Сусанин – выдумка официозных историков, стремившихся утвердить «народность» монархии? – встреваю я в разговор. – Мы перед поездкой полистали разную прессу... – Это все из той же серии. Есть реальный документ – жалованная грамота дочери и внукам Ивана Осиповича Сусанина. Спрашивается, зачем царю Михаилу Федоровичу какую-то крестьянскую семью осыпать невиданными милостями? Род Сусаниных «навечно» наделялся землей из царских родовых имений, а также был освобожден от крепостного права, от налогов на землю, от призыва на военную службу и даже от участия в тушении пожаров. – Но современные историки приводят такой факт: жалованная грамота была выдана только через шесть лет после предполагаемой гибели Сусанина. Странная задержка, согласитесь. – Да, читал я, у создателей «сенсаций» это основной аргумент. Но что тут странного? Все эти шесть лет в польском плену находился отец царя Михаила Романова – Патриарх Филарет. И только когда в июне 1619 года его вызволили из плена, обменяв на какого-то польского полковника, молодой царь совершил паломничество в в Домнино. И вот тогда он услышал от священников о подвиге своего верноподданного. Конечно, могут быть разные версии, даже в народном предании есть нестыковки: наша бабушка-сказительница из деревни Деревеньки одно вспоминала, старичок Шуйский из Домнино чуть другое сказывал. Но все же основа их сказаний одна и та же: Сусанин завел в болото отряд поляков, погубил их и сам погиб. Это подтверждается документальными свидетельствами и даже «вещдоками». Была, скажем, такая история. В двух километрах от болота в деревне Ивашево в 1988 году один мужик сносил дом. И под русской печью в ряже – в бревенчатом срубе, заполненном камнями, – нашел старинную саблю. Участковый милиционер Ломов, тоже ивашевский житель, узнал про это и пришел посмотреть на «холодное оружие». Он сразу увидел, что это нерусская сабля, редкость, и реквизировать ее не стал, а купил за естественную русскую меру – бутылку водки. Позже она была отнесена в музей, ее отправили в Москву, и специалисты установили, что сабля польская и относится как раз к семнадцатому веку. То есть поляки однозначно здесь были. – А, может, эту саблю какой-нибудь крестьянин прихватил, будучи в ополчении Минина и Пожарского, а потом спрятал трофей? – усомнился Игорь. – Возможно. Но когда у нас в районе обнародовали факт находки, сразу же пошли разговоры: такие сабли прадеды находили и раньше в болоте и передавали по наследству. Сталь, тем более хорошая сталь, очень ценилась. Но поскольку крепостным крестьянам категорически запрещалось иметь холодное оружие, то сабли перерубали на ножи. Поэтому до нашего времени они не сохранились. Белопашцы Человек в «лужковской» кепке оказался научным сотрудником музея. Когда мы спросили, остались ли в Сусанино потомки самого Сусанина, Вячеслав Федорович Смирнов пригласил в свой кабинет. Там он вынул из стола объемистую рукопись, озаглавленную «Государи Романовы и белопашцы – потомки Ивана Сусанина». – Три месяца назад приезжал к нам из Саратова подполковник запаса Виктор Дмитриевич Белопахов – прямой потомок русского героя. И дал рукопись будущей книги, которую он написал вместе со своим сыном Сергеем, профессиональным историком. Виктор Дмитриевич в армии был замкомандира авиаполка, вышел на пенсию в 1983 году и сразу же занялся исследованием своего рода, засел в архивах. Книга получилась большой, интересной, фактически это единственная монография о Сусаниных, но вот на публикацию денег нет. – А почему он Белопахов, а не Сусанин? – История такая. Когда царь освободил дочь и внуков Сусанина от податей, то тем самым перевел их в «белопашенные» крестьяне – отсюда, видимо, и появилась фамилия Белопаховы. Между тем жизнь их была не такая уж сладкая, хлеб доставался тяжким трудом. Царский земельный надел в деревеньке Коробово был в 78 десятин, он не увеличивался, и со временем с него кормилось уже около 200 человек. А в середине XIX века с ними приключилась такая беда. Поблизости от Коробова появились беглые старообрядцы, «странники», и Сусанины приютили их. Нашлись доносчики, и губернское начальство сразу этим воспользовалось, видимо, белопашцы сидели у них, как кость в горле. 14 семей с Костромской земли выслали в Поволжье, остальные тоже разъехались кто куда. До этого момента потомки Ивана Сусанина жили компактно, в одной деревне, а теперь они – в разных уголках России и даже за рубежом: в Армении, Прибалтике, Америке. Например, внучка генерала Бурова, потомка Сусанина, Екатерина поет в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, а ее мать была советником президента Рейгана по культуре. В свое время царь Александр II пытался вернуть Сусаниных обратно – разрешил детям выселенцев снова обосноваться в Коробово, с теми же правами на землю. Но вернулись далеко не все. Укрывательство старообрядцев легло пятном на сусанинский род, и Виктор Дмитриевич в своем исследовании доказывает, что это несправедливо. – Несправедливыми были гонения на старообрядцев, и нашей Церковью это сейчас признано, – не соглашаюсь я. – Никакое это не «пятно», а наоборот: вначале Сусанины вступились за государя, а потом пожертвовали собой и за народ. Ведь большинство народа, как пишут историки, явно или скрыто сочувствовало тогда «русским старинам», старым обрядам. – А что потом было с Сусаниными-Белопаховыми? – спрашивает Игорь. – Верой и правдой служили Отечеству, – музейщик листает рукопись, – вот тут описания, как Белопаховы воевали в Первую мировую, Великую Отечественную войны. Отец Виктора Дмитриевича – Дмитрий Стратонович – рядовым сражался против японцев под командованием генерала Жукова, его младший брат в звании капитана, также под командой Жукова, был в составе Первого Белорусского фронта. Перечисляются и другие Белопаховы, их ордена, медали. Из 11 известных нам потомков Сусанина, участников Великой Отечественной, шестеро отдали жизнь за родину, из пятерых возвратившихся трое – инвалиды. Их дети – Виктор Дмитриевич, Евгений Иванович, Сергей Викторович – стали высококлассными летчиками, летали на боевых самолетах Ил, Миг, Су, преподавали в авиационном училище. Все это мы отразим в музее, когда будет готова экспозиция. Спрашиваем Вячеслава Федоровича, что тут изменилось за прошедшие девять лет. – Лучше жить не стало. Единственная новинка – появилась частная фирма «Тропой Ивана Сусанина». Один наш предприимчивый мужик проложил по болоту лежневку и теперь водит по ней желающих, устраивает театрализованное представление «Сусанин и поляки». За однодневное обслуживание берет 170 рублей, хотя, кроме лежневки на болото и построенной им столовой, ничего особенного не сделал. А мы с посетителей берем всего 22 рубля, хотя у нас три выставки, за которыми многолетняя научная работа, собирательство и так далее. Такова жизнь... Домнино Из путевых заметок И.Иванова: Как музейщика, могу понять Вячеслава Федоровича, но, откровенно говоря, новость о том, что возле туристической сусанинской тропы местные мужички начали строить свой крохотный бизнес, порадовала меня больше, чем все то, о чем он сказал. Въезжаем в Домнино, и первое, что бросается в глаза, – совершенно обновленной выглядит Успенская церковь; второе – прямо напротив храма появился желтенький бревенчатый дом – трапезная «Вотчина Романовых». Старательно сделано. Это то самое заведение, которое нам было не очень радужно представлено как «столовая». Где-то неподалеку расположился музей набивных чучел – тоже придумка здешнего жителя. К каждому времени приходится по-своему прилаживаться. Нынче время торговое – трудно русскому крестьянину к тому приспособиться, чтобы не руками, а сметкой зарабатывать, – а приходится, «такова жизнь», как сказал наш проводник-музейщик Смирнов. Он сам же привел пример: когда мы спросили его, как произошло название села, предположил, что Домнино – от слова «домна». «Село стоит на краю болота, и, наверное, оттуда раньше добывали железную руду. Когда Минин и Пожарский всюду рассылали грамоты с призывом собирать войска, чтобы выгнать поляков, то писали, что из болот в каждом воеводстве надо добывать железную руду, ставить маленькие домны и плавить железо, ковать копья, секиры. Возможно, в ту пору Домнино и было переименовано». Точно! Вспомнил я Железный Борок, в котором мы были накануне, – там ведь тоже железо плавили. Вот была эпоха, когда нужда возникла крестьянам преобразоваться в металлурги, – и что ж, занялись новым делом. Потом наступило время, когда стало трудно прокормиться от земли, – тогда в Молвитино и окрестных селах стал развиваться шапочный промысел. Шапочники-отходники отправились в российские столицы на заработки, и немало преуспели. Испортил город местных мужиков? Вместо рассуждений вот пример. 4 апреля 1866 года террорист Каракозов в Летнем саду Петербурга покушался на императора Александра II. Спас государя не кто иной, как… житель Молвитино, шапочник-отходник Осип Комиссаров – он ударил Каракозова под локоть, и пуля просвистела выше головы государя. Так-то вот. И теперь, видно, нужда смутных времен требует очередной «перековки». Подъезжаем к зданию бывшей церковно-приходской школы, построенной еще в конце XIX века Александровским православным братством. Долгое время здесь располагалась школа, но Домнино не избежало общей судьбы северных сел – захирело, молодежи нет, школу пришлось закрыть. Трудами матушки Ангелины, уже знакомой нашим читателям настоятельницы Макариево-Писемской обители, здесь было устроено монастырское подворье. Теперь вместо скромной оградки – высокий забор, в котором то ли по недоразумению, то ли сознательно не сделали калитки – имеется только въезд для машин. Подождали. Но, как оказалось, только с виду забор страшновато-недоступен: тронули ворота – открыто. Вокруг никого. Цветочки, грядки, укрытые пленкой. Кривенькие яблони. Голубенький балкончик. Нас встречает игуменья Феофания, усаживает за большой стол в трапезной, за которым могло бы разместиться человек тридцать. Но на подворье пока восемь сестер. Садимся с краю. «Вам со сливками?» – спрашивает матушка той непередаваемой приветливо-ровной интонацией, к которой все никак не могу привыкнуть, попадая в этот мир из своего, полного страстей и суеты. От матушки узнаем, что теперь здесь уже не подворье Макариево-Писемского монастыря, как это мы застали 9 лет назад, а начаток самостоятельной женской обители во имя Царственных страстотерпцев. Становлению его помогает Пахомие-Нерехтский монастырь. – Наверное, со своего обширного хозяйства вы Пахомиев монастырь обеспечиваете, вам же самим столько не надо? – делаю я предположение, но невпопад. – Что вы, наоборот, матушка настоятельница нам оттуда всем помогает, людей на помощь присылает. Продуктов нам, действительно, столько не нужно, но поскольку нам не на что жить, молочко продаем… – Это возможно ли – сочетать просветительскую работу на туристической тропе с крестьянским хозяйством? Сестрам, наверное, в пять приходится вставать, чтоб коров подоить?.. – Даже раньше... Конечно, сочетать тяжелую работу на ферме и собирать информацию о Романовых трудно, это послушание не для всех. Мы пока еще мало знаем, но, думаю, с помощью Божией устроим так, что будет у нас много интересных материалов. – Вообще, можно ли туристам свидетельствовать о Христе? – интересуется Михаил. – Смотря какие туристы. Бывают группы, похожие на паломнические, очень хорошо все воспринимают, в храм заходят. А бывают такие, которые в сторону храма даже не смотрят: посетят трапезную, в крайнем случае музей чучел. – А для монастыря что лучше – когда многолюдно или уединенно? – гнет Михаил свою линию. – С точки зрения духовной жизни, лучше в одиночестве. Но чтобы монастырь жил и развивался, паломники – благо: и поработают, и благодетели среди них, может быть, найдутся. (Продолжение на следующей странице) На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |