ПАЛОМНИЧЕСТВО ПРОРОЧЕСТВО КЛОПСКОГО СТАРЦА С восстановления этого монастыря начнется возрождение великой России? Странный старик «А пришел канун дни честнаго Рожества Иоанна в нощь. И поп Макарий покадив во церкви на девятой песни да пошел в келию. И прииде в келию, аже келиа отомчена (отомкнута). И он войде в келию, аже старец седит на стуле, а пред ним свеща горит. А пишет, седя, деания святого апостола Павла, плавание. И поп воспятилъся, да пошол в церковь уполошився. Да пришед да сказал Феодосию игумену и черньцом. И игумен Феодосие возмя крест и кадило да прииде в келию и с черньци, аже сенци заперты. И он посмотрил в окно в келию, аже старець седя пишет. И игумен сотвори молитву: «Господи Исусе Христе, сыне Божие, помилуй нас грешных!» И он против сотворил молитву тако же. И игумен 3-жды створил молитву и он противу тако же сотворил 3-жды молитву, против игумена Феодосиа. И Феодосии молвит ему: «Кто ты, человек ли еси или бес? Что тебе имя?» И он ему отвеща те же речи: «Человек ли еси или бес? Что ти имя?» И повеле игумен Феодосей у кельи и у сенець верх содрати да у кельи дверь выломити. Да влещи игумен в келию, да почал келию кадит темьяном, да старца того почал кадити. И он от темьана закрывается, а крестом знаменается. И игумен воспроси его Феодосей: «Как еси пришел к нам и откуду еси? Что еси за человек? Что имя твое?» И старец ему отвеща те же речи: «Как еси к нам пришел? Откуду еси? Что твое имя?» И не могли ся у него имени допытати. И Феодосей молвить старцам таково слово: «Не бойтеся, старци, Бог нам послал сего старца...»
Так начинается «Прихожение Михаила, уродиваго Христа ради ко святей Троицы на Клопъско» – пространное Житие преподобного Михаила, который в 23 июня 1408 года пришел неведомым человеком в Клопский монастырь близ Великого Новгорода, будучи уже 60 (по другим сведениям – 50) лет от роду и прожил там в молитве 44 года. «Жил собе в кельи один, – говорится в новгородском житии, написанном вскоре после его смерти. – Ни постели, ни озголовья не имел, ни платна, ни одежди, а лежал собе на песку. А келью топил калом коневьим. А по вся недили вкушаше единою от хлебе и от воде». Только спустя много времени новгородцы узнали, кем был на самом деле юродивый старец. Был он родным сыном великого князя Симеона Иоанновича, прозванного Гордым. Эту историю читал я лет двадцать назад, когда ездил со студентами-историками на раскопки в Клопский монастырь, где по сию пору покоятся мощи преподобного. В ту пору монастырь уже пустовал и на глазах ветшал. Мы («добры клопцы», как называли нас археологи) выкапывали из земли кусочки осыпавшихся фресок, а профессор наш благоговейно смахивал кисточкой пыль с того, что осталось на стенах Троицкого собора. По его словам, таких древних фресок, да столь сохранившихся, поискать по Руси... Больше всего его восхищало изображение на северной стене – как Христос веревкой изгоняет торгующих из храма. Опрокинутый стол, падающие фигуры людей, мешок с рассыпанными деньгами, перевернутая клетка с голубями... Очень жизненно написано. На другой стене – сцена допроса Христа. Спаситель стоит перед Пилатом и Каиафой, окруженный иудейскими старейшинами. Каждый говорит свое обвинение, а внизу некто сидящий записывает – ведет судебный протокол. «Ныне в Москве радость» С тех пор много воды утекло. О Клопском монастыре я узнавал из газет, из коротких сообщений вроде такого: «Минкультуры РФ обеспокоено состоянием собора Клопского монастыря...» Пять, десять, двадцать лет минуло, а в газетах одно и то же: «обеспокоены». А в начале нынешнего лета от одного православного услышал: «Когда возродится Михайло-Клопский монастырь, тогда и начнется возрождение великой России. Это известное пророчество, сам преподобный Михаил в видении об этом сказал». Кому было видение, известному старцу или просто благочестивому прихожанину – нашему современнику, я так и не понял. Но позже убедился, что многие о нем слышали и верят в его осуществление. Спустя годы еще раз внимательно перечитываю Житие преподобного. Почему именно с этим молитвенником за землю Русскую связано пророчество о созидании ее мощи и величия? Юродивый Христа ради Михаил, как следует из жизнеописания, был великим чудотворцем. Он в случае нужды мог «переноситься по воздуху»: вот он стоит в монастырском храме, а в следующий миг – уже в Софии Новгородской, в 17 верстах. Молитвой своей к Богу мог разверзнуть в земле источник с ключевой водой. Но более он прославился своей прозорливостью, особенно в отношении исторической судьбы России. Известны его предсказания, впоследствии сбывшиеся, о деяниях государственных людей, в частности, о смерти князя Дмитрия Шемяки и предательстве князя Михаила, его побеге в Литву. О главном же предсказании в Житии так сказано: «Будучи в обители святителя Николая на Вяжинах, он вдруг взбирается на колокольню и начинает звонить во все колокола. «Что это значит?» – спрашивает народ. «Ныне в Москве радость», – отвечает, юродствуя, Михаил. «Что за радость такая?» – спрашивает находившийся в обители архиепископ Евфимий. «У великого князя родился сын Тимофей, он же и Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царствию наследник и всем окрестным странам страшен будет и сего вашего Новгорода обладателем будет...» В этот день родился Иоанн Васильевич III, в 1471 году действительно покоривший Новгород и закончивший собирание земель русских. При нем возникла та великая Россия, что просуществовала половину тысячелетия. Между Веряжей и Вдовой Тогда же, в начале лета, отправились мы в Новгородскую область – посмотреть, как восстанавливается Клопский монастырь. Может, и вправду с возрождением его возродится и Россия?
Доехали до Новгорода, а куда дальше, я запамятовал. Ведь сколько лет прошло... Один знакомый иеромонах на пальцах объяснил, как добраться до Клопского: «Как издалека увидите, сразу догадаетесь, что это он и есть. С дороги монастырь контуром своим очень похож на лежащего человека – словно сама обитель прообразует святые мощи, что там находятся». Отправились в указанном направлении, и то ли в междуречье попали, то ли озеро такое разветвленное – кружим-кружим, вот он вроде, монастырь, на том берегу, а как туда попасть? Слава Богу, встретилась на дороге старушка, объяснила, куда сворачивать. – А почему ваш монастырь называется Клопский? Монахи-аскеты себя клопами, что ли, истязали? – шутливо спрашиваю. – А вы бы весной посмотрели, – отвечает. – Сейчас монастырь на полуострове, а во время разлива наших речек Веряжи и Вдовы он со всех сторон водой охватывается, так что остается маленький островок, на клопа похож. Хоть тесно место, да очень благодатное. В храм обязательно зайдите, преподобному поклонитесь. Вот и въезд на полуостров. Пытаюсь увидеть «лежащего на земле человека», как описывал иеромонах, но мешает новенький высокий забор, перегородивший дорогу. На нем объявление: «Кто желает пожертвовать на восстановление монастыря, за телефоном обращаться к сторожу». Подошли к сторожу, тот приветствовал нас: – Работать приехали? Разочарованный ответом, он все же ведет нас к храмам. Один, Никольский, в страшном состоянии, внутри битый кирпич лежит, а второй – Троицкий, – похоже, ремонтируется. Зашли, помолились над ракой преподобного. Потом посмотрели фрески. Они пока что в целости и сохранности, хотя мелким бисером лежит на них влага вроде испарины. На полу в храме лужицы воды. То ли крыша протекает, то ли конденсация такая. – А что за организация тут реставрирует? – спрашиваем сторожа. – Организация? Владимир Никандрович Иванов со своим братом – они хозяева «Новтехсервиса». Я там, кстати, тоже работаю, приемщиком стеклотары. Два дня назад Никандрыч снял с приемки и сюда послал, вот сторожу. – А как туда добраться? – Это в Новгороде за Славянским базаром. Если не найдете, спросите в любом городском пункте стеклотары – вам подскажут братьев Ивановых. – А при чем здесь стеклотара? – никак не доходит до меня. – Так ведь бизнес у Никандрыча – прием пустых бутылок. На выручку от стеклотары он этот храм и восстанавливает. Заинтригованные, отправляемся по указанному адресу. Русский купец Иванов База братьев Ивановых – несколько огромных помещений, до потолка забитых ящиками. Никогда в жизни не видел сразу столько пустых бутылок. Подъезжают машины, грузчики носятся как угорелые. В конторе застаем хозяина этого стеклянного царства – Владимира Никандровича. За его спиной на стене иконы и большая картина, изображающая возрожденный Михайло-Клопский монастырь – с веселыми яркими главками и белоснежными стенами (на фото ниже). Всюду в кабинете плакаты с цитатами из Священного Писания и изречениями: «Веруй, что при каждом твоем деле присутствует Сам Бог... И своим, и чужим делай добро, насколько можешь, и доброму, и злому говори доброе слово...» Пока мы говорили с предпринимателем, телефон его то и дело звонил, заходили экспедиторы и грузчики – приносили вырученные деньги, тут же с ними происходил расчет. Глядя на мятые червонцы и 50-рублевки, сразу понимаешь, что деньги эти – трудовые. – Так о чем мы? – возвращается к нашему разговору хозяин (на фото слева). – Да, монастырь. Четвертый год там работаем, свои средства вкладываем, а помощи от государства – ноль. – Так памятник же федерального значения, – не верится нам, – мировую известность имеет. Неужели совсем «ноль»? – Абсолютно. А монастырь, действительно, знаменитый. Как сказал наш Патриарх, входит в десятку лучших монастырей России. Власти, конечно, об этом знают, говорят о важности, но каждый раз забывают выделить средства. На будущий год обещают. Еще от епархии благословение имеем, но от них материальной помощи мы и не ждем. Уже за то им спасибо, что деревянный дом на монастырской территории построили, – было где на первых порах разместиться. Сейчас-то мы другой дом, кирпичный, там поставили, так что можем принимать уже большие строительные бригады, кормить, устраивать ночевку, быт. – А основная прибыль у вас от бутылок? Монополия в городе? – Нет, просто оптовики, конкурентов же в городе достаточно. Кроме бутылок, еще макулатуру принимаем. – А как получилось, что монастырем занялись? – Так это уже третий, получается, монастырь. Вначале в Леохнове восстанавливали, под Старой Руссой. Мой дед Василий был старостой тамошнего храма. Сказочное там место. И священник хороший, отец Александр. А потом владыка Лев попросил нас взяться за Михайло-Клопский. До нас трудилась там некая государственная фирма «Десна» – давали им деньги и материалы, но все это куда-то уходило. Крыша храма как до них текла, так и оставили дырявую. – Там и сейчас влажно, мы видели росу на фресках. – Это конденсация. Мы крышу хоть и закрепили, но всерьез еще не брались – госнадзор по архитектуре не позволил. – А вы говорите, государство не помогает! – шутим. – Ну, насчет контроля – это, пожалуйста. Впрочем, они правы, там нужно все по порядку делать. Я уже и материал на крышу заготовил, а мне говорят: на стены-то посмотри. Глядим – внутри их бревенчатые связи соврешенно сгнили, вот-вот храм порушится. Видимо, в старину железа не хватало, поэтому зодчие и делали стяжки деревянными. И целый год мы убили на замену этих связей внутри стен. Потом взялись за вычинку, за своды. Вроде так работы не видать, а за прошлый год 20 тонн цемента потратили, а извести я не считал. Мы ее используем в растворе по старинному рецепту, кладка ведь там вся на извести. Она чем больше стоит, тем больше крепнет. – А по сохранности фресок что-то делали? – Да, закрепляли их. Мы не умельцы в таком деле, и государство предоставило нам специалистов. Пришлось их работу оплачивать. А расценки у них... – Не жалко от себя отрывать? – Деньги – понятие относительное. Ну, построил себе дом, дачу, что тебе еще нужно? На тот свет-то с собой ничего не возьмешь. Я так понимаю. – Во многих регионах мужики-предприниматели объединяются в союз, чтобы помогать друг другу и разные проекты совместно осуществлять. В Новгороде такого нет? – У нас пытались что-то сделать. Есть даже православные деловые люди, например, Дмитрий Павлович Седельников – директор фирмы «Центраудит», который также большой храм Димитрия Солунского в Батецком районе поднимает. Но объединиться не получается. Так, небольшими общинками. У нас есть единомышленники, очень преданный монастырю человек – Нина Михайловна Круженкова. Отпуска свои на стройке проводит. Одна бабушка каждый месяц пенсию свою посылает, не знаю, на что живет. Еще один работник во славу Божью два года приезжает, делает все, что скажут, и денег не берет. Очень помог полуостров расчистить, он ведь осинником весь зарос. Одних дров сто кубов свалили. – Что еще успели в Клопском сделать? – За прошлое лето внутри поштукатурили, покрасили. Еще барабаны, купола восстановили. Они ж были медные, и с них местные содрали цветмет. Говорят, Бог их наказал: один погиб, другой в тюрьму попал. Я удивлялся, как ж они залезали туда, на верхотуру. А потом узнал: баграми цепляли. И крыша была медная, тоже ободрали. Птички жили и в куполе, и в самом храме, столько помета выгребли... Они и сейчас все возвращаются, понравилось, что ли. Службу на Троицу владыка проводил, а они по храму порхают – в раскрытые окна залетели. Что еще сделали... Два парника поставили, чтобы свежими овощами кормить рабочих и паломников. Просим у государства и поле под посев картофеля. Прежде у монастыря много земель было, отличные вишневые и яблочные сады содержали. – В какой период было больше всего разрушений?
– Во время войны, когда город и наши брали, и немцы, стрельбы много было, и храмы тоже задело. В купола, правда, ни разу не попали. Внутри монастыря то ли испанская, то ли итальянская дивизия стояла, особо-то не безобразничали, напротив, хорошие печки после себя оставили. А вот когда под «охрану государства» взяли, тогда началось. Вроде бы в 70-х правительство выделило большие деньги на восстановление. Начали по порядку: построили дорогу, затем взялись за крышу – и тут деньги кончились, все бросили. Поскольку зимой не охранялось, то весь стройматериал оттуда вывезли – местные из-за речки по льду на тракторах заезжали. От того восстановления осталась только асфальтовая дорога. И начали по ней из города отдыхающие приезжать, доходило до того, что в храме костры жгли. Первое время, когда мы начали работать, нам не давали покоя эти пикники-шашлыки. В плавках идут, пьяные, на драчку нарываются: «Да мы сюда сколько лет ездим, а вы кто такие?» Тогда поставили мы забор, перегородив полуостров, – и прекратились шашлыки. Все поняли, что тут хозяин появился. Иконка На прощание предприниматель подарил нам бумажные иконки преподобного Михаила. – Заказали мы их в типографии и на Троицу привезли в монастырь, – рассказывает Владимир Никандрович. – Вроде, кажется, бумажка, а освящалась-то на раке преподобного. Народу в Троицком соборе собралось много, около трехсот человек. С владыкой раздаем иконки, осталось, наверное, уже человек 30-40. Тут подходит девушка, совершенно обычная, ничего про нее не скажешь. Владыка протягивает ей иконку, и вдруг она отскакивает с таким рыком нечеловеческим, начинает бесноваться. Сама щупленькая, а впятером едва удержали, чтобы не натворила чего. А еще слухи распускали, что преподобного нет под спудом! Будто при советской власти мощи выкопали. Какое там. Благодать-то вот она... – А проверяли, действительно мощи на месте? – Для особо неверующих проверяли. Делали раскоп, наткнулись на нетронутую кирпичную кладку, но ломать ее не стали. Там, в монастырском склепе, не один преподобный лежит, не стали тревожить их.
Сейчас многие к мощам приезжают. Недавно были две женщины из Питера. Говорят: «Мы бросили все, и вот к вам». И объясняют: молва идет по России, что восстановление России начнется с Клопского монастыря. Кому-то видение было. Они своих петербургских батюшек спрашивали, где такой монастырь находится, те точно не знали, мол, где-то в Новгородской епархии. И вот они взяли такси, приехали в Новгород и сами нашли. Свечек, иконок набрали, долго молились у преподобного. А вообще откуда только не едут. Однажды подкатывает микроавтобус с владивостокским номером, вылезает батюшка... Господи, это ж сколько времени он ехал! Спасибо, говорит, что табличку-указатель на дороге поставили, а то видим за озером монастырь, а как попасть сюда – не понять. – Мы тоже не сразу сообразили, – вспоминаю. – Хорошо, одна местная старушка подсказала дорогу. Говорит, благодатное там место... – Мне многие монахи рассказывали, что во время служб в Клопском чувствуют это. Тут же и святые мощи, и многовековая намоленность. До революции в день преподобного вся округа бросала работу, с десяти погостов приплывали на лодках крестным ходом. Я читал воспоминание очевидца. Представьте: вся река в лодках, кресты и хоругви плывут. А навстречу им посуху под колокольный звон движется братия – с иконами, в сверкающих на солнце священнических облачениях. Потом служба в соборе и общая трапеза – столы выставлялись на улице, все под крышу не помещались. Сейчас, конечно, уже нет той торжественности, но на праздники по-прежнему на лодках приплывают, а зимой – по льду. Желающих просить защиты у преподобного очень много. Для зимних молебнов владыка благословил нас построить рядом с Троицким еще и деревянную, теплую, церковь. После этого обещал священника выделить, чтобы службы совершались постоянно. – Если к вам приедут помощники с какого-нибудь прихода, найдется им пристанище? – Разместить есть где. К нам уже не раз привозили детей – они и отдыхали, купались в озере, и работали на разборе мусора. Троицкий храм по окна был битым кирпичом засыпан, все на тачках вывезли. Больше, конечно, в квалифицированных рабочих нуждаемся, но и чернорабочие тоже нужны. – Когда думаете закончить восстановление Клопского монастыря? – Не могу загадывать. Дал бы Бог здоровья и помощников... * * * Вышли из конторы – и вновь очутились в шуме-гаме базы вторсырья. Скрежет дерева по жести и людские голоса раздаются на неумолчном фоне стеклянной музыки – подрагивания в ящиках пустых бутылок. Наверное, есть тут сермяжная правда. Не газовые и не нефтяные магнаты возрождают великую Россию. А вот этот русский работящий мужик, собирающий крохи из-под стола вконец уже пьяной страны. М.СИЗОВ На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |