ЖИВОЕ СЛОВО

БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ СЛАВЫ

Как христианину преодолевать искушение лгать даже в малом?

Иеромонах Игнатий (Бакаев) (Республика Коми):

– Помню, как-то один раз собралось несколько священников и один, недавно рукоположенный, сказал, что его принуждают сказать неправду. А опытный батюшка, выслушав все, ответил: «Так и сделай». Мы все возмутились, мол, как же так – разве может священник себе такое позволить? Но вот, допустим, немцы пришли и спрашивают: «Где партизаны?» Что же им – честно ответить? Есть такое выражение: «святая ложь». Когда ради любви, ради высокой правды, человек вводит кого-то в заблуждение. Со мной такое случается. Например, спрашивают о каком-то человеке то, что мне было открыто на исповеди. Правды не скажешь. Промолчать тоже не промолчишь, потому что это будет принято как знак согласия. И я говорю что-то в духе: «Да нет, что ты, ничего подобного». Нельзя говорить правды, если это может угрожать здоровью душевному или телесному, если правда разрушительна. Злословие, осуждение тоже часто подаются как правда, все факты соответствуют действительности, но на самом деле это ложь и попирание Божественной правды.

Теперь о лжи действительной, губительной. Бывало со мной и такое, но только еще задолго до прихода в Церковь, мне сразу становилось плохо, тошнило, сердцебиение учащалось. И долго в себе я этого носить не мог, старался сознаться. И когда другие при мне неправду говорят, тоже очень нехорошо делается. Зачем врать, если это разрушает нашу личность? Каждый, пусть в глубине души, это ощущает. Это я говорю о той лжи, когда ты ведаешь, что творишь. В псалме сто пятнадцатом мы читаем, что всяк человек ложь. Тут есть над чем подумать. Когда человек лжет, искренне думая, что ничего дурного не делает, он дорожит мнением о себе и старается казаться лучше. Вот общаюсь с одной знакомой. Ей очень хочется, чтобы о ней думали лучше, чем она есть на самом деле. Видишь, что говорит неправду, пытаешься свернуть разговор в сторону, но не очень получается. Многие люди ведут себя, как дети. Скажешь ребенку: «Ты еще маленький», а он отвечает: «Нет, я большой». Ему простительно, но взрослым он может стать, только когда разовьется в человека, осознав цену своих слов. Многие так и уходят из жизни, не понимая, кто они на самом деле, не увидев себя настоящими. И на Страшном Суде им мучительно будет узнать правду о себе. Лучше оставлять ложь здесь, не брать в жизнь вечную.

Иерей Сергий Гомаюнов (г.Киров):

– «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», – говорит Господь.

Мы все знаем, кто отец лжи. Но заметьте, здесь говорится «жаждущие», а жаждать правды может лишь тот, кто чувствует, как ему ее не достает. Мы все лжем в малом. В крупном этого нетрудно избежать, а вот ложь в мелочах пронизывает все наше существование. О чем-то, бывает, умолчим, чуть слицемерим, чуть преувеличим свои трудности – и так непрерывно. Человек с чуткой душой от этого страдает даже больше, чем тот, кто лжет сознательно и успевает подготовить, заставить замолчать свою совесть. А мелкая неправда сама собой выскакивает. Чтобы избегать ее, нужны мужество и внимание к состоянию души.

Перед тем, как мы лжем, всегда, как искра, проскакивает предупреждение – будь честен. Это голос совести или ангела-хранителя, нужно только услышать. Это непросто – требуется постоянная, ежедневная практика, внутренний труд. Зато и плоды очень велики, ибо человек действительно насыщается, чувствует, как наполняет его благодать. Это трудно, но благодатно. И выбора нет. Душа, которая не алчет правды, начинает умирать от голода.

А начало учения жить по правде – это, конечно, исповедь в храме.

Иерей Константин Пархоменко (Санкт-Петербург):

– Христианство призывает человека к честности. Мы помним слова Христа: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Это значит, что мы должны стремиться к цельности во всем, даже в малом. Так часто бывает, что мы, не обманывая в большом, тем не менее, позволяем себе малую ложь, когда нас зовут к телефону, говорим, что нас нет, или придумываем какой-нибудь предлог, чтобы оправдать наше опоздание на работу. Страшно ли это? Кажется, что нет. Но Церковь говорит, что привычка соврать даже в малом чрезвычайно опасна для души. Душа наша оказывается в постоянном болезненном состоянии. Мы никогда не сможем духовно подняться, научиться молитве, ощутить Богоприсутствие, если не решим быть совершенно честными, цельными людьми. Человек с гнильцой недостоин Царствия Небесного. Именно поэтому Спаситель уделяет внимание такому, казалось бы, маловажному вопросу, как честность в малом. Нужно стараться быть честным даже в мелочах. И тогда мы ощутим, что душа наша выздоравливает. Но... приняв для себя решение быть честными во всем, мы вдруг обнаруживаем, что правда – это что-то, требующее непрерывной душевной работы. Она часто не лежит на поверхности. Спаситель не требовал от нас быть глупыми, бестактными людьми, сказав: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Возьмем те же опоздания на работу. Я могу честно ответить, что... ну, скажем, проспал, потому что знаю – это будет понято. Но допустим, что начальник злой человек, правда вызовет скандал, что-то разрушит. Что делать тогда? Во-первых, помолиться, а далее поступать, руководствуясь заботой о ближнем, о том, чтобы душе, телу не нанести разрушений. Например, у моей жены есть бабушка – очень больной человек, и если мы признаемся ей, что у нас что-то не в порядке, эта правда может оказаться для нее очень опасной. Посоветовавшись, мы с женой решили всегда говорить ей только о том хорошем, что у нас происходит. Мы отвечаем ей, что здоровы, даже если это не соответствует действительности. Бабушка, конечно, скоро поняла, что происходит, но не осудила, а поблагодарила нас за то, что мы ее щадим. Если честный ответ может послужить злому – ранить, обидеть, – это будет означать, что вместо служения правде мы служим себе, стараясь выглядеть в своих глазах принципиальными людьми. То есть, прикрываясь честностью, занимаемся самообманом. Именно самообман является родоначальником всех больших и малых неправд нашей жизни. И чем лучше мы сознаем это, тем больше нужда в Том, Единственном, Кто способен дать нашей душе исцеление.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга