ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ «НЕ ИМЕЕМ ЖИЗНЬ ПРОСТРАННО» По следам Лыковых: из Нижегородчины в Сибирь На родину за стихами На протяжении 30 лет, что я живу на Севере, каждый год в сенокосную пору езжу в свою родную деревню Большое Васильево, что находится в Семеновском районе Нижегородской области, – к старшей сестре, проживающей в родительском доме. Она единственная оставшаяся там родная душа. Кроме сенокоса, надо бывает еще и крышу у дома покрасить, подправить прохудившийся сарай, обновить веранду – да мало ли в хозяйстве дел, когда в доме живет одна престарелая женщина. Но не только за этим приезжаю я в родную деревню. Здесь я отдыхаю душой, получаю вдохновение для новых своих стихов. Как-то я спросил свою сестру, собираются ли они еще на молебны. В нашей деревне все староверы, а сестра – глубоко верующий человек, святые книги знает наизусть. «В последнее время собираемся все реже, – с грустью ответила она. – Те, что постоянно службу правили, умерли, да и пожилых в деревне осталось совсем мало. Молодежи это не надо. Чаще приходится покойников отпевать». А я помню, как раньше вся деревня от мала до велика собиралась на старообрядческие молебны круглый год, а не только в церковные праздники. Когда я был еще ребенком, мама брала меня с собой, и мы вместе со взрослыми простаивали от начала и до конца всю службу. Народу – полная изба, стояли вплотную друг к другу. И выстоять для ребенка несколько часов в непомерной духоте было непростым делом. Голова кружилась, ноги к концу службы подкашивались и становились ватными. А мать не отпускала до конца. В каждый свой приезд на родину я стараюсь встретиться с одним благообразным старичком семидесяти с небольшим лет: окладистая борода, чистый взгляд, спокойный тихий голос – типичный старовер. Сам Артемий когда-то уехал из деревни молодым, как и многие его сверстники. В городе обзавелся семьей. Но лет двадцать назад вернулся в деревню, купил крохотную старенькую избенку и стал в ней жить в одиночестве. Чтобы заработать на хлеб, стал мастерить ложки, которые сдает на предприятие в районный центр. Там их потом красят и продают. Подспорьем ему служит и маленький огородик. На это только и живет, пенсию не получает. Спросил его: – Почему ты не оформляешь пенсию? Он кратко ответил: – Грех это. – А если не будет здоровья ложки делать, на что жить будешь? – Все в руках Божиих. Господь не даст умереть с голоду. В первый год его деревенской жизни к нему приезжали жена с дочкой, уговаривали вернуться назад в семью, но Артемий отказался так категорически, что больше жена не предпринимала попыток «образумить» своего мужа. Так и живет один, без телевизора и радио. Не курит, хмельного в рот не берет, все свободное время посвящает чтению Святого Писания и постоянной молитве. Летом, может, сходит раз-другой в лес за грибами. Когда поговоришь с ним, становится понятно, как раньше люди, отдавшие себя полностью служению Богу, становились святыми. Но на такую жизнь способны только избранные... Стих из библиотеки Лыковых
Есть у меня в Семенове добрый знакомый – известный краевед Карп Васильевич Ефимов. Всю свою сознательную жизнь посвятил поиску выдающихся людей – земляков. В последний приезд на родину Карп Васильевич показал мне один стих, который меня очень заинтересовал. Он был обнаружен в 1989 году у Агафьи Лыковой на далекой речке Еринат в Саянах его знакомым писателем Александром Лебедевым, работником старообрядческой Митрополии РПСЦ. Лебедева интересовал вопрос, как Лыковы попали в тайгу. Чтобы выяснить это, он с двумя товарищами отправился в экспедицию к Лыковым. Там, среди богослужебных книг, им и была обнаружена тетрадка с этим стихом, написанным от руки в 1853 году. Скорее всего, он написан самими Лыковыми. Хотя не исключено, что текст стиха был у кого-то переписан. Тем не менее, очевидно, что к их судьбе он имеет непосредственное отношение. И, как следует из этого стиха, Лыковы тоже, возможно, наши земляки. Когда я прочитал этот стих, рассказывающий о том, как они ушли в тайгу, меня в нем поразили упоминания реки Керженки, Семеновского уезда, нашего Оленейского скита (сейчас от него осталась деревня Оленево), «славного града Нижнего» – Нижнего Новгорода. О нашей знаменитой речке Керженец и керженских староверах написал известный русский писатель Мельников-Печерский в своих романах «В лесах» и «На горах». В некоторых описанных им скитах-деревнях я бывал. Есть у нас в районе и деревня Лыково. Но если старообрядцы Лыковы из наших краев, то как они попали в Сибирь?
О том, как Лыковы оказались в глухой саянской тайге, уходя в отшельничество от советской власти, сейчас написано много. Известно, что после революции они жили уже в Сибири своей отдельной усадьбой в местечке Тиши на реке Большой Абакан. Когда появились истребительные красноармейские отряды ЧОНа, для крестьян тех мест наступило тяжелое время и они стали убегать от преследования «красных карателей» в глухие таежные места и переселяться ближе к Лыковым. Вскоре усадьба Лыковых выросла до деревни в 10-12 дворов. Но и здесь их настигла советская власть. В 1929 году в их деревне появился ходатай с поручением создать артель. Но Лыковы не пожелали записаться в нее, и в том же году все вместе ушли дальше в горы. Тогда их семейство состояло из родителей Иосифа и Акулины, братьев Степана, Карпа, Евдокима и близких родственников. Карпу Иосифовичу – отцу Агафьи Лыковой, единственной живущей по сей день, – было тогда 28 лет. И он тогда еще не был женат. Кров себе они нашли в верховьях реки Большой Абакан. Но жили еще не тайно, иногда наведывались в Тиши, чтобы купить продукты питания. Но когда на месте их поселения образовался Алтайский заповедник, Лыковым запретили рыбачить и охотиться. Стычки с властями носили такой характер, что однажды егерь на глазах Карпа убил его брата Евдокима. Они ушли еще выше в горы вверх по Абакану, на его приток Еринат, и срубили избу вблизи китайской границы. Но там их стали беспокоить пограничники, и они вынуждены были в восьми километрах от своей избы срубить еще одну. В этих местах они жили уже втайне от людей и были обнаружены только в 1978 году геологами. Никто из исследователей трагической судьбы рода Лыковых не говорил, что они из керженских староверов. Между тем в стихе, обнаруженном у Агафьи, об этом говорится напрямую. Привожу его в том виде, как он написан, без знаков препинания и с характерными выражениями того времени:
По Божию попущению, по царскому повелению Если углубиться в историю, то гонения приверженцев старой веры действительно были санкционированы в России властью, и гонения были немалые. Начало раскола в Русской Православной Церкви положили церковные реформы Патриарха Никона, которые он провел в 1653-1656 годах. Со временем деятельность Патриарха Никона в Русской Православной Церкви оценили критически, некоторые его «справы» богослужебных книг отвергли и вернулись к дореформенным текстам. Но раскол произошел, и преодолеть его трагические последствия трудно. Кровь пролилась, замученных уже не вернешь. К гонениям и разорению старообрядцев в Нижегородской губернии был причастен, как это ни удивительно, писатель Мельников-Печерский. Он, будучи действительным статским советником, написал докладную записку о русском расколе в Министерство внутренних дел России. В «Записке» на ста страницах описал «мракобесные нравы старообрядцев», которые, с его слов, он изучал несколько лет. Этот донос стал причиной массовых гонений на староверов по всей Нижегородской губернии, и в первую очередь в Семеновском уезде, где старообрядческие скиты на реке Керженец были во множестве. Раскольничьи скиты сжигали дотла, в огне тысячами гибли ни в чем не повинные люди. Когда Мельников-Печерский стал свидетелем этих страшных событий, он, вероятно, во искупление своей вины, и написал два правдивых романа о керженских старообрядцах, увековечив их в памяти потомков. А гонения старообрядцев продолжались и в последующие времена. Возможно, поэтому Лыковы и очутились в Сибири, а уж потом, в советское время после Октябрьской революции, в глухой тайге. Но, к сожалению, теперь об этом не от кого узнать. Когда Лыковы пришли в тайгу, удалившись от мира, Агафье было только два года. А все остальные члены большой семьи умерли. Самой первой, на шестидесятом году жизни, в 1961 году скончалась мать Агафьи – Акулина. Для Лыковых это был страшный голодный год: сплошной неурожай, даже звери все ушли. Василий Песков в газете «Комсомольская правда» (7-14.07.05 г.) писал, что ее последними словами было: «Живите дружно... Ройте ловчие ямы – без мяса не выжить. И обувку из шкур сошьете».
Трое детей Лыковых – два сына и дочь – умерли в один год, 1981-й, от какой-то не понятной для врачей инфекции. Все заразились одновременно от людей, которые узнали о существовании Лыковых и стали посещать их в тайге. Все были старше Агафьи: брат Саввин – на 10 лет, Наталья – на 8, 5 лет, Дмитрий – на 2,5 года. Последним в 1988 году умер отец семейства Карп Иосифович. Ранее он вместе с Агафьей перенес тяжелую инфекцию, но после изнурительной болезни выздоровел. Агафья жива до сих пор. По завещанию отца она живет в своем «таежном тупике». Неоднократно ей предлагали переселиться к людям, но всякий раз она отвечала: «Мне тятя завещал жить здесь» – и отцовское слово держит. Только временами выезжает на некоторое время к родственникам, а затем возвращается к своей трудной отшельнической жизни. Связь с миром Агафья держит через переписку (здесь приведены письма к врачу Е.П.Назарову, который неоднократно посещал семью Лыковых в тайге). Читать и писать ее с четырех лет по Псалтыри научила мать. К шести годам она уже хорошо читала, а к семи некоторые псалмы и молитвы уже знала наизусть. У краеведа Карпа Васильевича Ефимова есть копии некоторых ее писем, с которых я попросил снять копии для себя. На что он любезно согласился. Пишет она печатными буквами на старославянском языке. Все письма Агафьи Лыковой проникнуты верой в Бога и упованием на помощь Божию. Алексей КАРПОВ
На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |