ПО СЕВЕРУ

С миру по бревнышку

Пока что на этом месте – на высоком берегу Вычегды в коми селе Корткерос – лежат две бетонные плиты и возвышается крест. Но жители села надеются, что скоро здесь вырастет деревянная красавица-церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. А помочь этому должно необычное начинание – выкуп именных бревен.

По словам одного из руководителей корткеросской общины Лидии Удоратиной, такая традиция существовала и в старину: каждый сельчанин жертвовал по бревну, а имя его вырезалось на бревне или просто вносилось в синодик для постоянного поминания о здравии. Такой синодик сельский батюшка Владимир Пономарев уже завел: собрано пока около 30 тысяч рублей. Чтобы поднять стены, необходимо 700 бревен, каждое из них стоит 600 рублей. Администрация Корткеросского района содействует общине – выделила помещение в бывшем узле связи под временную молитвенную комнату. Но средств на храм у нее нет, так что приходится собирать с миру по бревнышку.

Соб. инф.

Преображение в Вятке

На прошедшем недавно Синоде РПЦ удовлетворено прошение Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о назначении игумении Софии (Розановой) настоятельницей Преображенского женского монастыря г.Кирова. Одновременно ее освободили от обязанностей настоятельницы Свято-Троицкого Александро-Невского женского монастыря в том же Кирове. Надо сказать, что матушка София в свое время и возобновляла монашескую жизнь Преображенской обители, основанной еще в 1624 году при покровительстве царя Михаила Федоровича Романова. Стараниями м.Софии и благословением владыки в 2001 году там начались первые богослужения, когда большинство помещений еще было занято посторонними жильцами и зданиям требовался основательный ремонт. А в июне 2005 г. туда перенесли мощи священноисповедника Виктора, епископа Вятского и Глазовского. Они как бы возместили утраченные после революции святыни древнего монастыря. Планов у настоятельницы много. Ведь прежде при монастыре были странноприимный дом, женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая Чудотворца. Действовали мастерские: живописная, позолотная, рукодельная. Все это предстоит возрождать.

Соб. инф.
На фото: владыка Хрисанф и матушка София (справа).

Против сельской бедности

В конце сентября владыка Мануил присутствовал на межрегиональной конференции с необычным для православного слуха названием: «Повышение эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации на основе использования кадрового потенциала». В рамках этой конференции было подписано соглашение о сотрудничестве между Петрозаводской и Карельской епархией и Союзом потребительских обществ Республики Карелия.

Главной целью соглашения, которое подписали владыка и председатель Совета Карелреспотребсоюза В.И.Лиминчук, стала совместная борьба с бедностью на селе. Республиканская потребкооперация планирует оказывать моральную и материальную помощь малообеспеченным сельским жителям, многодетным семьям, а также содействовать повышению их культурного и образовательного уровня. Епархия же предоставит потребкооперации религиозную литературу, обеспечит участие священнослужителей в мероприятиях, проводимых организациями потребкооперации, будет проводить лекции и беседы. Обе стороны надеются общими усилиями поддержать материальную и духовную жизнь в карельской глубинке.

Православие в Карелии/«Вера»

Крест над звездами

Памятник пострадавшим за веру Христову открыт 22 сентября в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Двухметровый серый гранитный крест высится на постаменте, установленном напротив Свято-Троицкого собора на так называемой «коммунистической площадке». Здесь в советские времена хоронили большевиков под обелисками с красными звездами, а теперь появился мемориал жертв тоталитарного режима, которые принимали гибель и в самой Александро-Невской лавре. Первым из них стал протоиерей Петр Скипетров, расстрелянный разъяренными красноармейцами у входа в митрополичий корпус. Народ хранит память о монахах, чьей кровью полита святая земля монастыря. Одним из мест поклонения является символическое надгробие священномученика митрополита Вениамина Петроградского, место упокоения которого неизвестно.

Автор проекта памятника – Эвелина Соловьева. Форма памятника и надписи обсуждались с наместником Лавры несколько месяцев. Зато место расположения архимандрит Назарий утвердил сразу. По замыслу, крест должен стать знаком примирения.

Credo.Ru/«Вера»

Монах, философ, узник

В начале октября в Костроме проводилась V Международная конференция, посвященная творческому наследию богослова, философа, поэта и публициста священника Павла Флоренского, который несколько лет провел в заключении у нас на Севере – в Соловецком лагере. Темой конференции стало обсуждение эпистолярия и литературных трудов отца Павла. Для участия в конференции собрались исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Иванова, Уфы и Твери. В Костроме изучением творчества Флоренского занимается межрегиональный научный центр, созданный при университете им. Н.А.Некрасова. Результаты исследований публикуются в журнале «Энтелехия».

Патриархия.ru

Еще одна свеча

1 октября епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил закладной камень в основании первого храма на территории лявлинского Иоанно-Богословского женского монастыря. «Еще одна свеча зажглась на нашей земле», – сказал владыка в приветственном слове. Монахиня Афанасия, настоятельница монастыря, отметила, что начало строительства храма Иоанна Богослова осуществлено с помощью многих добрых людей, за которых молятся сестры обители.

В тот же день владыка Тихон освятил восстановленную часовню над святым источником около лявлинской Успенской церкви. Как свидетельствуют летописи, святой источник в этом месте открылся в 1580-1590 гг. В XX веке на территории храма располагалась воинская часть, и источник был утерян, пока три года назад его не открыли заново.

Пресс-служба Архангельской епархии

ПО СТРАНЕ:

Экспонат – смерть

Бойкотировать выставку «пластинатов» (а проще говоря, покойников) призвал всех православных епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Саратов стал первым городом, куда она приехала из Петербурга, далее экспозиция отправится по всем городам и весям России. Выставка подготовлена специалистами питерской Кунсткамеры по методике немецкого профессора Гюнтера Хагенса – «Доктора Смерть». На ней представлены мертвые тела, анатомированные и мумифицированные художественным образом.

«Есть события в светской жизни, которые Церковь не может оставлять без внимания, – заявил владыка. – Тело человека – чудо Божественного творения. И истинно прекрасно оно потому, что служит нерукотворенным храмом души, которая, по слову Священного Писания, ценнее всего видимого мира. Но тело – не некая абстракция, не одежда, которую душа «сбрасывает», оставляя земной мир. Тело – это совершенно конкретный человек, образ которого знаком его родным и близким, всем, кому он был дорог, кто его знал. И даже самые дикие народы не оставляли своих умерших без погребения, но заботились о том, чтобы взятое первоначально от земли тело вновь вернулось в землю, нашло там себе упокоение.

В том, что человек по смерти превращается в «экспонат», выставленный на всеобщее обозрение, заключается страшное кощунство, глумление над прекрасным творением Божиим, насмешка над непостижимым таинством смерти».

Явленные лики

В Брянской области в с.Забрам на стене колокольни полуразрушенного Каменского Успенского монастыря возникла огромная фреска с ликом Богоматери. В центре – фигура Богоматери с Младенцем, вокруг четыре ангела. Самое завораживающее на фреске – лик Богородицы. Он и фон вокруг него проступают все ярче и ярче.

«Монастырь еще до войны разрушили. Здесь всю жизнь склады были, керосином торговали. Иконы не было», – в один голос уверяют местные жители. И это правда. Даже в академическом своде памятников Брянской области, где описаны крохотные фрагменты росписей, сохранившихся в брянских церквях, нет упоминания о существовании этой фрески.

Сейчас в колокольню потянулись люди – со свечами, иконами, вышитыми рушниками. Говорят, что Каменская Богоматерь, как прозвали изображение, помогает сохранить семью, исцеляет заболевших детей, охраняет родственников военнослужащих.

Благочинный Новозыбковского округа прот. Владимир комментирует:

«Факт проявления лика – это похоже на чудо. Говорят, что день ото дня он проявляется все ярче. Но все-таки надо еще тщательно разбираться. Монастырь был разрушен еще в тридцатые годы прошлого века, но поток людей в эти места не прекращался – шли как с добрыми, так и со злыми намерениями. Оставшиеся на стенах росписи были покрыты побелкой и копотью. Когда люди начали приходить в эти места как в святые, когда начали видеть в иконах и фресках лики святых, все изменилось».

А на Кавказе лик Христа открылся прямо на скале. В Республике Карачаево-Черкесии, вблизи поселка Нижний Архыз, братья Сергей и Анатолий Варченко обнаружили на скале изображение Иисуса Христа. Неизвестный художник изобразил лик Спасителя размером 130х80 сантиметров вдали от нахоженных троп.

По оценке специалистов Эрмитажа, рисунок выполнен в византийском стиле. И по составу красок, и по технике исполнения. Эксперты не исключают, что ему может быть не менее 500 лет. Но почему его не видели раньше?

«Я почти полвека работаю в этом районе, – рассказывает доктор исторических наук, автор многих исследовательских работ по истории Северного Кавказа Владимир Кузнецов. – Уверяю, что «архызского лика» здесь раньше не было».

«Разговоры об этой иконе ходили у нас давно, – рассказывает житель Нижнего Архыза Валик, торгующий медом для туристов у подножия уже протоптанной паломниками к лику тропы. – Говорят, он открывается во время войн и в другие тяжелые времена. Но есть легенда, что в наших горах скрыт еще и лик Богоматери. Вот он-то проявится в самое трудное для христиан время. Его ищут, но пока найти не могут».

Патриархия.ru

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга