РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

«ЗА КОГО ВЫ ПОЧИТАЕТЕ МЕНЯ?»

Евангелие от Матфея, глава 16

В прошлый раз мы рассказали об исцелении Христом дочери хананеянки. Путешествие по языческим территориям было недолгим. Там Господь готовил апостолов к будущей проповеди среди самых разных народов. В Десятиградии на берегу Галилейского моря, перед тем как переплыть его, Спаситель насытил семью хлебами четыре тысячи слушателей, преимущественно, по-видимому, обитавших там греков. А за водной гладью лежала Иудея, где Его прибытия уже ждали.

И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

У евангелиста Марка добавлено: «И глубоко вздохнул». Три с лишним десятилетия путь Христов сопровождался знамениями и чудесами. Та духовная мощь, которая содержалась в Его учении, явно превосходила человеческие возможности. Увидев блеск молнии, мы знаем, что последует гром. Свет, исходящий от Спасителя, ясно указывал на то, что Он Сын Бога Живого. Но в области метеорологии фарисеи и саддукеи разбирались лучше, чем в вопросах веры. Они были суеверно убеждены, что земля находится под властью диавола и оттого чудеса, совершаемые здесь, внизу, довольно сомнительны. Как полагают св.Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт, фарисеи и саддукеи требовали от Спасителя остановить солнце или луну... Господь, однако, с болью в сердце пообещал нечто гораздо большее – знамение Ионы пророка, подразумевая чудо Воскресения на третий день по Распятии.

Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные...

Итак, Господь пошел на окончательный разрыв с иудейскими вождями – момент страшный и поворотный в мировой истории. Спаситель подчеркнул, что не видит разницы между двумя враждующими партиями – фарисейской, где религиозное рвение доходило до фанатизма и даже остервенения, и прямой его противоположностью – саддукейской, где властвовали рационализм, либеральность воззрений, отвергались вечная жизнь, существование сил бесплотных и т.д. Оказалось, что различия эти мнимы, ведь и те, и другие одинаково отгородились от Бога.

Апостолы, однако, не поняли, о какой закваске идет речь, полагая, что Христос укоряет в том, что они не позаботились о пропитании на грядущий день. Ученики забыли, сколь чудесным образом Спаситель накормил их и тысячи других людей в Десятиградии.

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

Апостолы перечислили в ответ все слухи, которые ходили в Палестине о личности Христа, признав, что народ так и не понял, Кто сошел к нему.

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

Дело происходило в области, где царь Ирод построил громадный храм в честь кесаря, а римские императоры, как известно, почитались в империи богами. Случайно ли выбрал Господь это место, для того чтобы задать свой вопрос? Нет, апостолы должны были либо отступить от Него, либо бросить вызов всему миру, который впоследствии казнит почти всех их – одного за другим. Они через апостола Петра выбрали Христа:

Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго.

По-гречески это звучит еще сильнее. Смысл таков, что Христос – Сын единокровный, Тот, Кто рожден из существа Бога, и Сам является Богом. Впервые это произнесено в Евангелии с такой силой и в истории христианства может быть названо первым Символом веры.

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на Небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Эти слова Христа стали величайшим соблазном для Католической Церкви. Впрочем, не будь они произнесены, нашлось бы что-то другое. Дело в том, что Петр, или правильнее Петрос, переводится как «камень», и можно предположить, что Господь пообещал именно на нем построить свою Церковь. Так как святой Петр принял смерть в Риме, то папы римские полагают себя его наследниками и владыками Вселенской Церкви, имеющими власть над всеми христианами.

Их толкование прямо и самым ужасающим образом противоречит смыслу слов Христовых. Начнем с того, что Господь употребляет два разных слова для обозначения Петра и того камня, на котором будет построена Церковь: «Петрос» и «петра».

Камнем в Ветхом Завете несколько раз был назван грядущий Христос. Вот, например, слова из 28 главы пророка Исайи, совершенно недвусмысленные: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный... верующий в него не постыдится».

Насколько можно понять, разговоры – не на апостоле ли Петре Господь собирается построить Церковь – возникли очень рано. И первым, кто тонко опроверг это мнение, был не кто иной, как сам святой Петр. В одном из своих посланий он перевел с древнееврейского на греческий «камень», впервые употребив слово «петра» применительно ко Христу (1 Пет. 2, 7).

Именно Христа и только Христа считает своим главой православный мир, не признавая права одного человека говорить от имени Бога, – это могут делать только Соборы.

Быть может, именно момент произнесения Символа веры апостолом Петром можно назвать датой рождения Церкви, а самого святого первым ее членом, первым камнем в ее величественном здании, покоящеймся на Твердыне, имя которой Бог.

Составлено по писаниям свв. отцов и трудам современных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга