ХРОНОГРАФ

НЕОКОНЧЕННОЕ СРАЖЕНИЕ?

Нынче в ноябре впервые за 88 лет наша страна не празднует день Октябрьской революции. Вместо него 4 ноября мы будем отмечать День примирения и согласия, введение которого в государственный календарь поддержали все религиозные конфессии в России. Насколько равносильной окажется замена, покажет время. Все-таки прежний праздник, как бы мы к нему ни относились, был действительно государственным – он отражал существенный поворот в цивилизационном пути страны, отражал идеологию того государства. «День добрых дел», так уже называют новый праздник, стране, конечно, нужен. Но при чем здесь государство?

До сих пор у новой России нет своего «дня», празднуя который, граждане бы осознавали исторический путь своей страны, ее идеалы и чаемое будущее. Конечно, имеются у нас официальные даты – дни Конституции и Независимости, но всерьез их никто не воспринимает. Почему? Да потому, что в них нет осмысленной и открыто декларируемой государственной идеи. Хорошим поводом заявить о такой идее было недавнее празднование 625-й годовщины победы на Куликовом поле. То, что она была судьбоносной для России, никто не подвергает сомнению. Более того – она вошла в сердце, в душу нашей истории. По этому поводу сразу после праздника газета «Труд» напечатала строки сербского поэта Тодоровича о битве на Косовом поле, которое, в отличие от нашей битвы, было проиграно сербами:

Сражения никогда не бывают закончены.
Ни на выжженном поле. Ни в погасшем
Сердце… И в тот день. Не играется
И не поется. Кукушка перестает
Куковать. К погибшим героям
Прислушайся. Все еще сквозь темень.
Удар меча о меч. Гул копыт…
В земле. В воздухе. Полны волчьи Ямы.
Наших глав. Отрезанных языков.
В Видов день. В глухую пору ночи.
Все реки. В Косово. В мгновение.
В кровь обращенные. Текут…

Какая пронзительная историческая память! «Сражения никогда не бывают закончены...» То же самое относится к нам, хотя мы на своем поле и победили. Как же в нашей стране отметили победу? Слов нет, все было организовано хорошо. За три дня празднеств на месте битвы побывало 80 тысяч паломников и просто патриотически настроенных россиян. Поскольку праздник совпадает с днем Рождества Пресвятой Богородицы, он был поделен на церковную и светскую части. Святейший Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в храме преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме Куликова поля – на том самом месте, где стоял шатер Мамая. Затем возглавил крестный ход к памятнику-колонне св. кн. Дмитрию Донскому, где была отслужена панихида (одновременно панихиды совершались по всей стране). Затем была посадка саженцев на месте той дубравы, из которой засадный полк Боброка нанес решающий удар завоевателю. Эту светскую церемонию, а также погашение почтовых марок (государственных знаков) и проч. и проч. возглавлял... все тот же Святейший Патриарх. Он же обратился и со словом к народу, процитировав историка Л.Н.Гумилева: «На Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств северо-восточной Руси, а вернулся единый русский народ».

Президент страны в празднике не участвовал. Как отмечают обозреватели, он «проявил толерантность, вполне оправданную в связи с недавними выступлениями татарских националистов». Может, Президент и прав, – действительно, не стоит сегодня подливать масла в националистический костер. Но по существу...

Толерантность – это признание своей неспособности быть понятым. В каком-то смысле это и неуважение к оппоненту: мол, тебе долго объяснять, да ты и не поймешь, тупица, поэтому делай как знаешь. Между тем если бы идеологи президентской администрации озаботились разъяснением, организовали накануне юбилея просветительские передачи на центральном ТВ, то антирусские (а фактически антигосударственные) выступления в Татарстане просто бы обессмыслились. Только несколько газет (в том числе и наша – Поле Куликово, № 496) как-то попытались предварить событие, но куда им перекричать националистов и сочувствующих им московских либералов-«правозащитников»?

Разве сложно было разъяснить, что день Куликовской битвы – это вовсе не праздник победы русских над татарами? Ведь предки татар, булгары, были такими же данниками Орды, как и русские. В битве Мамай больше полагался не на булгар и других своих данников, а на наемников из Европы – генуэзскую пехоту, а также на помощь литовцев. С другой стороны, Дмитрий Донской объединил в своем войске и русских, и часть степняков, и некоторые другие народы. Даже с «края света» – с территории нынешней Республики Коми – на помощь московскому князю пришли 600 воинов-пермян. В этой битве сошлись не нации, а цивилизации, решался вопрос: быть евразийской России или Запад с Востоком сотрут ее как жернова. Эхо с Куликова поля прокатилось по всей нашей истории: против российского государства не раз выступали поляки, литовцы и турки, англичане и турки, то есть совместные силы Запада и Востока. Продолжается это и сейчас, когда на постсоветском пространстве наши «доброжелатели» пытаются выстроить редут от Прибалтики с Украиной до Кавказа и татарского Поволжья.

Не стоит националистам разыгрывать и религиозную карту. Замысел Мамая принести ислам на Русь имел скорее политический прицел, чем чисто религиозный. Примечательно, что духовным средоточием Куликовской битвы стал бой между Пересветом и Челубеем, который не был ни татарином, ни даже мусульманином. По преданию, печенег Челубей принадлежал к буддийской секте «бон-по», которая, в отличие от традиционного буддизма, разрешала войну. Он якобы владел секретами восточных единоборств: мог наносить энергетические удары на расстоянии, исчезать в одном месте и появляться в другом, летать по воздуху (левитировать) и т.д. С помощью этих приемов Челубей выиграл триста поединков. При виде такого Голиафа у многих русских смутилось сердце. Как его победишь? Разве что с Божией помощью. И вот на место поединка вышел человек, облаченный не в железные доспехи, а в монашескую схиму с нашитыми крестами. Русский инок вышел против буддийского монаха...

Об этом газете «Гудок» рассказал прот. Владимир Силовьев, настоятель храма в Старом Симонове, в котором покоятся мощи иноков Александра Пересвета и Андрея Осляби. Он же возглавляет и издательский совет МП. Интервью с ним вышло 21 сентября, в день праздника. А куда бы лучше привлечь его и других авторитетных публицистов задолго до празднеств, чтобы утишить страсти и чтобы Президент страны без оглядки на исторически безграмотных крикунов мог смело приехать на поле Куликово и возглавить государственный праздник.

Что ж, пока не получилось. Но история все расставит по местам.

Михаил СИЗОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга