МУЧЕНИКИ «БРЕМЯ ЖЕ ДИВНО ЛЕГКО...»
Это стихи Татьяны Гримблит. Ее «малое дело» в глазах Божиих, видимо, оказалось не таким уж малым, ибо за него она удостоилась мученического венца. Этот рассказ – о ней. О мученице Татиане Гримблит я впервые услышал от Геннадия Зверева, члена Фонда «Память мучеников, исповедников и подвижников Русской Православной Церкви». О ней он рассказывает воистину вдохновенно, словно читает поэму:
– Она же с детства посвятила себя Христу, осталась девственницей! С юности решила помогать ближним. Как только начались репрессии и вся Сибирь стала местом заключения и ссылок, 17-летняя девушка, душа которой горела любовью к Богу и желала подвига, отдала все силы помощи заключенным. Время тогда было нелегким. Милосердие отнесли к пережиткам прошлого, буржуазным предрассудкам. И она ведь прекрасно понимала, что ее за это ждет. Но сознательно на это шла, потому что иначе жить не могла. И когда ее мучили на многочисленных допросах, то она ни разу не отреклась от веры и от Бога... Чем больше я узнаю о жизни Татьяны Гримблит, тем больше и я проникаюсь к ней чистой и восторженной любовью, которой пламенеет к этой подвижнице Геннадий Владимирович. Такое же чувство у меня было при знакомстве с жизнью и мученическим подвигом Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Их исповеднический подвиг во многом схож. Только одна была вознесена судьбой на вершины социальной лестницы и во многом благодаря своему положению могла заниматься социальным служением, создав Марфо-Мариинскую обитель. А вторая с детства была простой христианкой, как миллионы россиян. Родилась Татьяна Гримблит 14 декабря 1903 года в городе Томске. День рождения святой мученицы совпал с днем памяти святого Филарета Милостивого, известного своей любовью к несчастным и обездоленным. Любовь к Богу и Церкви Татьяне с детства привил ее родной дедушка, уважаемый томичами протоиерей Антонин Мисюров. После окончания в 1920 году Томской гимназии она поступила воспитательницей в детскую колонию «Ключи». В том же году умер ее отец, и юная девушка стала сиротой. Репрессированные, нуждающиеся, дети-сироты – все они стали для нее ближними. Татьяна постановила себе за правило все заработанные деньги, а также все средства, которые она собирала в храмах г.Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключенным в Томскую тюрьму. Приходя в тюрьму, она спрашивала, кто из заключенных не получает продуктовых передач, – и передавала принесенное им. За это в 1923 году она и получила свой первый срок. Взяли ее, когда она повезла передачи нуждающимся заключенным в г.Иркутск. Обвинили в контрреволюционной деятельности. К этому времени Татьяна познакомилась уже со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири. В Иркутске она и отбывала первый срок – четыре месяца. В 1925 году ОГПУ снова арестовало девушку. На этот раз ее освободили через семь дней. «Пришить» ей было нечего. Но сама по себе активная благотворительная деятельность неустрашимой христианки вызывала злобу у безбожников. Решив посадить ее всерьез, стали собирать досье. В ее личном деле, подготовленном сотрудниками ОГПУ, появилась характеристика: «Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через которых и производятся сборы...» * * * ВСЕНОЩНАЯ 7 Мая 1925 года она вновь была арестована «как вдохновительница тихоновского движения в губернии». Приговор: высылка на три года в Зырянский край. 1 июля 1926 года Татьяна Гримблит по этапу была доставлена в Усть-Сысольск (Сыктывкар). Затем из Усть-Сысольска ее переправили в далекое село Руч Усть-Куломского района, расположенное на высоком берегу Вычегды. Тогда в Усть-Куломском районе уже находилось много ссыльных архиереев и священнослужителей-тихоновцев. Так что она попала в свою среду, хотя и находилась под неусыпным оком ОГПУ. В ссылках Татьяна писала стихи. Больше всего стихов, дошедших до нас, как раз было написано в Зырянском крае. Все ее творения проникнуты любовью к Богу. – Обратившись к ее поэтическому наследию, – говорит Геннадий Зверев, – понимаешь, что это своего рода дневник, страницам которого она поверяла, только в стихотворной форме, свои размышления и переживания, факты своей такой недолгой, незаметной, но яркой жизни. Вот строки одного из них, написанного в Вишерском лагере в 1931 году: Человек такого поэтического настроения, как Татьяна, не может писать стихи на досуге. Да и понятия о досуге у таких людей не существует. Вот почему ее поэтическое настроение прочно срослось с христианским в нерасторжимое целое и все чаще становилось в стихах молитвой. – О том, как провела время в ссылке в Зырянском крае Татиана Гримблит, у меня нет достаточных сведений, – продолжает свой рассказ Геннадий Владимирович. – Михаил Борисович Рогачев, возглавляющий Коми республиканское общество «Мемориал», говорил мне, что как раз в отдаленном Усть-Куломском районе среди ссыльных архиереев и мирян тихоновцев была организована некая группа людей, реально боровшаяся за чистоту православия. Это был, по мнению Михаила Борисовича, пожалуй, единственный случай в стране в то время. Но состояла ли в этой группе Татьяна Николаевна, неизвестно. Возможно, состояла, поскольку особым совещанием при коллегии ОГПУ для окончания срока ссылки она была выслана из Зырянского края через всю страну в Казахстан. * * *
Отбывать последние два года ссылки Татиана прибыла в Туркестан 15 декабря 1927 года. Освобождена была досрочно, но только в марте 1928 года смогла выехать в Москву. В Москве она поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, в котором служил хорошо ей знакомый архимандрит Гавриил (Игошкин). Там она стала петь на клиросе. Храм этот находится недалеко от Марфо-Мариинской обители, где незадолго до этого вершила свои великие дела милосердия Великая Княгиня Елизавета Федоровна. В земной жизни две великие угодницы Божии не встречались, но ходили по одним тропинкам и следовали одним путем в вечность через служение Богу и ближним. Вернувшись из заключения, Татьяна Николаевна еще активнее стала помогать оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многие из которых были ее близкими знакомыми. В подвиге милосердия и помощи, в безотказности и широте этой помощи ей не было равных. Начало 30-х годов – очередная волна гонений на верующих. 14 апреля 1931 года последовал ее новый арест. На этот раз ее приговорили к трем годам заключения в Вишерском исправительно-трудовом лагере Пермской области. За колючей проволокой она изучила медицину и стала работать фельдшером, что как нельзя лучше соответствовало выбранному ею пути служения ближним. Из лагеря освобождена была также досрочно на следующий год, но с запретом жить в двенадцати крупнейших городах России до окончания срока заключения. * * *
Местом жительства она избрала город Юрьев-Польский Владимирской области. После окончания трехлетнего срока переехала в город Александров, где устроилась фельдшером в больницу. В 1936 году переехала в село Константиново Московской области, где стала работать лаборанткой в Константиновской больнице. Все это время она не переставала помогать заключенным в тюрьмах и лагерях – духовенству и православным мирянам. Поддерживала не только материально, но и духовно – словом утешения, одобрения. Ее письма помогали оставшимся в заключении выживать и переносить скорби. Епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, – был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию – своему духовному отцу. Да! Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас – Божий дар. Вы – по милости Божией – поняли, что высшее счастье здесь – это любить людей и помогать им. И Вы, слабенькая, бедненькая – с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова Божии, сказанные устами святого апостола Павла: «Сила Моя в немощи совершается». Дай, Господи, Вам силы и здоровья много-много лет идти этим путем и в смирении о имени Господнем творить добро. Трогательна и Ваша повесть о болезни и дальнейших похождениях. Как премудро и милосердно устроил Господь, что Вы, перенеся тяжелую болезнь (имеется в виду арест и заключение), изучили медицину и теперь, работая на поприще лечения больных, страждущих, одновременно и маленькие средства будете зарабатывать, необходимые для жизни своей и помощи другим, и этой своей святой работой сколько слез утрете, сколько страданий облегчите...» Больше всего Татьяна Николаевна любила посещать Дивеево. Часто ездила не только на поклонение к святыням своего любимого святого Серафима Саровского, но и к своему духовному отцу протоиерею Павлу Перуанскому. В одном из писем, написанном 5 сентября 1937 года архиепископу Аверкию (Кедрову), она писала: «Дорогой мой Владыка Аверкий! Что-то давно мне нет от Вас весточки. Я была в отпуске полтора месяца. Ездила в Дивеево и Саров. Прекрасно провела там месяц. Дивно хорошо. Нет, в раю не слаще, потому что больше любить невозможно. Да благословит Бог тех людей, яркая красота которых и теперь передо мной. Крепко полюбила я те места, и всегда меня туда тянет. Вот уже третий год подряд бываю там, с каждым разом все дольше. Навсегда б я там осталась, да не было мне благословения на то...» * * *
В день, когда она писала это письмо (к архиеп.Аверкию), последовал новый ее арест. Когда пришли ее арестовывать сотрудники НКВД, она, сохраняя в своей душе мир и спокойствие, пишет записку подруге: «Ольга, родная, прости! Прибери все...» – далее следует перечень наказов, которые необходимо сделать. Заканчивается записка такими словами: «Ну, всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне, – опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью». Примечателен перечень «противоправных деяний» в ее Деле. Сообщены они были следствию ее сослуживцами. Так, врач больницы, в которой она работала, показал: «Мне известно, что Гримблит посетила больного, лежащего в госпитале, к которому Гримблит не имела никакого отношения по медицинскому обслуживанию. В результате на другое утро больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи, подвалы и так далее. Этот факт наводит меня на мысль, что Гримблит вела с больными беседы на религиозные темы...» Медсестра рассказала о следующих «злодеяниях» подсудимой: «Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжелобольного в палате, в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила... На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно отвечала: «За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно»... Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами: «С Господом Богом». И неоднократно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею кресты». Моя девятилетняя дочка рассказывала мне, что Гримблит ее выучила креститься, за что дала ей гостинцев». Следователь: Обвиняемая Гримблит, признаете ли вы себя виновной в ведении вами антисоветской агитации за время служения в Константиновской больнице? Татьяна: Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок», я предпочитаю поскромнее одеваться, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них. Следователь: Как вы проявлялись как религиозный человек относительно советской власти и окружающего вас народа? Татьяна: Перед властью и окружающими я старалась проявить себя честным и добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный человек может быть нужным и полезным членом общества. Своей религии я не скрывала... Она была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой, там, где были расстреляны тысячи и тысячи безвинных жертв богоборческой советской власти. Прославлена как мученица Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году. * * *
Е.СУВОРОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |