ЧУДЕСА БОЖИИ

КАК ПРАВНУКА ДОСТОЕВСКОГО ИЗЛЕЧИЛА СТАРОРУССКАЯ ИКОНА

В конце нынешней весны в Доме-музее Ф.М.Достоевского в Старой Руссе (Новгородская область) состоялись XX Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность». Я впервые участвовала в их работе не только как исследователь (мой доклад назывался «Сон смешного человека» Достоевского и «Душа после смерти» о.Серафима Роуза), но и как представитель Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России. Мне выпала честь поздравить от этих общественных организаций правнука великого писателя с его 60-летним юбилеем. (Кстати, в 2006 году будут широко отмечаться сразу три даты: 500-летие рода Достоевских, 165-летие со дня рождения писателя и 125-летие со дня его смерти.) Разумеется, я не могла упустить шанс побеседовать с Дмитрием Андреевичем Достоевским.

«Как вы пришли к Богу?» – спросила его. Вот, что он ответил.

– Моя мама, родившаяся до 17-го года, как и все русские люди, была крещеной. Но она восприняла советскую действительность как некую данность, в которой ей приходилось жить. Боялась из-за того, что вышла замуж за Андрея Федоровича Достоевского, потомка «архискверного Достоевского» (как называл его Ленин. – И.А.), боялась крестить детей, носящих фамилию Достоевского. Поэтому я крестился в Старой Руссе уже во взрослом состоянии. У меня уже был сын Алексей, значит, мне было то ли 44, то ли 45 лет.

На путь церковный меня толкнула такая ситуация. В 1980 году я заболеваю. Мне 25 лет, у меня рак, меня оперируют, меня держат в больнице полгода. Когда в онкологическом центре на улице Чайковского везли на операцию, я сказал: «А вы меня не приготовили, я боюсь». Они говорят: «У тебя в твоей бумажке написано «cito». Ты знаешь, что такое «cito»? Не знаешь, мы тебе сейчас объясним. Это по-латыни значит «немедленно», «срочно». И мы хотим тебя спасти». Я говорю: «Ну, хорошо, спасайте».

Мистическим образом в этот момент в Ленинграде оказался переводчик, который переводил Достоевского на японский язык. А Япония тогда была наиболее передовой страной в сфере производства лекарств от рака. Моя мама, ныне покойная, обратилась к нему с письмом, в котором просила спасти потомка Достоевского (потом ее письма я передал в музей). Когда я буквально через неделю (в советское-то время!) принес коробку с лекарством заведующей нашим отделением, она не поверила и сказала: «Это лекарство мы через Москву поименно заказываем! Вас не было в этом списке». Шутливо отвечаю ей: «Ну, я же Достоевский, потомок Федора Михайловича, которого знают во всем мире. Поэтому естественно, что этот мир готов помочь мне дальше жить».

Это один аспект. А другой связан с моей мамой, которая спустя 50 лет после своего крещения пошла в церковь вымаливать жизнь своего сына. Она забыла все, что полагается делать в церкви, просто как мать обратилась к Богу: «Господи! Спаси моего сына! Оставь его в живых!» И Господь помог.

Во время лечения моей болезни та самая начальница отделения мне прямо сказала: «Дмитрий Андреевич, мы вас сейчас отпускаем, но мы вам подожгли пушкой желудок, у вас могут быть с ним проблемы, то есть язва и прочее». То я и получил. Мучился я страшно. И, что забавно, в то, советское еще, время я, как правило, попадал с мощным приступом в больницу как раз на 7 ноября. А самое тяжелое и противное было то, что когда я приезжал в Старую Руссу (а за двадцать лет, кажется, я ни разу не пропустил Достоевские Старорусские чтения), мне приходилось уезжать на 2-3 дня раньше, чем заканчивались чтения. У меня начинались страшные боли из-за того, что старорусская вода совершенно иная, чем ленинградская. И, поджав рулем своей машины живот, я мчался домой в Питер, к своей родной воде, где восстанавливал силы.

И вдруг однажды (в тот момент я находился на курорте «Старая Русса») меня что-то подняло, вывело на улицу и привело к Георгиевской церкви, прихожанином которой был Федор Михайлович. Бабушки надраивали пол, службы никакой уже не было. Умом я понимал, что приперся сюда совершенно не вовремя и никого из молящихся здесь нет, только я один. А сердце в этот момент было устремлено к Старорусской иконе. Я почувствовал, что мне надо подойти именно к этой иконе (этот, во всю стену, образ Пресвятой Богородицы считается чудотворным, о нем писали в №№ 453-454 «Веры» в очерке «Але ты чега восхоте – молися» – И.А.). Я подхожу. Происходит некий катарсис. Я заливаюсь слезами – донельзя, до неудобства взрослого мужика. Все это происходит, я ухожу из церкви, совершенно не поняв, что со мной произошло. И вот тут полное разъединение головы с сердцем. Головой я не понимаю, что ж такое-то, как же это себе объяснить? Да и вообще просто неудобно. И возвращаюсь на курорт, ничего не понимая.

Проходят сутки. По старой памяти я ожидал, что в этот день надо будет уезжать, что сейчас начнутся эти боли и все будет как по писанному. И тут обнаружил, что никакой боли нет. Мало того, я совершенно здоров и даже ощущаю в себе подъем сил. Остаюсь на завтра, слушаю доклады. На следующий день происходит закрытие чтений и банкет, на котором присутствует вся администрация города. Все в некоем недоумении: «Дмитрий Андреевич! Вы, наконец, побывали на нашем прощальном банкете. Как это приятно!» И я тут понимаю: надо же, я дождался окончания чтений.

С тех пор прошло пять лет, и у меня как будто этой болезни и не было. И очень рад, когда ко мне подходят люди и говорят: «Знаете, со мной произошло то же самое, что и с вами». Не обязательно болезнь, но какая-то жизненная проблема по молению у Старорусской иконы Божией Матери разрешилась. Вот так помогает святой образ, пред которым молился Федор Михайлович Достоевский вместе со всем русским народом.

Ирина АХУНДОВА


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга