ЖИВОЕ СЛОВО «Без Христа жить в супружестве – только мучаться»
Иерей Владимир Пономарев (с.Корткерос, Респулика Коми): – Конечно, венчаться люди должны с намерением быть вместе вечно. И священник должен объяснить им сущность таинства и смысл супружества. Но невозможно до конца понять человека, исследовать его намерения. Если люди крещеные и зарегистрировали свой брак официально, я не решаюсь отказать им в венчании. Уповаю на то, что благодать Божия укрепит жениха и невесту. Из опыта других священников знаю, что они венчали пары даже тогда, когда испытывали сильные сомнения в их готовности к таинству. Тем не менее, новые семьи оказывались удачными, жили дружно и счастливо. Венчание закладывает благую основу супружеской жизни, на которой можно построить нечто прочное, а можно и не построить. Даже если люди часто ходят в церковь – это еще не гарантия, что у них все будет хорошо. Семейная жизнь – тяжелое испытание, и только прозорливый батюшка может сказать, как все сложится. Думаю, что если люди хотят венчаться, значит, у них есть что-то в душе, что влечет их к Богу. Значит, Господь их ко мне привел, и я полагаюсь на то, что Он и дальше будет эти семьи научать, вести по жизни. Протоиерей Валентин Кобылин (п.Красноборск Архангельской обл.): – Нет, нельзя венчать всех подряд. Венчать можно только православных христиан. Верующих. То есть тех, кто постоянно посещает храм Божий, исповедуется и причащается. Я против профанации таинств, которая кругом происходит. Отпевают, например, некоторые, чтобы муж не снился. Прибегает женщина: «Муж покойный приснился». «Ну и хорошо, – говорю, – помолись за него». – «Нет это, наверное, не к добру». Это надо же так друг другу надоесть за жизнь, что даже во сне супруга не желают видеть. А к венчанию у многих отношение как к красивому обряду. Хочется чего-то эдакого. Раньше венчались, чтобы плодиться и размножаться, как Богом заповедано, а сейчас отношение к рождению детей отрицательное. Пропагандируют безопасный секс. Безопасный, потому что венерических заболеваний боятся? Нет, оказывается, далеко не всегда об этом речь. Главная опасность – дети. И даже если произойдет зачатие, то ребенок именуется плодом, с которым можно воевать, которого можно истреблять. И вот с таким мировоззрением иные приходят и объявляют священнику о своем желании венчаться. Не понимая, что брак – это когда ты собой жертвуешь, а не другими. Желая устроить свою жизнь, удовлетворить похоть, брать, а не отдавать. Какое же может быть благословение Божие на это? Сколько может просуществовать семья, где каждый тянет одеяло на себя? Поэтому я сразу говорю, что если хотят венчаться, пусть хоть немного потрудятся, чуть-чуть научатся приносить себя в жертву. Предлагаю попоститься недельку, исповедаться и причаститься. На этом, как правило, разговор заканчивается, разворачиваются и уходят, как будто я им какое-то немыслимое испытание предложил – одну недельку побыть православными христианами. «У нас вера в душе», – говорят. То есть сам себе некоего бога придумал, удобного, и в него верует, в этого идола, сотворенного из собственного «я». Это, к сожалению, и внешне воцерковленных людей касается. Иные вот жалуются: «Нас старец благословил, а мы все равно развелись». Но ведь священник благословил их вместе жить, а не разводиться. Кто же виноват, что ослушались. Думали, раз старец дал добро, значит, будет не жизнь, а малина. А он на подвиг, на крестоношение, каким является любое супружество, давал благословение, а не на потакание себе, не на равнодушие к ближнему. Отсюда непонимание. Даже у людей, которые часто ходят в церковь, такое случается. А у остальных... Поэтому венчаю я редко. Обычно две пары в год, да и то, как правило, это люди в возрасте. Молодых было за двенадцать лет моего служения четыре пары. И слава Богу, до сих пор живут дружно, детей рожают. Не то чтобы это были какие-то очень воцерковленные люди. Просто трудолюбивые, серьезные. Будучи трудягами, имели машины и могли съездить в другой храм, где требования менее строгие. Но не стали этого делать. Если такие у нас встречаются, то не все потеряно. Священник поставлен, чтобы приводить людей к Богу, а если он с самого начала позволяет профанировать таинства, то с кого потом спрашивать за неуважение к ним? Иерей Николай Сморкалов (п.Аркуль Кировской обл.): – Я думаю так, что Таинство венчания, оно все-таки для христиан. А христиане у нас в основном – крещеные язычники. И одному Богу известно, что может получиться из их желания соединить свои судьбы в церковном браке. У нас поселок небольшой, полторы тысячи жителей, венчаются в основном те, кого я хорошо знаю. В год десять-двенадцать пар обвожу вокруг престола. За восемь лет был только один развод. Муж был моим прихожанином, но вдруг запил. И владыка дал разводную его жене. Дается она через три года после формального развода, в надежде, что тот из супругов, кто виновен в разрыве, одумается и исправится. Женщина эта венчалась у меня во второй раз, у нее все сейчас хорошо. А бывший муж ее в тюрьме оказался. Так бывает. Он с детства пил, потом останавливался, снова уходил в запой. Я много боролся за него, но вот как все складывается. Как я готовлю к венчанию? Во-первых, провожу долгую беседу за месяц до этого события. После беседы через какое-то время будущие супруги приходят на исповедь, причащаются. Если намерение серьезное – повенчаю. А если несерьезное, венчать не буду. Но таких случаев пока не было. Если решаются, то уже с серьезными намерениями. Не знаю, как в других местах, но у нас как-то серьезно, обдуманно относятся к храму. И я заранее предупреждаю, что развода не будет. Половина молодых у нас в поселке венчаются, половина – нет. У тех, кто без Бога в душе, без родительских наставлений сходится, – шансов почти нет, чтобы они долго вместе прожили. Такие обычно подбирают себе половину после пяти-шести неудач, уже в зрелом возрасте. Очень редко люди вне Церкви вступают в брак, чтобы создать крепкую семью, детей нарожать. В основном – для удовлетворения похоти. Без Христа жить в супружестве – только мучаться. На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга |