РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

ИСЦЕЛЕНИЕ ВЕРОНИКИ

Евангелие от Матфея, глава 15

Сегодня речь у нас пойдет о событиях, описанных в 15 главе Евангелия от Матфея, посвященной двум эпизодам, внутренне между собою связанным. Начинается глава с того, что в Галилею прибыли противники Христа, чтобы уличить Его в каком-нибудь проступке. Найти повод для нападения не составило труда. Спасителю был задан вопрос, на который, как казалось фарисеям, Он не в силах будет найти ответа:

Зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

Есть древнейший восточный обычай: предлагать гостям омыть руки и ноги после дороги. Праотец Авраам придал омовению новый смысл – очищения от прежних грехов, прежде всего от идолопоклонства. В этом была красота и простота, доступная всякому до тех пор, пока законники, ради увеличения своей власти, не превратили этой обычай в путы для верующих. Что делает Спаситель? В ответ на обличение Он наносит удар в самую сердцевину практики дурного изобретательства в области веры.

Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать...

Речь о том, что иудей, посвятивший себя «служению Богу», имел право отказать родителям во вспомоществовании. Мог сослаться на то, что его деньги посвящены Господу, тем самым нарушая важнейшую заповедь. И люди этого рода смели лезть к Христу с упреками о немытых руках! Лишив, таким образом, фарисеев права судить Себя и Своих учеников, Спаситель, тем не менее, дал ответ относительно ритуалов приема пищи.

И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Вспомним Льва Толстого, который, будучи вегетарианцем, т.е. таким своеобразным вечным постником, неустанно поносил Церковь.

Безусловно, мыть руки перед едой гигиенично и т.п. Но к спасению души не имеет никакого отношения. У людей есть бесчисленные обычаи, в том числе и религиозные, в которых нет ничего дурного, наоборот, это упорядочивание жизни имеет свою положительную сторону. Но избави нас Бог заходить в этом вопросе слишком далеко, выдавая человеческие правила за божественные законы. Не вполне хорошо, например, когда женщина стоит на службе в брюках. Однако древним болгаркам-кочевницам, не знавшим юбок и платьев, Церковь разрешала молиться в храмах в их традиционных штанах. Все это вещи, имеющие свое значение, но в каких-то обстоятельствах второстепенное, а в других – десятистепенное.

Свое обращение к народу Христос закончил словами:

Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Это означало разрыв, войну с официальным иудаизмом, которую, впрочем, не Спаситель объявил. Он всего лишь принял вызов и вновь обратил Свой взгляд, Свои надежды на язычников. Но здесь, конечно, были свои великие сложности.

И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова...

Женщина, которую, согласно преданию, звали Юстой, уверовала во Христа так, как удостоились этого немногие. Она именует Его не чудотворцем, не пророком, а Господом. Отчего же молчит Христос в ответ на ее мольбу исцелить дочь Веронику? Происходит что-то в высшей степени необычное.

И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

Даже апостолы в недоумении, так пронял их тихий крик хананеянки: Христос всех исцелял прежде, а тут...

Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева... нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Удивительна эта резкость в устах Христа, и поразительно смирение хананеянки.

Она сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».

Женщина унижается дальше некуда: да, я собака, а евреи – господа. Помоги, Господи, урони кроху с еврейского стола, пес подберет. Нетрудно представить, как смотрит на этот эпизод безбожник. Он видит самый жесткий шовинизм – национальный и религиозный – у Христа? Попробуем разобраться. В эпизоде с хананеянкой следует учитывать сразу ряд моментов, не вполне понятных на первый взгляд.

Отвергая женщину, Господь испытывал одновременно и ее смирение. Да, она кричала: «Господи», но очень часто человек это говорит, чтобы получить нечто, а не получив, начинает вопить: «Распни Его». Кроме того, важно было понять, готова ли хананеянка отречься от национальной гордыни, подтвердить отказ от своего язычества.

Одновременно Христос испытывал и Своих учеников. Он употребил крайнее выражение, свойственное для современных Ему иудеев, назвав язычников псами. Это была, быть может, сознательно допущенная жесткость, способная заставить апостолов смутиться.

Однажды произошла такая история. Солдаты, взявшие в плен несколько человек, начали распаляться. Еще минута-другая, и они набросились бы на беззащитных противников, но офицер, чувствуя, что теряет контроль над ситуацией, вдруг отдал приказ: «Отрежьте врагам головы». Бойцы содрогнулись. Они представили себе отрезанные головы живых людей, стоящих перед ними, и начали возражать командиру (в тайне довольному подобной смене настроения), что это, мол, настоящий садизм. В результате пленные остались живы.

Хананеяне так же были злейшими врагами иудеев как приверженцы одной из самых жестоких религий – финикийской, с ее культом Молоха. И вот Христос, зная, что ученики свысока смотрят на язычницу, поставил их в такое положение, что они сначала бросились просить за Юсту, а затем совершенно спокойно восприняли мысль, что Бог пришел и для язычников. Резкость Христа, этого величайшего Педагога, умягчила сердца учеников, и Юста обнаружила, что она стоит среди друзей. Так во Христе, в новой вере впервые за тысячи лет произошло полное примирение представителей двух ненавистных друг другу народов. Впоследствии Юста и Вероника проявили себя как верные христианки.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга