ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

ЧУДО НЕИЗРЕЧЕННОЕ

Ежегодно в Московском университете проходит «круглый стол», который организует экспертная рабочая группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви. Она действует при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата. Уже по этому, несколько длинному названию (в обиходе ее называют проще – «комиссией по чудотворениям») можно понять, о чем там идет речь. На «круглом столе» побывал наш корреспондент и свои впечатления оформил в виде коротких заметок.

Четвертая рука

По возможности я стараюсь не пропускать эти заседания и за несколько лет заметил некую тенденцию. Чтобы не быть голословным, приведу названия ежегодных изданий комиссии. К 2001 году она выпустила большим тиражом сборник «Глас тихий», разошедшийся по всей стране. Этот «тихий» глас довольно громко поведал общественности об удивительных явлениях в Церкви. В прошлом году вышел такой же сборник, но название его звучало куда нейтральнее – «Материалы к летописи чудесных событий...» Вышел он «для служебного пользования» тиражом всего 100 экземпляров. Один из его составителей, секретарь комиссии А.В.Московский, при этом заметил: «Книга в свободную продажу не поступит, а будет вручаться людям заведомо иммунизированным и способным все понять адекватно. Цель книги только одна – показать существование некоего слоя событий. Все. Иной цели мы не ставили». А в нынешнем году новый сборник планируется издать уже с явно оценочным названием – «Чудеса истинные и мнимые». Как видим, с годами «комиссия по чудотворениям» стала весьма и весьма критически подходить к предмету исследования. И посему тем ценнее ее выводы о чудесах истинных.

По словам председателя экспертной группы профессора П.В.Флоренского (внука богослова о.Павла Флоренского), одна треть событий, о которых комиссии сообщали в течение пяти лет (это около 600 случаев), научно никак не объяснима. А ведь это лишь малая толика чудотворений, которых у нас в стране становится все больше. Поразительный факт: до 1991 года было известно о двух десятках случаев мироточения за всю историю Церкви, а теперь счет идет на тысячи. Как к этому относиться? Во спасение это или во искушение? И как отличить ложное чудо?

Священник Владимир Соколов (он также входит в экспертную группу) на этот вопрос ответил так: «Я думаю, критерием должны служить не физические характеристики явления, а духовные. То есть если через чудо человек приходит к Богу, значит, тут был Святой Дух». Но, пояснил священник, мы знаем, что Дух Святый постоянно пребывает в Церкви, и через Таинство причастия Сам Господь входит в человека. И нам ли искать каких-то других чудес?

Мнений на «круглом столе» высказывалось множество. Запомнилось мне одно, ставшее иллюстрацией к словам о.Владимира. Преподавательница из г.Долгопрудного показала две фотографии (одна из них – подарок Святейшего Патриарха Алексия II), что выставлены в «памятной» комнате городского храма. На одном снимке запечатлен момент, когда восточный Патриарх причащает прихожанина в храме Гроба Господня, и на пленке проявился Ангел, стоящий около Чаши. На другом снимке – икона Божией Матери «Троеручица», на которой неведомым образом появилась четвертая рука. Комментарий к снимкам был для меня неожиданным. Приготовившись к «благочестивым восторгам», услышал от женщины из Долгопрудного слова простые и трезвые:

– Вывод можно сделать такой. Святое причастие – самое большое чудо, какое может быть. Милость Бога и Пресвятой Богородицы к нам безмерна. Двух рук у Богородицы не хватило, чтобы подавать нам помощь, и Она явилась нам в образе «Троеручицы». Но и этого нам, грешным, оказалось мало – вот, смотрите, уже и четвертую руку протянула. А мы не замечаем, все чего-то ищем иного, особенного...

Что такое чудо?

Такой вопрос задали Павлу Васильевичу Флоренскому из зала. «Что такое чудо? Не то ли, что является отклонением от нашей обыденной жизни? Не то ли, к чему мы не привыкли? Но тогда, если к чуду можно привыкнуть, оно перестает быть чудом...»


П.В.Флоренский и А.В.Московский (справа)

– Ага, перестает, – вздохнул в ответ профессор. – Я о себе скажу: мне и привыкать-то не приходится. Был я свидетелем нескольких абсолютно очевидных и необъяснимых чудес, и – это, наверное, мой недостаток – было совершенно спокойное, рациональное их созерцание. Казалось бы, сердце должно разорваться в клочья от удивления... Возможно, это просто защитная реакция. Я знаю, что у многих удивление от чуда проходит очень быстро. Часто чудеса просто не нужны человеку и даже вредны, особенно в тех случаях, когда не имеют для него духовного смысла, а предстают какими-то аномальными явлениями.

Вообще, каждый воспринимает чудо по-своему. У католиков, которых Господь, как и нас, пытается укрепить в вере, тоже много необычных явлений. Например, у них происходит удивительная вещь – ликвация крови Пантелеимона Целителя. Она запаяна в стеклянную ампулу и находится в полутвердом, свернувшемся состоянии. Но в четко определенный день почему-то разжижается, приходя в первичное состояние. Один мой друг, католик, специально ходил на богослужение, видел своими глазами. Обычно показывают это и по телевизору в прямом эфире. Там, на Западе, к этому явлению очень серьезно относятся, создан целый институт, который занимается сохранением крови, ее изучением и экспертизой чистоты опыта. Все у них научно. А мы, в отличие от них, спокойно к таким вещам относимся, принимаем, как есть. Даже наша комиссия, состоящая из ученых, часто просто не решается проводить какие-то опыты с чудотворными предметами, поскольку к святым мощам вообще лучше прикасаться только иерею. Например, мы ни разу не применяли углеродный метод анализа, хотя мне как геологу он близок, я в этом разбираюсь. А у католиков это в порядке вещей. Видимо, их вера того требует.

– А как же без опытов вы удостоверяетесь в чуде, скажем, мироточения? – задали вопрос.

– Обычно это делается просто: икону вытирают насухо и кладут на скатерть. Если появляется влага, ее собирают и везут в одну из судебно-криминалистических лабораторий Москвы, там определяют состав жидкости. Чаще всего миро по составу близко к подсолнечному или оливковому маслу. А чего бы вы ждали? Неземной амброзии? Как сказано кем-то, Господь Бог вам не фокусник, чтобы зайчиков из цилиндра вытаскивать. Не надо искать чего-то сверх от религии и заниматься чудоманией. «Сверх-что-то» уже происходит тем фактом, что Бог создал мир и мы существуем. А чудеса – это уже крайняя, очень далекая периферия, доступная любым конфессиям вплоть до шаманизма. Языческие камни ведь тоже прекрасно мироточат.

В перерыве подошел я к Флоренскому как раз с вопросом о камнях:

– Павел Васильевич, в одной из статей нашей газеты (Рассвет над Синаем, № 507) мы публиковали снимок камня, какие находят на Синае – на месте явления Бога в образе горящего куста. Камень этот весь оплетен рисунком, напоминающим веточки тернового куста, той самой Неопалимой Купины. О том, что это чудо, мы из осторожности не стали писать, но...

– Да, знаю. Это дендриты, природные изображения на камне, похожие на деревцо, – с ходу ответил старый геолог. – Они образуются где угодно.

– То есть это и вправду не чудо?

– Что значит не чудо? Мне кажется, это вполне благочестивая традиция – брать камни, напоминающие о Творце, Который воочию явился человеку. Такие камни можно найти и в другом месте, но на Синае-то они особенные, может, их Бог касался. Поймите, что настоящее чудо заключается не в сверхъестественности события, а в совпадении с обстоятельствами, которые придают ему смысл. Разве не чудо, что русские отбросили немцев от Москвы? Говорят, помогли морозы. Но, заметьте, именно на эти морозы приходится праздник святого благоверного князя Александра Невского, именно в его день было решающее сражение. Или вот этот случай, с вербой, расцветшей зимой. Мои друзья по экспертной группе сомневаются, было ли там чудо, но если вдуматься...

Когда набухли почки

О случае с вербой на «круглом столе» говорили много. В интернете прошло сообщение, что в ночь с третьего на четвертое декабря – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – «каждый год», вне зависимости от погоды и вопреки крепким морозам, расцветает верба. Этот «факт» подхватили некоторые православные издания, он вошел даже в книгу. В связи с этим верующие хотели обратиться к Патриарху с просьбой ввести новый обычай – встречать праздник Введения с веточками вербы.

В прошлом году «комиссия по чудотворениям» решила проверить, так ли все происходит. За десять дней до праздника эксперты стали наблюдать за вербами вблизи четырех храмов разных районов Москвы и Подмосковья. Как часто бывает в эту пору, случилось потепление, и несколько почек на ветках раскрылись. В ночь с третьего на четвертое изменений с почками, по сравнению с результатом недельной давности, не произошло. Пришедшие в храм для молитвы верующие в полночь подходили к вербам и, видя распустившиеся еще неделю назад почки, были в полном восторге.

– Мы стали свидетелями уникального явления – зарождения «благочестивой легенды», – поделился впечатлением А.В.Московский. – Служба в храме шла своим чередом, стояла большая очередь исповедников и ближе к полуночи часть прихожан стала покидать храм, чтобы посмотреть на вербу. Благословившись у священника (его, кстати, совершенно не интересовало, что там с вербой), мы тоже пошли. И что увидели? Люди чуть ли не бегали у кустов, мол, вот оно, я первый увидел! Наверное, так ложные чудеса и рождаются – от желания увидеть, и непременно увидеть первым. Потом кто-то достал фотографию кровоточивой иконы – и внимание людей переключилось туда. Похоже, было все равно, на что смотреть, лишь бы чудесное.

Александр Викторович рассказывал об этом случае довольно жестко. А профессор Флоренский, с присущим ему добродушием, высказал особое мнение. Мол, если люди радуются необычным проявлениям Божьего мира, что в этом плохого? Худшее было в том, что в православной печати подняли шум о чуде, да еще исказили факты. Так что получилась дискредитация Церкви. А вызвать ее очень легко. И Флоренский привел интересный пример:

– Однажды меня спросили, как мог допустить преподобный Серафим, чтобы на территории Саровской пустыни советские физики разработали атомную бомбу. Я ответил: да, такой факт случился, но, заметьте, Серафим Саровский не позволил, чтобы это оружие было применено. Никого им не убивали, в отличие от американской людоедки, унесшей тысячи жизней. Напротив, эта бомба остановила готовящуюся Третью мировую войну. Сказал я так, а через время один владыка эту мысль использовал в своей проповеди. И что же? Друзья мне сообщают: недавно радио «Свобода» оповестило, что священники в России и Серафим Саровский заступаются за разработку атомной бомбы... в Иране. Вот такой сломанный телефон.

А что касается вербы: было чудо или нет – это каждая верующая душа должна решать сама. Ну и что, что была оттепель? Ею объясняют распустившиеся почки, а кто объяснит, почему эта оттепель выпадает как раз перед Богородичным праздником? С другой стороны, стоит ли этому придавать общецерковное значение и вводить обычай принесения в праздник Введения веточек вербы? Три года назад в самый мороз в Оптиной пустыни около могил монахов-мучеников расцвела верба. Монахи радовались, но никому из них не пришло в голову устраивать по этому поводу шум.

Образ в латах

Одно из выступлений, связанное как раз с оптинским мучеником – иноком Ферапонтом, вызвало на «круглом столе» оживленную дискуссию. Автором доклада был генеральный директор Московской иконописной мастерской. В зале он установил две необычные иконы Богородицы – в богатырском шлеме и кольчуге. Видимо, это не было согласовано, поскольку П.В.Флоренский заметил, что «надо заранее договариваться». Выступление иконописца записано мной дословно:

– Я был свидетелем огромного количества чудес – несгорания икон, их обновления, мироточения, кровоточения и других явлений. Я понял, что чудеса говорят всегда об одном и том же. Есть Страшный Суд, и они призывают к покаянию. Иногда они обращены лично к какому-то человеку, иногда – ко всему народу. Одно из таких явлений – это когда оптинский инок Ферапонт после убиения на Пасху явился в течение нескольких часов достаточно большому количеству людей, приехавших в день его памяти в Оптинскую пустынь (это были паломники из Тулы. – Ред.). Его обращение к людям заключалось в том, что они должны обрести покаяние в грехах, в отступлении от воли Божьей, в предательстве Царя-батюшки. Он сказал, что православные люди, чтобы приблизить тот день, когда сама Пресвятая Богородица явится спасти Россию от страшного ига, под которым мы сейчас находимся, должны каждый день в 10 часов вечера совершать покаятельную молитву перед иконой Пресвятой Богородицы. Когда у него спросили, перед какой конкретно, он сказал, перед любой, но лучше перед «Державной».

По воле Божией в нашей мастерской оказалась такая икона, большая, около двух метров. И вот когда я узнал о посмертных словах инока Ферапонта, сердце подсказало, что это та самая икона, перед которой мы должны всем братством, всей мастерской молиться. И вот когда мы молились – в 10 часов вечера и в 10 часов утра, – последовали многие явления, которые утвердили нас в необходимости покаяния. Среди таких явлений было крестообразное раскачивание лампады перед ликом Богородицы... Это я говорю не для того, чтобы поразить внимание, а чтобы обратить внимание на призыв к покаянию. Недалеко от того места, где мы соборно молились, одновременно случилось мироточение иконы Страшного Суда. Она довольно большая, 1,4 на 1,2 метра, была на многих выставках, это образ вероучительный. Сначала замироточил Иоанн Предтеча – его ручки и ножки, затем ангелы и апостол Матфей, а через два месяца замироточил весь регистр.


Неканоничный образ «Взбранной Воеводе»

После молитвенного покаяния перед «Державной», обсудив, мы склонились написать образ «Взбранной Воеводе», чтобы молиться за спасение России. И такая икона, с трудностями, искушениями, была написана, а затем еще одна. И мы внимательно следили за ними. И вот одна, маленькая, сразу после написания и поставления в молитвенный угол замироточила. А затем миро появилось и на большой. И мы посчитали это признаком того, что икона несет в себе Божье благоволение. Спасибо за внимание.

После короткого выступления иконописца последовала реплика редактора одного из православных изданий:

– Так называемое «явление инока Ферапонта»... Это ярчайший пример духовного непослушания. В Оптиной пустыни, действительно, можно руками потрогать волю Божью, и присутствие мучеников там чувствуется. Но что касается того случая, то весь собор Оптинский: и настоятель, и монахи – все отрицают факт посмертного явления. Это либо прелесть, либо просто ложная информация. Второе. Это изображение является абсолютно неканоничным. Даже я, не будучи иконописцем, это вижу...

В ответ кто-то призвал быть осторожным и не «обижать новое изображение», сохранив «люфт между обер-прокуроровским цензурным решением и духовным озарением иконописца», кто-то выступил резко против. Меня тоже покоробил этот образ. Тот факт, что «Взбранной Воеводе» явилась во сне Тамерлану и, испугав его воинственным видом, заставила отойти от московских пределов, ничего не решает. Да, Богородица явилась грозной – но только для язычника. А мы-то православные! Разве подобает нам молиться на то, что увидел язычник? К тому же не в кольчуге Она явилась Тамерлану, а в образе царицы, которую окружали огненные воины. Даже перед врагами Пресвятая Матерь никогда бы не облачилась в бранную одежду.

Между тем именно так увидели иконописцы – люди с опытом, авторы многих замечательных икон. Как же так получилось, ведь они ж на чем-то основывались? Может быть, и вправду в начале причинно-следственной цепочки имелось некое, упомянутое выше, «непослушание», сместившее духовное восприятие? Не знаю... Но одна фраза иконописца меня резанула: написав иконы, «мы внимательно следили за ними» в ожидании мироточения. Для этого и писали?

Две детальки

Этот мироточивый, но неканоничный образ напомнил мне о другой иконе, которая ничего страшного вроде бы не сулила. Три года назад сюда же, на «круглый стол», пришел полковник в отставке Александр Викторович Головков, хранитель образа «Воскрешающая Русь». Появление этой иконы было весьма необычно, и она, естественно, мироточила. Несмотря на это, Головкову на конференции слова не дали (как оказалось, члены комиссии его вообще не приглашали и даже избегали), и единственным слушателем отставного полковника оказался я, грешный. Икона мне сразу не понравилась: Богородица была изображена в голубом полупрозрачном одеянии, и что-то романтическо-эзотерическое в этом виделось.

О своем впечатлении написал я тогда в газету (Крестики на покрове, № 434, «Вера») и подвергся обструкции некоторых читателей: «Ну и пусть голубое, так даже красивее». «А вот внизу, под огромной Богородицей, маленькие человечки нарисованы, какое-то неуместное уничижение...» – не сдавался я. «Так это же грешники изображены, вспомни «Страшный Суд», там то же самое».

«Э-э-э, нет, – подумал я про себя, – нельзя смешивать одно с другим – «Страшный Суд» и Заступницу нашу Богородицу!» Почему? Не знаю, просто так чувствую... Да и в ушах еще звучали слова хранителя «Воскрешающей Русь», который с каким-то мстительным довольством так мне объяснял икону: «Вот смотрите, с покрова Богородицы крестики падают, кто-то их принимает, а остальные внизу бегают тараканами, от крестиков прячутся, умаляются и превращаются в д...мо... А когда третий образ «Воскрешающей Русь» будем писать, то Богородица у нас будет голубоглазая, босоногая, а внизу тараканов этих будет сотня бегать!»


От неканоничной иконы к семи энергоканалам

Нынче на «круглом столе» случайно слышу, что эта третья икона давно уже написана, а полковник Головков произведен то ли во епископа, то ли в архимандрита какой-то новой экзотической секты. Позже стал я выяснять и нашел журнал «Храм света» – официальный орган монастыря в честь образа «Воскрешающая Русь». Внешне это издание ничем не отличается от православных изданий – статьи о Божественной литургии, постах, церковных праздниках, святых. Но тут же вкраплениями встречаются анатомические схемы «семи энергоканалов в теле для принятия энергетических потоков от Отца Небесного», пентаграммы и прочие эзотерические штучки. Есть и Открытое письмо Патриарху Алексию II, в котором говорится: «Просим отвергнуть все догмы и посвятить матушку Фотинию в первую в мире (так в тексте. – Ред.) женщину-священника». В другом номере помещено фото этой лучезарно улыбающейся «матушки» – уже в полном священническом облачении, стоящей в царских вратах с Евангелием. Сама «посвятилась». Более же всего поразили цикл статей о реинкарнации апостола Павла, которым в настоящее время является... Президент РФ Путин, и другие глупости, вроде «семи сынов Божьих», сошедших на землю.


Крестный ход в «обители Воскрешающей Руси»

О полковнике Головкове ничего я в этом журнале не узнал, а вот третий (или это уже четвертый?) образ «Воскрешающей Русь» обнаружил: женщина, изображающая Богородицу, стоит в русском кокошнике в ладье, несущейся вперед на гребне огромной волны. Иконописные «условности» уже совсем отброшены, от прежней иконы остались лишь две детали: полупрозрачное воздушное одеяние и людишки-тараканы, которые на этот раз барахтаются в воде и тонут, накрытые волной. Как видим, изобразительные «мелочи» оказались весьма существенны.

(Окончание на следующей странице)

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга