ЭКСПЕДИЦИЯ МЕЗЕНСКИЕ ОБЕТЫ (Окончание. Начало в №№ 500-504) Из дневника И.Иванова.Последняя ночь на берегу Последнюю ночь экспедиции мы с Михаилом решили провести на берегу Мезени. Не потому, что в селе негде было голову приклонить. Просто хотелось, что ли, проститься. Кто его знает, как-то сложится все и благословит ли Господь нам сюда вернуться… Мы отправились на окраину села и долго брели берегом, ища удобное место, чтобы развести костер и поставить палатку. Наконец сыскали полянку прямо над рекой, с рассыпанным кострищем. Здесь, как видно, подальше от глаз родителей, собирается деревенская молодежь, жгут сучья, пекут картошку, пачкая щеки сажей, и смотрят поочередно то на огонь, то на воду, то друг на друга. Деревенская юность… Спустился к реке за водой для чая – холодна водичка! Не только искупаться не тянет, а и умываться-то страшит. Так ни разу и не искупались за время экспедиции, не порыбачили. Может, в этом и есть смысл паломничества и его отличие от турпохода – когда ничего «для себя» не удается сделать, ничего постороннего, никаких поблажек? И не то, чтобы сознательно, а само так получается, можно сказать – Господь не дает. Зато какое счастье сидеть у реки вечерней порой с чашкой дымящегося чая, молча глядя на воду. Или мечтать, откинувшись в траву, – и при этом ни одного комарика. Все они передохли уже к середине экспедиции. Немудрено: ночью-то заморозки. Ни оводов, ни мошки. Чайки над водой летают молча. Цветы не пахнут. Северное лето. Недаром издревле тут повелось: каждый третий год – неурожай, стало быть, и голод. Вот говорят: надо развивать фермерские хозяйства в этих краях, частную инициативу. Но один в поле тут не воин, будь ты хоть семижильным. Здесь исстари государство создавало особливые запасы зерна на случай недорода – это еще со времен опричнины повелось (селения на Средней Мезени были переданы в опричнину в 1567 году). Тогда государство понимало, что прокормить тут себя крестьянин не в силах, надо его поддерживать – и поддерживало, как могло. А сейчас – бросило. Неспешно беседуя об этом, мы раскатали и поставили палатку поглубже в лесу, чтобы не тянуло сырым холодом с реки; пока ставили и располагались, Миша изнутри прожег в ней дырку свечой – я расстроился и долго ворочался, а он заснул быстро, потом рассказывал, что ему всю ночь слышалось серебристое ржание лошадей в ночном. …Проснулись мы поздно – торопиться было некуда. Сразу отправились в администрацию узнавать насчет машины. Уже знакомый нам участковый снова помог связаться с местными коммерсантами: ближайшая машина пойдет за товаром в город, как выяснилось, предстоящей ночью. А может быть, не пойдет. Это как сложится. Но другого транспорта все равно нет. Так что, действительно, спешить нам сегодня было некуда. – Как у вас с преступностью? – спрашиваю его между прочим. – У нас тут спокойно, – отвечает он. – Бывает, ребята подерутся – кровь-то играет, а заняться нечем. Воровства почти нет, все сельчане на виду, знают друг друга как облупленных. – Мы лодку на берегу оставили. Доживет до следующего лета? – А что с ней сделается, – успокаивает участковый, – далеко не угонят. – То есть как?! – Да просто: прицепят к моторке и уведут в какой-нибудь мезенский приток. Любой вещи хозяин нужен. А у нас мужички – народ хозяйственный... Пожилые рыбаки, может, и не тронут, а пацаны – запросто. Короче говоря, направил нас участковый в лесничество: «Договоритесь, чтоб у них в ограде лодку положить, авось так не пропадет». Из дневника М.Сизова. Село в лесу Слава Богу, с транспортом договорились, осталось еще «Товарища Сухова» выручить. Прикинули расстояние: метров сорок еще надо его тащить на крутую горку. Глядь, сверху спускается кряжистый мужик в зеленой форме, с дубовыми листьями в петлицах: – Мне позвонили из сельсовета. Эта, что ли, лодка? Ну, раз-два взяли... – Постойте! – восстаю. – Мы вчера лодку на берег на бревнышках выкатывали, давайте их подложим. – Бревнышки, говоришь? Й-э-эх! – и, не давая слова молвить, подхватывает борт, поднимает. Беремся мы тоже и... на полусогнутых бежим с лодкой на горку - не будешь же на ноги товарищу бросать. Только наверху дух перевели. Лихо у койнасских мужиков получается! Сделав дело, Николай Антонов закуривает «Приму». Контора стоит на самой высокой точке берега, и отсюда заречный лес открывается во всей красе. – На той стороне Мезени, ой, какие боры! - показывает рукой Николай. - В нашем лесничестве 100 гектаров нетронутой тайболы – они тянутся вплоть до Лебской. Огромная территория, а в аренду лесорубам только маленький участок сдан. Не рубят, потому что не вывезти, дорог нет. – Может, это и хорошо, природа сохраннее? – спрашиваю. – Так лес-то все равно пропадает – стареет, горит, – сокрушается мужик. – В сухие месяцы гроза с молнией пройдет, я на крышу поднимусь и давай считать: по горизонту восемь дымков, сразу в нескольких местах загорелось. И ничего не сделаешь, технику туда не завезти, да и пожарников всего 14 человек на весь Лешуконский район. Слово за слово, зашел все тот же разговор, что сопровождает нас на всем пути по Мезени: деревни вымирают от безденежья, от безработицы, а богатство-то – вот оно. – А контора ваша – хоромы. Недавно построили? – Успели, пока реформы до нас не докатились. А старую контору под молитвенный дом отдали. В ихней общине наша Люба заправляет, она в лесхозе работала, сейчас на пенсии. А с ней на пару Татьяна Лешукова. Простившись с лесником и «Товарищем Суховым», через все село отправляемся по указанному адресу. Вспомнилось, как сегодня утром после ночевки в лесу мы входили в Койнас: не понять было, где лес заканчивается и село начинается. Вроде ты еще на тропе, сосны над головой шепчутся, а справа-слева уже амбары обступают, чуется тепло жилья. Койнас стоит в бору и весь завален шишками – они россыпями лежат прямо на проезжей улице, и даже на крыльце магазина. Заглянули туда, сверились у продавщицы, правильно ли к Лешуковым идем. Татьяну Петровну мы застали дома. Узнав, откуда гости пожаловали, она достала кошелку и начала складывать туда всякую снедь, соленья-варенья. «К Любе пойдем, – объяснила, поймав наши недоуменные взгляды, – вы поди не обедали?» Снова шествуем через село, по дороге спрашиваю Лешукову: – Мы тут в магазин заходили, любопытствовали, торгуют ли «Трояром». Продавщица ответила, что после сельского схода решила не продавать. Что за сход был? – Зимой собирались по инициативе женсовета. Все коммерсанты, а их у нас много, согласились на «Трояре» не зарабатывать. Только в одной лавке эта отрава по-прежнему на прилавке – «У Иваныча». Ее хозяйка вроде из Вожгоры. – Это не жена ли тамошнего директора школы? В Вожгоре ведь тоже сход был, и только один коммерсант – эта самая директорша – отказалась подчиниться. – Не знаю, не интересовалась. Бог им судья. Вот одна баба, не буду имени называть, торговала спиртом. Ее муж в лабаз зашел, не из той банки себе налил – и насмерть отравился. Осталась она одна с тремя детьми. Наконец мы на месте. Еще в конторе лесничий предупреждал нас с Игорем, что хозяйка этого дома, Любовь Васильевна Рубельт, прежде работала помощником начальника лесхоза, мужиками командовала, а потому – женщина боевая. Так и оказалось. – Вы к нам как попали-то? – безо всяких экивоков спрашивает она. – На лодке приплыли. Из Республики Коми. – Ну что же, не вы первые, не вы последние, – философски заключила хозяйка. – А что, и другие были? – Пару лет назад сверху, из Коми, тоже на лодке двое приплыли – почти раздетые, без документов. Фамилия Ветровы, муж и жена. Они в Коми при каком-то монастыре жили, а потом решили в глушь податься, чтобы ИНН и новые паспорта не брать. Хотели дальше плыть, да с голоду помирали, совсем слабые. Остановились передохнуть, лодку на берег вытащили. Она и по сей день во дворе лесничества лежит. – Так это их лодка? – изумляюсь. – Мы ведь там тоже лодку оставили, рядышком. Посмеявшись совпадению, спрашиваем, что же дальше было с беглецами из Коми. – Ну, помогли им на первых порах. Женщину я по знакомству устроила техничкой в контору лесхоза. С Володей было труднее. Говорю: «Тебе деньги нужны, а у меня мужик умер. Поколи мне дров, скоро и картошку нужно копать, я сколько-то заплачу». А он свое гнет: «Тетя Люба, у тебя много барахла, продавай, скоро Конец света будет. Лучше вот что скажи. Ты лес хорошо знаешь, есть ли где укромная пустая избушка?» Что с ним будешь делать? Приехал отец Владимир, причащал всех, а наши-то беглецы к нему не пошли. Потом, спустя время, мы в Лешуконск собрались в церковь, позвали Ветровых. Володя ответил: «Не поедем и вам не советуем, ваш священник-то поди ИНН принял». Вот так без святого причастия они и живут. Но мирные, тихие люди, ничего плохого не скажу. – Давно у вас община образовалась? – Да уж лет пятнадцать, – рассказывает Любовь Васильевна. – Помню, отец Владимир к нам первый раз приехал и подшивку «Веры» привез – смотрите, как по городам и весям православные организуются. Зарегистрировали мы общину, председателем выбрали Андрея Баловича Машукова и решили старинную нашу Никольскую церковь отремонтировать. Я тогда еще в лесхозе работала и могла со стройматериалом уладить. Да ведь не разрешили: «Церковь посещал протопоп Аввакум, охраняется государством». Так что помыли мы там внутри, печки побелили, занавесочки повесили – и ушли. Здание стоит бесхозное. Прежде требовалось два нижних венца поменять, а сейчас уж двадцать подгнило. – А что после было? – Так-сяк прошли эти годы. А два года назад передали нам старую контору лесничества. Отремонтировали, все внутри оборудовали, даже алтарь есть. Каждое воскресенье по мирскому чину служим – обедницу, часы, утреню. Как петь, что читать, научили нас миссионеры из Москвы. Их приезд все тут всколыхнул – сразу сто человек крестилось, потом еще столько же. Миссионеров к нам отец Владимир направил, потому как село у нас неблагополучное, колдунов слишком много. – Ну, ты опять на своего конька, Люба, – улыбается менее темпераментная, но рассудительная Татьяна Петровна. – Так я ж правду говорю, Таня, – не соглашается ее подруга. – Вот слушайте, что расскажу. (Окончание на следующей странице) На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |