ХРОНОГРАФ

НЕРАСКАЯННЫЕ УТОПИИ

«Если они вынесут его из Мавзолея, мы вынесем их из Кремля», – заявил на днях глава компартии Г.Зюганов о планах по захоронению Ленина. Это к слову о Дне народного единства, который был темой прошлого хронографа. Видно, не так просто обрести единство и примирение в нашей истерзанной богоборчеством стране.

История с забальзамированным «вождем», которого никак не могут убрать с главной площади страны, уже напоминает трагифарс. Некий американский делец, видя ажиотаж вокруг этого, предложил большие деньги за «мумию», чтобы потом делать бизнес на ее демонстрации. Коммунисты оскорблены, и понять их можно. Одно непонятно: почему бы просто по-человечески не похоронить Ленина и не позориться перед всем миром? Неужто и вправду Зюганов сотоварищи так верят в науку, что она в будущем позволит оживить «вождя мирового пролетариата»? Это похоже на бред, но такие разговоры и впрямь ведутся.

Правительство могло бы решить проблему в одночасье – как сделали это болгары 11 лет назад. Там вынесли Георгия Димитрова из Мавзолея, никого не спросив, и никаких народных волнений не наблюдалось. Так идолы и должны сокрушаться – одним махом, как вырывается гнилой зуб. Но... есть у меня сомнения по этому поводу, и хочется ими поделиться.

На днях довелось нам беседовать с митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом (интервью с ним публикуется в этом номере). Разговор зашел о единстве Церкви, и владыка сказал поразительную вещь. В нашей Церкви имеются расколы, которые невозможно преодолеть обыкновенными, «земными» средствами. Например, старообрядцы (о них мы тоже рассказываем в этом номере). Казалось бы, проблема разделения с ними решается сама собой, естественным путем – их осталось столь мало, что и говорить-то вроде не о чем. Не будет староверов – не будет и раскола. Получается так? Нет, раскол никуда не исчезнет, – убежден митрополит: «Сколько бы ни осталось человек, с которыми нас разделяет трещина непонимания, нам все равно нужно залечить эту рану. Это важно не только для них, но и для нас. То же самое относится и к разделению с РПЦЗ...» То есть простым «физическим» воссоединением с отпавшими проблему не решить. Расколы преодолеваются не только на земле, но и на Небе – посредством молитвенного покаяния, духовного преображения. Без этого грех разделения останется навсегда нераскаянным.

То же самое можно отнести и к трагическому расколу России на «красных» и «белых». Так просто, выносом тела Ленина, мы не отделаемся. В том-то и проблема, что тогда, в 17-м году, произошло не только политическое, но и духовное разделение народа. Большевики ведь тоже по-своему духовны – и эту свою религию они успели привить многим россиянам.

В чем суть этой религии? Ее понять несложно, если суметь ответить на такой вопрос: почему этнических иудеев, составлявших в 17-м году революционную верхушку, поддержала большая часть нашего, вообще-то, христианского народа? Иудеи верили и верят в приход мессии-царя, который установит рай на земле и дарует избранным бессмертие. Такое чаяние нашло отклик и в христианстве. В III веке Церковь осудила эти идеи как ересь хилиазма, тем не менее, они никуда не делись и не раз сотрясали государства, под конец порушив Российскую империю. То же самое и сейчас: Ленина вынесут из Мавзолея, сделав из него посмертного мученика, осудят, а вера в «земное бессмертие» так и будет нераскаянной. И жди новых лжемессий...

А те долго ждать не заставят. В эти дни должно исполниться обещание целителя Григория Грабового, которое он дал бесланским матерям – к 15 октября воскресить детей, убитых террористами в Беслане. Самое поразительное, что матери верят ему, невзирая на скандальные разоблачения. Корреспондент «Комсомольской правды» в компьютерной программе составил фоторобот вымышленного человека, якобы давно умершего, – соединил нос, глаза и др. части от разных людей и принес эту фотографию Грабовому, объявившему себя Иисусом Христом. Тот, не подозревая подвоха, взялся воскресить «брата Петю» за обычную таксу – 39 тысяч рублей. И... «воскресил»! «Где же мой умерший брат Петя?» – спрашивает корреспондент. «В Южном полушарии», – отвечает Грабовой. Мол, встретишься ты с ним еще не скоро. «Комсомолка» растиражировала этот случай на всю страну, но число адептов «мессии» все равно не уменьшилось, их тысячи в 50 регионах страны. «Не верьте врагам Григория Петровича – он Бог, он все может! – утверждают они. – Вот в Сибири воскресший мальчик уже давно живет в своей семье...»

Скандал с Грабовым дошел даже до Госдумы, где голосовался проект обращения к генпрокурору в связи с деятельностью лжемессии. Но все это бесполезно, полицейскими мерами веру в утопию не победить.

Или вот еще пример – Польша, в которой нынче из двух претендентов избирается президент. Оба соревнуются в антироссийской риторике, кто поганей скажет о России – тот и победит. Таково настроение польского электората. Казалось бы, живут себе в ЕЭС, кормятся от русской газовой трубы, от торговли с Россией, чего им еще от нас надо? Между тем один из претендентов настаивает, чтобы одну из площадей в центре Варшавы переименовали в площадь Аслана Масхадова. Другой обещает избирателям добиться особого статуса для Калининградской области, чтобы отделить ее от России (благодарность русским за подаренные Польше территории!) и обвиняет Квасьневского в «национальном предательстве» – за поездку в Москву на 60-летие Победы. Какая-то необъяснимая, патологическая ненависть... Разобраться в ней попытался один польский публицист и пришел к выводу: причина закоренелой русофобии – в давней мессианской утопии поляков. Несмотря на принадлежность к Западу, Польша всегда сознавала себя восточноевропейской страной, которой уготована особая роль на Востоке – окатоличить русских (Украину и Московию). Однажды ее «миссия» была близка к цели – в начале XVII века, когда на Руси прервалась царская династия и войска короля Сигизмунда заняли Москву. Но каким-то чудом их изгнали (см. об этом в сегодняшнем «Вертограде»), а на месте Московии выросло огромное государство. В конце ХХ века «великому поляку» Каролю Войтыле (Папе Иоанну Павлу II) удалось разрушить эту русскую Империю (так считает польский публицист), но миссия оказалась незаконченной: Папа умер, Россия укрепляется – и среди поляков растет чувство утраты смысла исторического бытия своей страны. Отсюда и всплеск русофобии.

Чем лечатся такие утопии? Не знаю. Но скандальные выносы тел из мавзолеев, надевание наручников на проходимцев, закручивание крана газовой трубы и прочие сердитые деяния, – наверное, не единственное и не самое лучшее лекарство.

Михаил СИЗОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга