ПО СЕВЕРУ

500-й номер вашей газеты

Номер, который вы, дорогой читатель, держите сейчас в руках, является юбилейным – пятисотым. Самим не верится, что столько позади. Были времена исключительно тяжелые, когда, отправляя газету в тираж, мы почти не надеялись, что удастся набрать денег на следующий. Сейчас стало полегче, но слишком далеко мы не заглядываем. Это уж как Богу будет угодно. Угодно Ему было и в тот момент, когда средств брать стало почти неоткуда, мы стали единственной христианской газетой в стране, помощь которой взялось оказывать государство. Конечно, жить все равно приходится затянув пояса, но то, что произошло, трудно назвать иначе, чем чудом, одним из многих чудес, которые сопровождают существование «Веры» с 1991 года. По сути, мы сегодня старейшая православная газета в России, которая столько лет выходила без единого перерыва. Возблагодарив Господа, возблагодарим и вас – наших читателей. Помнится, как один наш сотрудник приехал промозглой осенью в селение Кикнур Вятской земли и встал перед запертой на ноябрьские праздники дверью гостиницы, а время-то ближе к полуночи, и на постой устроиться негде, а в отдалении пьяный смех – кто-то празднует день русской трагедии. Вдруг подходит бабушка, что ехала с ним в автобусе, и просто ведет к себе домой. Оказалось, что она – православная христианка и что в Кикнуре читателей «Веры» больше, чем в нескольких городах Северо-Запада вместе взятых. Из таких историй и сплетены все пятьсот наших минувших номеров. Где тяжелее всего – там мы нужнее. Одна эта мысль не дает опустить руки.

Чья родина Великий Устюг?

С открытым письмом к главе Великоустюжского района Вологодской области г.Филимонову обратились православные из Коми: «Уважаемый Виталий Иванович! Почти семь веков складывались и крепли исторические, культурные и духовные связи Устюжской земли с Коми краем. Великий Устюг дорог сердцу каждого из нас, ибо является родиной святого равноапостольного Стефана Пермского...»

А предыстория письма была такая. Год назад во время поездки на Глинские чтения, остановившись в Великом Устюге, представители коми научной и православной интеллигенции заметили, сколько на улицах плакатов с надписью: «Великий Устюг – город Деда Мороза». Тогда во главе с о.Александром Никитенко отправились они ко главе администрации с предложением посодействовать появлению в городе плакатов и с такой примерно надписью: «Великий Устюг – город святителя Стефана Пермского и преподобного Прокопия Праведного». Глава на словах согласился с доводами гостей из Коми, что-то обещал, но вскоре его переизбрали. В нынешнем году такой же разговор состоялся в отделе культуры администрации, но безрезультатно. И вот тогда появилось письмо коми интеллигенции с 201 подписью.

– Мы Устюгу не чужие, – комментирует о.Александр. – До революции большое количество зырян проживало там в связи с учебой в духовном и военном училищах. А во второй половине ХХ века большое количество устюжан переехало в Республику Коми. Сейчас в г.Сыктывкаре существует землячество устюжан. Дед Мороз – это мифическое лицо, а святитель Стефан – реальный человек, апостол зырян и святитель всероссийский. Кому подобает большая память и слава?

Открытое письмо по благословению епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима направлено в администрацию В.Устюга и местную газету. Отец Александр надеется, что к делу восстановления исторической справедливости подключатся и соседние регионы.

Соб. инф.

Подвиг мученика соединил сельчан

19 сентября, в день памяти священномученика и исповедника Димитрия Спасского – первой жертвы красного террора в Коми, впервые по инициативе местных жителей был проведен крестный ход к месту его расстрела.

Об о.Димитрии Спасском мы рассказывали («Вера», № 128-129 и № 346). В 1918 году карательный отряд М.Мандельбаума, прибывший в Коми искоренять «контрреволюцию», на пароходе «Доброжелатель» добрался до таежного села Усть-Нем. Начались грабежи, пытки. Во время службы красноармейцы вошли в храм и приказали о.Димитрию объявить на проповеди, что пришла советская власть и ей следует подчиняться. Священник не послушал приказа, после чего был схвачен и, избиваемый нагайками, доставлен на пароход. Богоборцы взяли священника с собой в свой «поход» и по пути истязали его, привязав к корме. Когда пароход проходил мимо Помоздино, местные видели, что пьяные каратели пляшут на его теле. Миновав Помоздино, на правом берегу Вычегды изможденного священника заставили рыть себе могилу... Когда помоздинцы спустя три дня приехали на это место, то увидели руку, поднятую из-под земли: то ли дождь размыл могилу, то ли батюшка был еще живой, когда его закидывали песком. Под покровом ночи его перевезли в село и похоронили на кладбище под православным крестом.

С тех пор у помоздинцев появился местночтимый святой, который и по сей день объединяет местную православную общину. Почитаемую могилу, правда, в свое время они отстоять не смогли – на ее месте был построен райисполком, в котором размещалась также милиция, а сейчас – школа. Но поминальный крест рядом со школой стоит. К нему 19 сентября и собрались местный люд, школьники и приехавшие из Сыктывкара гости, среди которых были и потомки священномученика. К сожалению, его дочь Таисия приехать не смогла, ей уже за 90 лет. После молебна Ф.Г.Карманов, родственник убиенного священника, передал общине икону сщмч.Димитрия Спасского, написанную усть-немским художником. Затем крестный ход прошел на окраину села и, сев на автобусы-внедорожники и «Ниву», отправился на место расстрела. Не доезжая несколько сот метров, крестный ход спешился и с пением тропаря подошел к месту убиения. Сейчас там стоит новый крест в ограде. А затем в селе, по народному обычаю, была поминальная трапеза: на улицу вынесли самовар, выпечку, соленья и варенья.

Помоздинцы собрали деньги для начала строительства храма во имя сщмч.Димитрия Спасского, но пока местная власть не выделяет места. Первоначально собирались поставить деревянную церковь рядом с бывшим храмом, где сейчас располагается маслозавод, но поступил запрет. Подобрали местечко неподалеку, на склоне холма – но там, оказывается, занято, будет парк... Так и продолжается эта история: ни для могилы, ни для храма земельки в селе нет.

Соб. инф.

Остров-сад

В конце сентября на Валааме закончила работу группа ученых из наукограда Мичуринска. В течение двух месяцев селекционеры реставрировали монастырские реликтовые сады. На острове они заложили питомник для выращивания яблонь-малюток с горизонтальными «веерными» корнями, которые дают высокие урожаи в каменистой и болотистой местности.

«Монастырским садам на Валааме более 150 лет, – сообщил ректор Мичуринского аграрного университета Анатолий Завражнов. – Они почти перестали плодоносить из-за старости, хотя прежде удивляли мир небывалыми урожаями. Почву на каменистый северный остров монахи возили на лодках». Изучив уникальный старинный опыт, мичуринцы применили здесь новейшие технологии садоводства, разработанные на плантациях наукограда. По словам ректора, аграрный университет, который является научным центром Мичуринска, начал обновлять реликтовые сады также Оптиной пустыни и Авраамиевского монастыря в Ростове Великом. Специально для этого созданы мобильные вахтовые группы.

ИТАР-ТАСС

Кем будут наши дети?

Педагогическая общественность Великого Новгорода обратилась к своему мэру с требованием внести изменения в Концепцию развития системы воспитания детей и подростков Великого Новгорода, которая сейчас публично обсуждается. Там они увидели противоречия с законом. В Концепции говорится, что «воспитательные ценности должны быть приоритетами государственной политики в сфере образования». И по поводу таких «ценностей» делаются выводы: о необходимости новой ориентации воспитания на индивидуализм, примат личных интересов; о потребности воспитания у ребенка новых качеств: расчетливости, практичности; об изменении уклада семейной жизни, построенной на приоритетах старших членов семьи над младшими.

Согласно Концепции, у детей и подростков должно быть особое отношение к собственному здоровью как к наивысшей (!) человеческой ценности. Все это больше отвечает духовным ориентирам протестантизма, а не традиционного православия. И вступают в серьезное противоречие со ст.14 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, где говорится об «интеграции личности в национальную культуру», а также ст. 2 того же Закона, где в числе принципов государственной политики в области образования указываются «защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

Добавим, что Концепция в Новгороде составлялась из методических материалов, распространенных по всей России...

ВЕСТИ:

Между святостью и шарлатанством

Как мы уже сообщали, за год после теракта в Беслане, в Северной Осетии заметно увеличилось число православных. Крестятся целыми семьями. Нередко среди обращенных можно встретить этнических мусульман. Так, только за два дня, 24 и 25 сентября, крещение приняло более 1300 человек, большинство из которых молодежь. Обряд совершался на реке Феогдон и монастырском озере в Алагирском ущелье, где расположены созданные в последние годы Успенский и Богоявленский монастыри. Несмотря на молодость обителей, они уже стали настоящими духовными центрами Осетии.

Причиной такого подъема православия член совета Духовного управления мусульман Северной Осетии Дженгиз Туганов считает бесланские события. «Где были представители мусульманского духовенства? – сетует он. – Почему в дни теракта они не поддерживали людей так, как это делали представители православного духовенства?» По мнению многих, фактически единственным из официальных лиц, кто не впал в истерику в момент теракта, был епископ Феофан. Три дня и три ночи он не отходил от родственников заложников, поддерживал их духовно. Позже по инициативе владыки была совершена и паломническая поездка матерей Беслана на Святую Землю, некоторые из них приняли крещение в реке Иордан. И вот уже в Осетии за два дня более 1300 душ соединились со Христом... Епископ Феофан сам совершал крещение, войдя в воды озера. Осетины говорят, что благодать Божия снизошла на их землю.

Впрочем, не обошлось и без искушений. Согласно сообщениям СМИ, женщины из правозащитной организации «Матери Беслана», в том числе и ее председатель Сусанна Дудиева, недавно посетили в Москве несколько собраний так называемого целителя Г.Грабового. Некоторые из них поверили его заявлениям о том, что он сможет воскресить их детей. Этот шарлатан в прошлом году объявил себя «триединым Богом Отцом», кассеты с его лекциями распространяются по всей России.

Отец Николай против дедовщины

В 19-м военном городке в Екатеринбурге уже три года строительный батальон, известный неуставными отношениями, посещает о.Николай Пантелеев – совершает службы, исповедует, причащает, проводит беседы. Недавно комбат подвел итог этих трех лет. Цифры поразительные: число случаев «дедовщины» сократилось на 70-80%, а бросили курить более 40% солдат.

Комики вошли в кураж

В сентябре в город Элисту приехал Большой Киевский цирк. Жители города, особенно дети, с восторгом встретили представление. Но, к сожалению, радость была омрачена. В одном из номеров клоун был одет в священническую рясу с наперсным крестом на груди. Бегал по манежу, дурачился и задирал подол, кощунственно обращался с крестом, танцевал с цирковой артисткой, изображавшей беса. Когда возмущенные зрители обратились к администратору цирка, тот попытался оправдать украинских артистов «свободой творчества». Убедить снять кощунственный номер с программы удалось только благодаря вмешательству епископа Зосимы и после прямых угроз мэрии Элисты приостановить гастроли. Артисты, видимо, вдохновленные успехом буффонады своего соотечественника Верки Сердючки, никак не могли взять в толк, почему их «юмор» с переодеванием в России не поняли.

После юбилея

Казань может стать первым городом в мире, где появится платный вход для верующих в церковь и мечеть. Формально эти действующие храмы принадлежат музею-заповеднику «Казанский кремль», и его руководство хотело бы таким образом покрыть коммунальные расходы. Однако верующие – как православные, так и мусульмане – возмущены.

Как известно, нынешним летом к 1000-летию Казани в городском кремле были торжественно открыты мечеть Кул Шариф и Благовещенский собор. Ежедневно каждый из этих храмов посещают более 3 тысяч человек. И вот новость: как сообщил директор музея Ильдус Вахитов, уже заказаны билеты в типографии и вскоре у мечети и у собора появятся билетные кассы. По прогнозу настоятеля собора иеромонаха Мефодия, с введением оплаты посещаемость храма уменьшится наполовину.

Составлено по сообщениям СМИ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга