ПРОПОВЕДЬ

ХРИСТОС ВОСКРЕС!


Священник Павел Адельгейм

Сегодня мы стоим перед событием, о котором спорят. Спорят непримиримо. Спорят двадцать столетий.

– Христос Воскрес! – говорят одни.

– Этого не может быть, – возражают другие.

И я спрашиваю, возможно ли воскресение из мертвых? И отвечаю со всей Церковью решительно и определенно: этого не может быть! Если кто скажет: воскресение из мертвых возможно, воскресение из мертвых можно объяснить естественным процессом, тогда величайшее на земле событие – уникальное и единственное – обратится в заурядную, хотя и маловероятную, реанимацию. Богочеловек станет только человеком! Да не будет! С несомненной верой мы исповедуем: воскресение из мертвых невозможно. Этого не может быть!

Но если не может быть, значит, не было! Возможен и другой вывод: если не может быть с обычным человеком, значит, Христос – истинный Бог. «Этого Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели», – говорит ап. Петр (Деян. 2, 32).

Христос воскрес!

«Если Христос не воскрес, пуста вера наша и бессмысленна наша проповедь», – говорит апостол Павел. Если Христос не воскрес, невозможно двадцать веков утверждать то, чего не было. Ложный факт не мог иметь в истории такую долгую судьбу. Обман должен был обнаружиться. «...некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

И эти, собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его и вас от неприятности избавим.

Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово это между иудеями до сего дня» (Мф. 28, 11-15).

Эта версия с тех пор – единственное возражение против исторического факта Воскресения из мертвых. Но подумайте! Зачем ученикам красть мертвое тело Учителя?

Это несовместимо с их психологией. Они испуганы. Боятся иудеев. Запирают двери. Не верят свидетельствам о Воскресении.

Это несовместимо с их нравственным обликом. Все они приняли смерть за проповедь о Воскресении. Нельзя своей смертью свидетельствовать ложь. Умирающие не лгут.

Это несовместимо с обстоятельствами дела. Гроб открыт, камень отвален. Тело исчезло. Но ведь это не воровство, а грабеж! Но и схватки не было. Никто не убит, не ранен – «верую во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… воскресшего в третий день по писаниям». Знаем, что воскресение невозможно. Веруем, что Христос воскрес!

Какие же основания имеет вера в воскресение из мертвых? Мы доверяем свидетельству Евангелия. Оно передает нам два свидетельства. Одно – от ангелов, и другое – Самого Воскресшего.

«...на рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедши с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем.

Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег.

Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые.

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых. (…)

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и вот, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! (...) Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею и там они увидят Меня» (Мф. 28, 1-10).

Другое свидетельство предлагает Церковь. Она зовет нас убедиться в Воскресении Христа своими глазами, стать очевидцами Воскресения, подобно апостолам. По-разному откликаемся мы на этот призыв. Одни откликаются сердцем, связанным греховными страстями. Такое свидетельство бывает немощным и смутным. Иные остаются вовсе глухи. Но это свидетельство бывает удивительно ясным, несомненным и истинным у живущих в чистоте и молитве. Святой Симеон Новый Богослов говорит: «Священная песнь, которую часто имеем мы в устах своих, гласит: Воскресение Христово, не веровавше, а что? – Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному… Уж не хочет ли песнь церковная научить нас говорить ложь! Да не будет! Напротив, она завещала нам возглашать этими словами совершенную истину, напоминая о том воскресении Христовом, которое бывает в каждом из нас, верных, и бывает не просто, но светоносно, блистая сияниями Божества Его и нетления. Светоносное присутствие Духа показывает на совершившееся в нас воскресение Господне, а еще более дает нам благодать видеть Самого воскресшего Христа Господа, ибо когда приходит в нас Христос благодатию Духа Святого, то воскрешает нас из мертвых, какими бываем дотоле, и животворит, и движет, что мы видим в себе живым Его Самого, бессмертного и нетленного» (Слово 42-е). Вот какие свидетельства мы имеем. Одно уходит корнями в древность. Другое всегда живет в нашем собственном сердце.

Можно ли веровать свидетельствам о невероятном событии? XX век имеет своеобразные критерии достоверности. Даже позитивная наука устами одного из величайших своих исследований говорит: «Нужно еще посмотреть, достаточно ли безумна гипотеза, чтобы быть истинной!» Наука приучила нас верить в невероятное. Если одна и та же частица одновременно проходит в два различных отверстия – это не меньшее испытание для нашего разума.

Мы знаем, что Воскресение невозможно. Мы верим, что Воскресение совершилось, ибо Воскресший – Христос, истинный Бог. Потому называемся мы христианами, что веруем: Христос воскрес! Воистину воскрес!

Священник Павел Адельгейм

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга