НАУКА И ХРИСТИАНСТВО «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ...» Ученые открыли «сверхъестественные свойства» св.мощей «Спаси Вас, Господи, мои возлюбленные братья во Христе! В прошлом я морской офицер (капитан-лейтенант), нынче – журналист. Из бывшего замполита превратился в православного человека. По иронии судьбы, я закончил военное училище, на территории которого когда-то была Киево-Могилянская академия, основанная святителем Петром Могилой, а теперь я – прихожанин храма Святителя Петра Могилы (УПЦ Московского Патриархата). Вместо сочинений о «воинствующем атеизме» – книга «Апостол», которую я читаю во время Божественной литургии. К сожалению, мне сейчас приходится работать в мирской прессе, то есть писать о всяких политических разборках, о слухах и версиях. А это, как вы знаете, православному человеку, мягко говоря, не очень полезно. Поэтому я очень обрадовался, когда увидел вашу газету...» Такое письмо нам пришло из Киева от Валентина Ковальского, который предложил быть спецкором по Украине. Печатаем первый присланный им очерк – о святынях Киево-Печерской лавры. Автор попытался показать две точки зрения – мирскую и церковную, поэтому и печатаем под рубрикой «Наука и христианство».
Мощи против… радиации Феномен святых мощей давно приковывал к себе внимание множества «следопытов». В документальном фильме Николая Ильинского «Тайны Киево-Печерской лавры» есть видеозапись о спелеологах, пытавшихся обнаружить место захоронения основателя этого монастыря – преподобного Антония. По всей вероятности, они не знали (или не признавали) завещания старца о том, чтобы никто не тревожил его прах. После того как вырвавшийся из-под земли необжигающий огонь дважды преградил им путь, все исследования были немедленно прекращены. И тогда за дело принялись ученые… Почти 20 лет назад советские ученые, исследовав многие останки святых угодников Киево-Печерской лавры, неожиданно открыли тайну феномена нетленности: оказалось, что в мощах содержатся высокоочищенные масла, не имеющие ни жирных кислот, ни неорганических фосфатов, способствующих процессам разложения. Однако в то атеистическое время такую сенсацию боялись предать широкой огласке. И только недавно мне посчастливилось получить неоспоримые документальные свидетельства из рук одной киевлянки, дочери кандидата биологических наук Тамилы Решетниковой (ныне покойной): в 80-е годы прошлого века она работала в составе государственной комиссии по исследованию лаврских мощей, которые уже сотни лет пребывают в подземных пещерах и переходах.
В своем труде «Современные исследования феномена святых мощей» Т.Решетникова детально описала биофизико-химическую природу останков печерских подвижников и их влияние на живые обьекты: «Обьектами исследований были семена и 7-9-дневные ростки пшеницы сорта Мироновская-808. Содержание химических элементов в семенах определяли методом плазменной фотометрии на атомно-абсорбционных спектрометрах «Сатурн» (СССР) и «АА-1» (ГДР). Погрешность приборов по стандартам составляла 1-2 процента, число вариантов в пробирках – от 5 до 10. Ошибка исследований не превышала трех процентов при уровне вероятности 0,950 – 0,997… Во всех случаях, независимо от длины временной экспозиции, эффект был один: семена, побывавшие возле мощей, отличались повышенными на 15-20 процентов всходами и ускоренным развитием… Результаты химических анализов показали, что даже после кратковременного пребывания возле мощей в сухих семенах изменяется состав некоторых химических элементов. Так, например, под воздействием мощей святого Агапита Целителя количество цинка (вредного для растения – авт.) уменьшилось на 18 процентов, а кальция и калия увеличилось на 11 и 4 процента соответственно… Можно предположить, что первопричиной обнаруженных изменений в семенах являются процессы трансмутации, то есть взаимопревращения атомов одних химических элементов в другие». Но больше всего Т.Решетникову поразило другое: «благословенные» зерна, в отличие от обычных, успешно выдержали облучение и даже дали прибавку в зеленой биомассе. Следующий эксперимент был проведен возле мощей Никона Великого: стрелка дозиметра ДП-5В, ранее показывавшая 120 микрорентген (такой была средняя радиация в Киеве в мае 1986 года), после молитвенного обращения к преподобному резко уменьшилась на 50 микрорентген! Ученые были настолько шокированы, что безоговорочно поверили в силу Святого Духа. Именно тогда они сделали уникальное открытие: энергетическая сила, исходящая от преподобных подвижников, «воздействует на живые организмы на ядерном уровне организации материи»… Они… живые? По мнению многих экспертов, работавших вместе с Тамилой Решетниковой, останки святых подвижников обладают сверхъестественными свойствами: спонтанной самостерилизацией, отсутствием гемолитических (болезнетворных) бактерий, очень вредных как для живого организма, так и для мощей. После проведения медэкспертизы ученые определили, что святые мощи являются источником неизвестной науке энергии. Наряду с отсутствием процессов гниения был установлен факт сильного высыхания тканей. В отличие от зловонных египетских мумий, благоухающие останки печерских подвижников не содержали в себе никаких антисептиков: их тысячелетнее сохранение было обусловлено не методами бальзамирования (в православии это запрещено), а особой структурированностью организма, что позволяло воде беспрепятственно испаряться через мембраны клеток даже после полного прекращения обмена веществ, то есть после смерти. Но и это еще не все. Оказывается, долгое пребывание святых в молитвенном состоянии так сильно влияет на телесные атомы, что они даже после смерти организма остаются постоянными ретрансляторами неведомого энергетического потока. Зафиксировав на фотопленке энергопотоки, излучаемые во время молитвы человека, ученые выдвинули любопытную версию: «Если в энергоканал связи между святыми мощами и космосом (читай – Богом – авт.) вливается энергия молитвы живого человека, то это приводит к ее усилению, то есть к исцелению или другому благотворному влиянию на людей». То есть, получается, чем сильнее вера, тем эффективнее будет результат. Удивляет еще один факт, не поддающийся объяснению с научной точки зрения: тела священномучеников сохранились намного лучше, чем тела прочих святых, умерших естественной смертью. Но больше всего поражают результаты анализов, полученные еще в декабре 1988 года во время химического анализа мощей, взятых из чаш с мироточивыми главами, которые на языке ученых именовались «образцами № 4, № 9 и № 20». Именно тогда три «светила» медицины – профессоры Бобрик и Концевич вместе с лауреатом премии имени академика Палладина профессором Хмелевским – составили уникальный отчет, в котором черным по белому было написано: «Химический анализ образцов был исполнен в лаборатории кафедры биохимии Киевского мединститута. Результаты анализа показали: все образцы являются высокоочищенными маслами, не содержащими в себе высших жирных кислот, что подтверждается отсутствием реакции этерификации и метилования… В образцах не обнаружены неорганические фосфаты и ионы амония, что свидетельствует об отсутствии процессов распада органических веществ… Исследованиями установлено, что образец № 20 имеет 20 мг белка в 100 мл, образец № 9 – 13 мг, а образец № 4 – 70 мг. Данный показатель присущ только живому организму…» Илья Муромец родился… калекой
С помощью антропометрических исследований удалось определить и физические данные печерских подвижников. К примеру, по методу ученого Герасимова было установлено, что возраст Нестора-летописца составлял 60-65 лет, рост – 163-164 сантиметра, Ильи Муромца – 40-45 лет и 177 сантиметров соответственно. Кстати, последний действительно обладал огромной силой (у него была очень развита мускульная система). Но первые «30 лет и 3 года», как и повествует предание, он вообще не мог ходить: смолоду страдал заболеваниями хребта, что привело к некоторым функциональным перестройкам организма (утолщение черепа, увеличение размеров кисти по сравнению с длиной плеча…). Вдобавок ко всему, былинный богатырь имел несколько переломов ребер и правой ключицы, проникающее ранение левой руки, а смертельным для него, видимо, стало сквозное ранение грудной клетки острым предметом (копьем?). На теле преподобного Тита-воина тоже обнаружено немало боевых травм, в первую очередь, в черепной коробке: в левой темечковой кости зафиксировано сквозное ранение веретеноподобной формы размером 4х1,5 см. От переднего края этого повреждения отходит линия сросшегося перелома в виде небольшой борозды. Это свидетельствует о том, что полученная рана не привела к моментальной гибели. Как известно, в своей предсмертной епитафии Тит говорит, что он «бывши на брани, поражен был во главу оружием, едва смертным и сего ради оставил воинствование; мало нечто возмог, приидя в монастырь Печерский». Сравнительный анатомический анализ показал, что физическое развитие почившей братии было довольно хорошим: святые иноки, в основном, являлись людьми среднего и высокого роста, имели правильное и крепкое телосложение. Большинство из них умерло в зрелом и «пенсионном» возрасте: от 40 до 60 лет. В зависимости от рода занятий у святых подвижников были развиты определенные группы мышц: у преподобного Марка-печерника прекрасно развиты нижние и верхние конечности, у Григория-иконописца – правая рука, шея и спина. Это лишний раз доказывает, что в монастырь уходили не только хилые и престарелые люди… Каждые мощи по-своему благоухают
Во время посещения Лавры игумен дальних пещер отец Василий благоговейно открыл передо мной раки нескольких святых и даже позволил прикоснуться губами к их высохшим рукам. И – о чудо! Оказывается, наши богоносные и преподобные отцы, столетиями почивающие в тихих монастырских обителях, продолжают излучать тепло. Температура их мощей примерно такая же, как у живого человека! Медленно продвигаясь по узким проходам дальних пещер Киево-Печерской лавры, мы восхищались духовными подвигами святых отцов. От замурованных в стене мощей преподобного Кассиана-затворника повеяло удивительным, неземным ароматом. В этом дыхании вечности чувствовалась глубокая мистика, способная вывести человека за пределы обычного рассудка. По-другому, наверное, быть не могло: мы пришли на свидание с Богом… По мнению лаврских монахов, к нетленным мощам нужно относиться с особым почтением и благоговением. В случае святотатства грешнику не избежать жестокого наказания. Об этом свидетельствуют записи митрополита Киевского Петра Могилы, составленные по словам многих очевидцев. В частности, меня впечатлил рассказ об одном немецком отроке – Генрихе Мансвеле. Находясь в лаврских пещерах со своими, он втайне оторвал палец от руки одного из святых. По дороге в Киев его разум так сильно помутился, что окружающие взволнованно спрашивали: «Кто ты и почему ходишь, как сумасшедший?» Сознавшись в содеянном, он был вынужден вернуться в Лавру и положить оторванный палец на место. И только после этого Генрих почувствовал душевное облегчение. Говорят, каждый святой по-своему благоухает, однако различить эти запахи может лишь тот, кто не просто обладает хорошим обонянием, а неустанно стремится к своему духовному совершенству. Трижды в год мощи наряжаются в одинаковые цвета: от начала Великого поста до Пасхи их переодевают в черные церковные одеяния, от Пасхи до Святой Троицы – в красные, от Святой Троицы до начала Великого поста – в зеленые. В порядке исключения мне также разрешили зайти во «святая святых» – своеобразный подземный шкаф, на полках которого хранятся специальные сосуды с мироточивыми главами. Впервые в жизни я не только увидел, но и смог приложиться к честной главе священномученика – это был небольшой, потемневший и полый череп Климента Римского, одного из учеников апостола Павла, жившего еще в первом веке. А вот узнать имена остальных угодников, к сожалению, так и не удалось: записи о них были утеряны в результате долгих лет атеистических гонений и частых разрушений Лавры… Из нескольких десятков глав, показанных нам в дальних пещерах, сегодня мироточат лишь семь. Многие монахи связывают этот факт с оскудением истинной веры и расцветом западных сект в нашей православной стране. – Когда после долгих лет гонений нашу Лавру снова открыли, главы Божьих угодников мироточили так обильно, что за день один сосуд мог наполниться наполовину, – говорит отец Василий. – Это свидетельствует об истинности христианства: многие святые, предвкушая вечные блаженства, прославляются не только на небесах, но и на земле. Их нетленные мощи необходимы для духовного подкрепления каждого человека: через молитвы к нашим преподобным люди получают исцеления и утверждаются в православной вере. Говорят, что в темных пещерах преподобные и богоносные отцы читали священные книги, пользуясь светом… собственных рук. В замурованных келиях, где обычный (мирской) человек наверняка сошел бы с ума, святые затворники могли пребывать целые годы без вреда для собственной психики: чем дольше они там жили, тем сильнее становился их провидческий разум. В отличие от западных мистиков и восточных мудрецов, увлекавшихся философией, главная цель православных монахов состояла во внутреннем созерцании и гармонии с окружающим миром. Фото взято с сайта Успенской-Киево Печерской лавры На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |