ОТЧИНА

ДЕНЬ СЕЛА

По тракторным следам

В очередном путешествии по северу Кировской области проезжали мы заброшенные деревни. Тяжелый осадок остался у меня на душе. Гибнет Россия, вымирает на корню. Всегда русская земля была сильна деревней, патриархальным укладом, а теперь...

Ехали мы в село Алешево, в действующий храм Николая Чудотворца (на фото справа). Старинный тракт из Вятки на Лальск тянется по левому, высокому берегу Лузы, и чем ближе подъезжаем к Алешево, тем благодатнее и привольнее места. Дорога карабкается с одного холма на другой, внизу петляет Луза, а вдаль на десятки километров открывается живописная панорама тайги. Деревни нескончаемой чередой мелькают вдоль дороги: большинство домов нежилые, покосившиеся от ветхости, стоят с заколоченными окнами и просевшими крышами. При подъезде к Алешево на карте – развилка. Решаем свернуть налево. Через километр – Езовка. Еще вроде и не поздно, но на улице все та же картина – ни души. Вдруг видим ребятишек, которые грузят на телегу тес, спрашиваем у них, как проехать. «Вниз и направо», – говорит маленькая девочка. Спускаемся вниз, где прямо в ручей свален целый воз хороших досок, затем поднимаемся в гору. Вот оно, Алешево, стоит на взгорке за большим полем, но до него – никаких дорог. Вернее, есть, в виде следов от гусеничных тракторов, оставленных, возможно, еще в прошлом году. Нашим редакционным «Жигулям» по ним никак не проехать. Но есть же в справочнике Вятской епархии пункт: «Село Алешево Лузского района. Свщ. Василий Облецов»! Указан даже номер телефона, по которому, правда, все последние дни отвечал автоответчик. Значит, должен быть какой-то подъезд к селу?

Возвращаемся на тракт, проезжаем по нему туда и обратно несколько километров. Отворотки на Алешево нет. Снова минуем Езовку, поднимаемся в гору и по тракторной колее продираемся в сторону села, где из-за домов проглядывает желтый купол церкви. Наконец, путь перегораживает ручей – приехали. Игорь в наших путешествиях совмещает обязанности главного редактора, фотографа и водителя. Соразмерив возможности «Жигулей» с мостками через водную преграду, он заключает: «Нет, дальше машина не пройдет, придется ножками».

Пока поднимались по крутому склону – село как село: окна застеклены, и крыши, вроде, целы. Только миновав околицу, понимаешь: что-то тут не то. Кругом все поросло травой и лопухами, нет ни проездов, ни тропинок. «За что же батюшку сюда сослали?» – вырывается у Игоря.

Подходим к деревянному храму, что стоит на краю села и от которого открывается потрясающий вид на округу. Храм убран березовыми веточками после Троицы, уже завядшими, трава в ограде выкошена, – видно, что в церкви ведутся службы. Но она на замке. Пошли по селу в поисках живой души. Обошли все избы – безрезультатно. Стало как-то не по себе. Нацепляв репьев, так не солоно хлебавши и возвратились к машине. «Что будем делать?» – спрашиваем друг друга. Решаем ехать в Лальск.

Впоследствии оказалось, что о.Василий живет именно в Лальске, и телефон с автоответчиком стоит у него там. В городок приехали уже поздно вечером, нашли небольшой деревянный домик батюшки, расположенный на самом берегу речки Лалы. Закрыто. Но Господь все-таки устроил нам встречу: о.Василий, отправившийся в райцентр на обследование в больницу, не застал там внезапно уехавшего куда-то врача, и пришлось ему вернуться. Так мы познакомились.

Батюшка оказался на редкость добрым и простодушным человеком. Священником стал десять лет назад, уже в зрелом возрасте, в 44 года. Живет один – своей семьи у него никогда не было. И, как оказалось, в Алешево его никто не ссылал, поскольку еще каких-то десять лет назад это было процветающее село, центр целого куста близлежащих деревень.

Николай Угодник сказал

Позже батюшка познакомил меня с православной семьей Кокиных – пожилой четой из Алешево. От них-то и узнал я, как из процветающего села Алешево превратилось в нежилые развалины. Николай Михайлович в местном колхозе бригадиром был, а Лидия Александровна работала главным агрономом. Сейчас они живут в Лальске в своем доме. Сидим за столом, вокруг иконы, горит лампадка. Лидия Александровна за чаем рассказывает мне историю восстановления церкви Николая Чудотворца:

– Произошло как в сказке, никто и не мечтал, что наша церковь когда-нибудь будет открыта. А с о.Василием мы и до этого давно были знакомы, я хорошо знала его маму. И вот, когда он учился на священника, его мама спрашивает меня: «Нельзя ли как-нибудь церковь-то нашу сделать для о.Василия?» А церковь к тому времени была закрыта уже тридцать лет, с 62-го года. В ней мы зерно хранили, потом она пустовала. Вороны да галки в ней жили, одного птичьего помета на полу целый метр. И вот один придет посмотрит – страшно за нее браться, другой посмотрит – страшно. Собрали сельский сход. «Надо, – говорю, – церковь открывать». – «Тебе надо, ты и открывай, – отвечает глава администрации округа. – А мы помочь ничем не можем. Денег нет». Осталось активных человек десять женщин, стали мы потихоньку очищать храм от мусора, ремонтировать. На это у нас ушло месяца два-три. Никто нам ничего не платил. Работа уже к концу двигалась, а потом стала затихать, затихать и совсем встала. И вот лежу я как-то дома утром, часа четыре было, уже и не сплю. Вдруг слышу, как мне под окном кто-то говорит: «Начали – делайте, делайте!» Мужской голос. И так три ночи подряд одно и то же мне этот голос говорил. (У хозяйки при этих словах наворачиваются слезы.) А я погляжу – на улице никого нет. Не иначе сам Николай Чудотворец заставлял восстанавливать свой храм. Я собрала опять всех: «Давайте делать церковь». И принялись мы снова за работу… Потом о.Александр освятил, и начались службы.

Когда очищали алтарь, я нашла документы – историю церкви. Построена она была в 1889 году, и поначалу под нее выбрали другое место. Положили туда икону Николая Чудотворца, а ночью она перешла сюда, на это место. И так три раза ее возвращали назад, а она переходила сюда. Так что сам Николай Чудотворец показал, где строить. Место благодатное, красивое. Такие виды открываются вокруг! Потом пристроили колокольню. В войну на лошадях возили камни под фундамент для церковной пристройки, да так и не закончили, власть не позволила.

– Нашему селу на днях исполняется 400 лет, – вступает в разговор хозяин дома Николай Михайлович.– Я там родился, крестился, венчался. Крестили меня в грудном возрасте, в церковь в корзине принесли. Не сказать, чтобы я шибко верующий был, так… в церковь несколько раз заходил. Но и в комсомол, и в партию не вступал, хотя всю жизнь меня туда агитировали. С 13 лет я начал пахать колхозные поля, потом бригадиром бессменно 31 год работал, ушел на отдых в 70 лет. В последний год работы еще 50-килограммовый мешок с мукой как пушинку поднимал...

– Вначале у нас народу как в Китае было. Кто же мог подумать, что Алешево развалится? – продолжает Николай Михайлович и плачет скупыми стариковскими слезами. – Все это началось давно, когда стали паспорта давать. Старые люди умирали, а молодые стали убегать. Когда я в первый класс пошел, у нас столько было школьников – только с одной Езовки 200 ребят ходило. По два-три первых класса приходилось создавать. В Алешевский сельсовет 33 деревни входило. Теперь половины из них даже следа нет, в остальных по два-три дома осталось. А какие у нас поля в Алешево! Во всем районе таких нет – 940 гектаров, одно поле – 80 гектаров. Я все своими ногами вдоль и поперек исходил. До бригадирства 15 лет шоферил, мотался по этим полям... А сейчас никто работать не хочет. Пьют, бездельничают. В Алешево одна бабка с дедом остались – 96 и 84 года. В совхозе два трактора, одна машина. В прошлом году ни одного гектара земли не вспахали, траву не косили. В этом году поля тоже не засевались. Раньше люди топориком поля-то расчищали от леса, а сейчас там полностью мелиорация проведена, только паши да сей. А поля зарастают. Вот ведь беда-то какая!

Старик снова плачет. В 70 лет у Николая Михайловича прямо на колхозном собрании случился инфаркт, его парализовало. Поэтому им и пришлось переехать в Лальск. Так, парализованный, он лежит на кровати до сегодняшнего дня. Вокруг изголовья поставлены иконки. По сей день он очень близко принимает к сердцу все, что касается родного села. Не верится ему, что его родное Алешево умерло. Да и как в это можно поверить?

От зимы до зимы

Отец Василий рассказывает, что все меньше и меньше приходит сельчан на его службы.

– Бывает, один-два человека придут, – серчает батюшка. – В эту зиму вообще почти никого не было, хотя я каждую субботу и воскресенье служил, и на каждый праздник. А на будущий год вообще не знаю, что делать будем. В этом году я крестил 46 человек, а отпел 300. Умирают не только от старости, умирают молодые от пьянства, от сердца.

Между тем, у о.Василия не один храм. Еще один приход он окормляет в Верхнелалье, расположенном в сотне километров от Алешево. Съездили мы с батюшкой и в это село. По пути места такие красивые – душа поет. Посередине дороги от Лальска до Верхнелалья на краю холма стоит часовня. Заходим внутрь: хоть сейчас служи. Часовни здесь наподобие храма – строили их с иконостасами. Только икон нет. И ходить в нее некому – от близлежащей деревни осталось несколько полузаброшенных домов.

В самом Верхнелалье храм огромный, каменный. Село еще большое, в нем живет 350 человек. Есть средняя школа, правда, в этом году было всего восемь выпускников, а так учится по 3-4 человека в классе. Чуют люди, что дело не к добру, загибается село. Разговорились мы с сельчанами на улице: «Надо что-то делать, чтоб совсем Верхнелалье не исчезло», – говорят. А что – не знают.

Бабушки, которых о.Василий собрал в храме, рассказали, как четыре года назад начали восстанавливать церковь, как чистили и мыли полы, приносили из домов свои иконы. Правда, и сейчас храм еще не восстановлен окончательно, иконостаса нет. На службы приходит несколько человек. Выручки почти никакой. Батюшка трудится во славу Божию, все вырученные деньги тратит на нужды церкви.

Как я успел заметить, народ к нему тянется, любит. Говорят: на исповеди не гонит быстро-быстро, а каждого выслушает, вникнет. Из окрестных деревень часто приезжают в Лальск к священнику женщины, приходят к его домику, просят покрестить, отпеть, разрешить насущные духовные вопросы.

В прошлом о.Василий работал ветеринаром и преподавал пчеловодство в местном сельхозтехникуме. Обращаются к нему до сих пор и по этим вопросам. Как-то приехал в деревню по своим священническим делам, а там – корова не может отелиться уже полдня. Хозяйка с плачем умоляла священника помочь в беде. Пришлось засучить рукава рясы.

В эту зиму здешних пчеловодов постигло большое несчастье – почти все пчелы погибли. У некоторых из 200 ульев в живых осталось меньше десятка. У самого батюшки из 37 ульев погибло 28 семей. «Такого мора у нас сроду не было, – недоумевает священник. – Я-то ладно, а для многих пчелы были единственным доходом». Такое вот испытание людям…

На 400-летие Алешево на праздник съехались все старожилы, и село вновь ожило. Люди собрались со всей округи. Танцы, веселье, праздничный гомон вновь поселились в селе. Правда, только на один день.

Е.СУВОРОВ
Фото И.Иванова.

Адрес настоятеля: 513970, Кировская обл., Лузский р-н, п.Лальск, ул.Луначарского, д.1.
Облецову Василию Валентиновичу.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга