ПЕРЕПИСКА

Так вышло, что продолжение дискуссии вокруг книги Е.Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» совпало с очередной волной погромов – мусульманские радикалы жгут посольства скандинавских стран. Мы не подгадывали этого нарочно, просто конфликты западной и мусульманской цивилизаций становятся обыденностью. Сегодня мы публикуем два письма в редакцию. Одно от Алексея Романченко из Архангельска, другое от Геннадия Шостацкого, с которым мы довольно давно состоим в переписке. Оба текста о том, что я переоцениваю возможность найти общий язык с мусульманским миром. Ответ авторам я попытался дать в послесловии.

 В.ГРИГОРЯН

РЕЦЕНЗИЯ НА РЕЦЕНЗИЮ

И останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным,
ибо ты не слушал гласа Господа Бога твоего.

(Втор. 28, 62).

Признаться, грустно было читать статью В.Григоряна. Вновь и вновь приходится сталкиваться с характерной для значительной части православных готовностью к компромиссам с иноверием и банальной некомпетентностью.


Это – лицо партии Хамас, победившей на выборах в Палестине. Запад, вскормивший этих боевиков, в замешательстве: надо бы вести переговоры, но с кем? С ними?..

По порядку. Вступление и «Европа зеленеет» комментировать не имеет особого смысла, т.к. автор лишь пересказывает содержание книги Е. Чудиновой и пытается описать ситуацию в Евросоюзе касательно демографии и межнациональных отношений. Однако далее поражает тезис Григоряна о том, что «добродушие нормального русского человека невольно передается всем населяющим страну народам». Искренне рекомендую В.Григоряну ознакомиться с поистине хрестоматийным трудом И.Л. Солоневича «Народная монархия», особливо с главой «Военные усилия Москвы». Очевидно, после прочтения оной прекраснодушие автора рецензии несколько скукожится. От себя же могу пояснить, что «умеренные формы ислама» российских мусульман есть исключительно следствие их военного и цивилизационного поражения в борьбе с русским народом в XV – XVIII веках. То, что сейчас мы, Русские, возвращаемся к естественному состоянию войны с исламским миром (и противостоянию с Западом), можно только приветствовать как процесс весьма полезный для народного организма. «Наслаждайтесь войной, мир будет ужасным».


Праведный гнев за карикатуры на пророка Магомета арабы выражают так. Бессмысленно, зато устрашает.

Кстати, г-н Григорян, почему «добродушие русского человека» никоим образом не передается чеченцам, ингушам, азербайджанцам, дагестанцам, туркам-месхетинцам и пр.? Странно было читать целые абзацы, критикующие бескомпромиссность Елены Чудиновой. Немедленно вспоминается Гоголь и его «Тарас Бульба»: «Да ведь он бусурмен (турецкий султан. – А.Р.): и Бог, и Святое Писание велит бить бусурменов». Не могу также удержаться от совета В.Григоряну наведаться в Чечню или хотя бы в Дагестан в чисто познавательных целях. Чрезвычайно познавательно будет почитать его путевые заметки.

Совершенно неправомерной является аналогия относительно лефевристов и староверов. Не вижу также ничего плохого в призыве Чудиновой к развалу Европы и католицизма, тем более, что современную Европу назвать христианской весьма затруднительно. Дьякон Андрей Кураев совершенно прав, воспринимая события во Франции как войну между исламом (хоть и попсовым) и Голливудом, противостояние веры и неверия. Григорян утверждает, что «католицизм – самая консервативная сила западного мира». Прошу прощения, но как ересь может быть консервативной и полезной? Вспомните слова св.прав. Иоанна Кронштадтского: «Католичество есть наиболее злобная ересь, ибо более всего похожа на истину». Окинув взором историю России, спросим себя: что более зла принесло России – ислам или латинство? То-то же…

Вместо того, чтобы пытаться заново христианизировать Европу, нам необходимо сосредоточиться на наших, русских проблемах – духовных, демографических, межнациональных, политических. У нас не хватает священников в регионах, приходы крайне слабы, епархии нищие, а В.Григорян предлагает посылать духовенство в Европу воцерковлять «заблудших». Не хочется пророчествовать, но уверен: если через 20-30 лет Российская Федерация вновь станет Святой Русью, то мы унаследуем значительную часть Европы. Граница между Исламскими эмиратами Европы и Россией будет проходить, скорее всего, по Рейну и Альпам до Адриатики. Европа (впрочем, как и США) обречена. Мы ей помочь не сможем, да это и не нужно. Войны с исламом нам, конечно же, не избежать, но вестись она будет с нашей стороны не во имя «интернационального долга» (мы Европе ничего не должны), а за самое себя. За Церковь Божию, за наших детей, за наших единокровных и единоверных братьев и сестер.

Алексей РОМАНЧЕНКО
г.Архангельск

ЗВЕРИ ЛЕЗУТ ИЗ ТЕМНЫХ НОР

Здравствуйте, Владимир! Эпиграфом ко всем рассуждениям на тему исламской экспансии хорошо может послужить такое стихотворное пророчество современной поэтессы:


Звери везде – лезут из темных нор.
Вот и сбылись страшные сны!
Нет никого, кто бы им дал отпор,
Все здесь давно против войны.
Белый флаг! Кровь ушла из вен.
Липкий страх – холоднее льда!
Сделай шаг! Города сдаются в плен
Без борьбы, без огня – навсегда!

Добавить к этим словам можно то, что всеобщий страх перед мусульманами не только липок, но и зачастую очень тонок. Он проявляется не только в форме обычной робости изнеженного европейца перед наглостью «новых варваров», но и во всевозможных разновидностях того психологического феномена противоестественной любви жертвы к палачу, что именуется «стокгольмским синдромом». Одна из них – распространенное в патриотической среде благоговение перед исламским «традиционализмом» – якобы нашим «естественным союзником» в противостоянии Западу. К сожалению, и в вашей рецензии проскользнули мотивы почтительного отношения к мусульманской «патриархальности» вместе с упреками в адрес излишне воинственного по отношению к исламу христианского фундаментализма.

Конечно, что касается российских мусульман, проживающих на своих исторических территориях, то с ними возможно еще какое-то сотрудничество – хотя и они были покорены Российской империей отнюдь не одним только «добродушием», так что и сейчас их можно заставить служить России не без позиции силы.


Эти детские куклы-близнецы – западная Барби и мусульманская Фулла – образ того мира, в котором они живут. Честное слово, Фулла куда симпатичнее.

Однако мусульманские диаспоры – это совсем другая стихия. На чужой земле, лишившись облагораживающего влияния тех действительно патриархальных культур доисламского происхождения, что примешались к магометанству на Востоке, исламская умма обретает свое подлинное – дьявольское – лицо. Химически чистый ислам «без прикрас» не несет в себе ничего подлинно традиционного и патриархального, ибо не имеет своих собственных духовных корней. По своему происхождению он есть продукт «ракового перерождения» части нашей цивилизации, и большинство мусульман – потомки отступников от Христа. Особенно это касается основного ближневосточного ядра мусульманства (бывших южных и восточных провинций Византии) и Кавказа – главных поставщиков исламских мигрантов и рассадников ваххабизма. Поэтому «чистый ислам» по самой своей иудиной природе не может быть ничем иным, кроме как мистическим врагом христианства, и его «духовное превосходство» над Западом есть то же, что и «духовное превосходство» сатаниста над безбожником или демона над падшим человеком. Особенно наглядно этот «обыкновенный сатанизм» ислама проявил себя на примере событий в Беслане, где мусульманские «традиционалисты» насиловали семилетних девочек и тут же морализировали на тему духовной деградации христианского мира.


Уже который год паломничества к мусульманским святыням в иракском Карбале совершаются под дулами орудий.

Вообще в исламской умме есть много того, что заставляет увидеть в ней не что иное, как закваску будущего царства антихриста. Исламское завоевание Европы – «недостающее эволюционное звено» в процессе превращения западной цивилизации в царство антихриста, поскольку в нынешнем своем состоянии она не способна ни выйти из материалистического пике, ни сплотиться в ликующую по поводу встречи антихриста толпу – ей уже все до лампочки. Мусульмане – другое дело, они просто идеальный материал для построения тех «психических батарей», которые, по мысли Л.Тихомирова, будут основой социальной организации при антихристе.

Философ Лев Тихомиров предполагал, что антихрист придет в опустошенный безбожием мир именно под лозунгом «восстановления духовных начал» – однако «духовность» эта будет нести в себе такой заряд мистического богоборчества, что материалистический атеизм Европы, по сравнению с этим, покажется детской шалостью. И то, что сегодня на смену западному «постхристианству» приходит бесовская духовность ислама, есть не менее грозное «знамение времен», чем технологии «электронного концлагеря».

Причем именно этих технологий только и не хватает умме, чтобы превратиться в полноценное царство антихриста. Однако их она и обретет в Европе – вместе с соответствующим мировым влиянием, предварительно выполнив роль армии сатаны, истребляющей остатки христианства. А все остальное у нее уже есть – организация по типу «сетевого общества», не признающего ни наций, ни государств, ни понятия Родины, объединенного нивелирующим тоталитаризмом шариата, и соответствующий религиозный тип – безблагодатное фарисейство плюс «грех как норма» (за тонкой ряской внешней благопристойности в исламе издавна скрывались такие бездны, до которых пока еще далеко даже самым развратным европейским народам). Можно ко всему этому добавить еще и то явственно ощущаемое магическое внушение страха и лжи, что является главным оружием этой армии.

Поэтому – если мы хоть что-то еще стоим – войны не избежать. И это будет война на предельной точке ожесточения с обеих сторон, иначе не получится. Наши женщины, которых вы упрекаете за гипертрофированную воинственность, здесь совершенно правы – они все чуют сердцем, а мы морочим себе головы высосанными из пальца благоглупостями. Моя духовная сестра Л.В.Г. – утонченнейшее существо, истинная христианка во всех отношениях, – работая с архивами героя Кавказской войны Слепцова и читая о беспощадных «зачистках» чеченских аулов (по методу Иисуса Навина) и истреблении «всего дышащего», испытывала при этом ощущение благодатного света. То же самое, наверное, можно сказать и о всех без исключения русско-турецких и вообще русско-мусульманских войнах, о нашей святой мести за Византию. Святой, поскольку не мы сами взяли на себя этот долг, но явно исполняем послушание Свыше, о котором сказано в древних византийских пророчествах.

Это же ощущение света исходит и от всех честных и прямых антиисламских выступлений в печати – павшего смертью храбрых П.Хлебникова, афонского монаха Афанасия, Е.Чудиновой, от вашей рецензии на ее книгу (несмотря на вышеупомянутые «проколы», противоречащие основной идее статьи) – от всего, что заставляет открыть глаза и взглянуть правде в лицо.

Геннадий ШОСТАЦКИЙ

НЕ В СИЛЕ БОГ

Итак, два письма, очень разных, но в обоих речь идет о том, что я напрасно предложил искать общий язык с мусульманством. Возможно, сам я виноват, что недостаточно ясно изложил свою мысль... Благодарю и Алексея, и Геннадия за возможность сделать вторую попытку.

У письма Алексея, к сожалению, есть один видимый недостаток. Книги Елены Чудиновой, он, насколько можно понять, не читал. Отсюда, в частности, упрек в том, что я предлагаю посылать православных миссионеров в Европу. Впрочем, эту идею автора книги я целиком разделяю. Господь отправил апостолов в мир благовествовать, и это же завещано всем православным церквям. Хотя бы из чувства самосохранения.


Размахивая Кораном, возбужденные, в толпе – такой образ ислама отнюдь не располагает европейского обывателя к толерантности и спокойствию за будущее.

Откуда к нам вообще пришел ислам? Из языческой Аравии, до которой у Византийской империи так и не дошли руки. Почему? Потому что для этого требовалось бескорыстие. Нужно было идти в пустыню, страдать, возможно, гибнуть, при этом империи все эти жертвы были совершенно не нужны. Аравия ее интересовала очень слабо. За что и пришлось жестоко поплатиться. В эпоху возникновения ислама миссионерством занимались несториане, занимались западные христиане, тогда еще бывшие частью православного мира. Но ни одну из греческих церквей это всерьез не интересовало. Даже Русь как бы сама себя обратила и какое-то время уделяла миссионерству должное внимание, постепенно все более угасающее.

Лишь благодаря подвигу св.Николая (Касаткина) удалось чего-то добиться в Японии. А в самой России, начиная с Иоанна Грозного, то запрещалось обращать мусульман вовсе, то появлялся к этому очень небольшой интерес. В XIX веке он угас до такой степени, что государство начало строить мечети и возвращать в ислам тех мусульман, которые почти потеряли к нему интерес. Более того, в Средней Азии людей, желающих принять крещение, отправляли ни с чем на том основании, что они были неграмотны и потому не могли усвоить православие в должном объеме. На самом деле за этим стояло опасение, что такие новообращенные могут вызвать раздражение у мусульманского мира против Российской империи. Поэтому протест Алексея против того, чтобы нести свет православия в Европу мирным путем вполне характерен. Вот завоевать ее – это другое дело.

Как пишет мой оппонент, «не хочется пророчествовать, но уверен: если через 20-30 лет Российская Федерация вновь станет Святой Русью, то мы унаследуем значительную часть Европы».

Я так думаю, что если не хочется пророчествовать, то и не надо. А заодно напомню слова св.митрополита Николая Японского, сказанные сто лет назад:

«Поголовное, самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс – коллекция обезьян-подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного... И при том всем мы – самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там – мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию...»

Комментарии, полагаю, излишни.

А вот другая, поразившая меня цитата в письме Алексея:

«То, что сейчас мы, Русские, возвращаемся к естественному состоянию войны с исламским миром (и противостоянию с Западом), можно только приветствовать как процесс весьма полезный для народного организма. «Наслаждайтесь войной, мир будет ужасным».

Если бы это письмо пришло от офицера откуда-нибудь из Чечни – это одно. Но нет, оно из вполне мирного Архангельска, где сидит человек и мечтает о войне, которая нас оздоровит. Кажется, это называется «шоковой терапией». Полтора столетия Россия не устает рождать людей, мечтающих ее встряхнуть. Как там говорил Родион Раскольников: «Тварь ли я дрожащая, или право имеющий?» Думаю, это от безделья: оно как яма, поглощающая книги и выбрасывающая испарения в виде мыслей о какой-то очередной пользе для народного организма, которому не дает покоя вопрос: «А отчего наша граница не проходит по Рейну?»

– А зачем?

– А интересно – каково будет?

Ну-ну.

На Северном Кавказе я прожил более десяти лет. Мусульман видел не только в кино или на рынке. Большинство из них от православных отличить довольно сложно, даже когда они говорят о вере. Имя Аллах они в разговоре с православными, как правило, не употребляют, говорят: «Бог». Абсолютное большинство терпеть не может фундаменталистов, разных там «ваххабитов», Басаева и иже с ним. Когда спросишь, почему они не примут христианства, отвечают предельно просто – им не нравится образ жизни «христиан»: пьянство и так далее. «Ну, это не настоящие христиане», – отвечаешь им. А они хитрые, тут же и вывернутся: «Вот когда встретим настоящего, тогда и задумаемся». Означает ли это, что мне симпатичен ислам? Нет. Он мне глубоко не симпатичен. Просто после долгого общения с мусульманами я понял, что большинство из них имеет к исламу самое слабое отношение. Среди них немало верующих людей, которые не могут прийти ко Христу, потому что некому подать им руку. Как и во времена Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало».

И если отвечать на вопрос Алексея, что более зла принесло России – ислам или латинство, то, думаю, больше всего вреда принесли России мы сами. Для здорового организма все эти угрозы – и ислам, и католичество – ничто. Не прилипнет. Кто боится Бога – не боится мира. И наоборот.

В то же время, если Алексей назовет другую, более консервативную силу западного мира, нежели католичество, я соглашусь, что был неправ. Ересь полезной быть не может. Но нужно отделять болезнь и то тело, которое она поразила, которое сопротивляется, пусть и не всегда успешно. Алексей, насколько я понимаю, вообще отказывает Западу в праве иметь какие-то консервативные силы. Даже православию не благословляет стать самой консервативной силой западного мира, пока он еще как-то держится. Вот рухнет, тогда поможем. Границу по Рейну проведем. А что делать с теми, кто за Рейном окажется?

К сожалению, я не нашел в письме ни одного проблеска христианского чувства. С одной стороны, какое-то совершенно радикальное мировоззрение, с другой – православный антураж. Я говорю это не для того, чтобы обидеть автора. Лишь хочу сказать, что войну исламу он лично на данный момент полностью проиграл, усвоив его идеологию... Почему? Потому что он кажется энергичным, победоносным?

Смею утверждать, что это лишь мнимость. Ислам совершенно не случайно возник на периферии православного мира и усиливался одновременно с ослаблением Византийской империи. Он и есть до предела упрощенное православие, из которого изгнан Христос. Все богословские конструкции ислама рушатся при первом прикосновении. Он просто заполнял те пустоты, которые мы проглядели. Говорят, мусульмане знают только один язык – язык силы. Это полуправда. Сила действительно для ислама крайне важна, вся его философия строится на идее: Бог в силе. Магомет довольно долго пытался приводить язычников к идее единобожия, но приобрел не более полусотни учеников. Тогда он решил обращать людей силой – и добился успеха. Сначала обращал язычников. Потом начал брать христианские города, ослабевшие от маловерия. Поэтому язык силы мусульманство, и верно, знает хорошо. Стоит ударить по нему, и оно теряет свою опору. И... начинает ждать своего часа. Мусульманство знает, что рано или поздно внешние, физические силы нам изменят. На год, на десять, на сто и более лет. Так ислам заглотил Византию. Так он заглотит весь мир, если мы не противопоставим ему нечто большее, чем сила мира сего: Христа и огненную веру в Него и любовь.

Святой Иоанн Русский – солдат, попавший в плен к туркам, – не имел никакого оружия, железной мускулатуры и т.п. Но любовью ко Христу и людям покорил янычар, населявших ту местность, где он оказался. В самой России известный татарский просветитель Гаспринский, не боявшийся вступать в спор с нашей империей, вдруг проговорился о необходимости для мусульман нравственного обрусения, то есть той нематериальной веры и любви к правде, которые были свойственны когда-то русскому человеку больше, чем ныне.

Штыками мы могли их лишь пригибать, заставляя ждать своего часа. Но самое главное наступало позже. Мусульмане проникались к русскому человеку уважением. Любая победа состоит максимум из двух частей. Первая – из силы. Вторая – из правды. Если побежденный вас не уважает, не силу вашу, а вас лично – у вас нет ни одного шанса удержать захваченное. Нечто подобное мы наблюдаем сегодня в Ираке. Но победа может состоять всего лишь из одной части – правды, той, с которой шли по земле апостолы. Их было двенадцать, но каждый из них стоил больше танковой армии. Они просто любили тех людей, к которым шли. Так что слова св.Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» – это не просто красивые слова, а высшая стратегия.

* * *

Теперь обращусь к письму Геннадия. Во многом мы сходимся.

«Звери везде – лезут из темных нор».

Да, лезут. В Азербайджане несколько дней назад было уничтожено 12 тысяч крестов над армянскими могилами. Говорят, что это этническое противостояние. Отчасти это так. Но не только. Этническое противостояние есть и между армянами и грузинами. Есть там такой район – Ахалкалакский, населенный почти исключительно армянами. Недавно грузины построили там свою церковь. Безусловно, это попытка утвердиться на этой земле, где власть Грузии очень слаба. Но почувствуйте разницу. Мусульмане утверждаются, уничтожая кресты, а христиане – строя церкви. Так что попытки избежать темы религиозного противостояния едва ли способны объяснить глубинную суть происходящего.

Да, если мы уступим, нас ждет гибель. И я бесконечно далек от «благоговения перед исламским «традиционализмом» – якобы нашим «естественным союзником». Это одна из форм сдачи позиций. Просто одни восхищаются этим «традиционализмом» явно, другие тайно.

Но я почтительно отношусь к тому, что сотни миллионов людей, и не только мусульман, пытаются сохранить в себе нечто человеческое, какую-то ниточку, связывающую их с Богом. Я уважаю хлебопашца, ремесленника, которому нет никакого дела до «традиционализма». Христос сказал: «Кто не против вас, тот за вас». И таких в сотни, тысячи раз больше, чем наших врагов даже на формально подконтрольных им территориях. Без их помощи мы можем и не устоять. Вторая мировая война показала – крепостей, которые не сдаются, более не существует. Все решает хорошо продуманное наступление.

Без наступления на исламский мир нам своих рубежей не удержать. Наступление это можно назвать миссионерством, помня, однако, что оно даже крещением не заканчивается, а начинается с того, что ты смотришь человеку (неважно – язычнику, еретику или еще кому) в глаза и признаешь его своим братом. К преподобному Силуану однажды пришел ученик и стал жаловаться, что католики как-то не очень хорошо отреагировали на его попытки проповедовать среди них. Оказалось, что он с ходу начинал обличать их в ереси и т.д. Он им и догадаться-то не дал, что у него есть истина. Они видели лишь человека, который пришел их оскорблять.

Выслушав ученика, старец предложил попробовать все делать иначе. Сначала обнаружить, что нас с католиками объединяет. Порадоваться этому и только тогда двигаться дальше. Не думаю, что мусульман можно обращать как-то иначе. И не стоит рассчитывать, что стоит нам повернуться к ним лицом, как они побегут в церковь. Это тяжелая работа. Но нужно помнить, что все наши враги – от первого до последнего – это те люди, до которых Церковь так и не донесла света Христова.

«Мусульмане – идеальный материал для построения тех «психических батарей», которые… будут основой социальной организации при антихристе». Здесь принципиальная ошибка вот в чем. Идеального материала вдоволь и среди тех, кто носит крест на груди. Материал – это все, кто в силу верует больше, чем в правду. Одних ваххабитов антихристу явно не хватит. То есть нам нужно отдавать себе отчет в том, что если среди мусульман у нас довольно союзников, то за спиной, среди «своих», бродят «пятые колонны».

«Если мы хоть что-то еще стоим – войны не избежать», – пишет Геннадий.

Наверное, не избежать. Главное – не ждать ее с «наслаждением», предвкушением «благодатного света».

Каковы итоги последних двух войн? Пока русские солдаты завоевывали Чечню, чеченцы без боя вступали в наши города и села. Если они и не контролируют Москву целиком, то и мы не вполне владеем ситуацией в Грозном. Это не значит, что мы должны были спустить им буйные набеги. Но для победы нам чего-то явно не хватило, и крепко не хватило. Напрашивается мысль, что Господь нам преподал какой-то урок, а мы пока озираемся – у кого списать ответ. Боюсь, что не у кого. Ислам возник как тень православия, и поэтому мы – единственные, кто способен его понять и победить.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга