СОБОР

В ПОИСКАХ СВОЕГО ПУТИ

C 4 по 6 апреля в Москве проходил X Всемирный Русский Народный Собор на тему «Вера. Человек. Земля. Миссия России в XXI веке». Впечатлениями о нем мы попросили поделиться его участников.

Надежда Мирошниченко, поэт, ответственный секретарь КО ВРНС:

– Это исторический Собор. С духовной точки зрения, это главное событие моей жизни, потому что на Соборе решались те задачи, которые волнуют и меня. Были найдены инструменты борьбы с темными силами, разрушающими все основы человеческого общества.

Я участвовала в девяти соборах, на которых поэтапно изучались положение русского православного народа, взаимоотношение Церкви и светского общества. За последние 10 лет прошло не только десять соборов, но еще и много чтений между соборами. Нынешний форум обобщил весь многолетний труд и вышел на главную тему сегодняшнего дня, заявив, что управление миром сегодня происходит с помощью манипулирования понятиями прав человека и свободы совести. Программным было выступление митрополита Кирилла, в котором эти проблемы были озвучены.

Есть замечательная книга Игоря Шафаревича «Русофобия», в которой исследуется, как с помощью малого народа разрушаются большие народы и с помощью малой идеи разрушаются идеи великие. Те вопросы, которые обсуждались на Соборе, во многом перекликаются с идеей этой книги. Декларации прав меньшинств и отдельных индивидуумов сейчас размывают нравственные ценности всего человеческого общества. Сама идея прав и свобод человека, разработанная в рамках обезбоженной западной культуры, оказалась во многом разрушительна для российских национальной, культурной и духовной традиций.

Получается, что под разговоры о правах одного человека, допустим, гомосексуалиста, идет бесконечная пропаганда его прав на телевидении и в других СМИ, что разрушает нравственность остальной части населения.

Поэтому верующие – православные и католики, мусульмане, иудеи и буддисты – не согласны с таким пониманием прав и свобод. Это было в полной мере продемонстрировано и на Соборе. Вслед за митрополитом Кириллом выступили представители всех этих религий и поддержали его.

Что есть гарант и вектор здоровья нации? Этот стержень – совесть. Совесть каждого народа воспитывается на религии, у нас – на православии. В России свобода от совести – это свобода от традиции, свобода от истории, свобода от государственности. Сегодня только и говорят о фашистах да националистах – представителях несвойственных для русского человека идеологий. Но они стали возможны, потому что в обществе, в котором человек никак не воспитывается, можно быть и фашистом, и гомосексуалистом, и насильником – свобода! Право человека жить, как он хочет. И вот впервые ложь такой установки о свободе совести и правах человека на западный образец была развенчана.

Мне очень понравилось выступление Главного прокурора Устинова. Он поддержал выступление митрополита Кирилла и сказал, что со всеми этими проявлениями свободы совести и прав человека сегодня нет возможности бороться на государственном уровне – нет соответствующих законов. Без рассмотрения этих вопросов под таким углом, как это было сделано на Соборе, невозможно говорить об оздоровлении общества и выдвижении законодательной базы борьбы с этим злом.

И еще мне очень понравился доклад заместителя редактора газеты «Сельская жизнь» Александра Арцибашева. Он говорил о том, что мы разрушали крестьянство и продолжаем до сих пор его разрушать. Он привел страшные цифры по уничтожению крестьянства. За годы перестройки разрушено и уничтожено свыше 30 тысяч деревень и сел России. Для сравнения: до татаро-монгольского ига было полторы тысячи городов и городищ, после татаро-монгольского ига их осталось 500. У нас в стране, где производят самую здоровую пищу, отсутствует здоровое питание. Нас сажают на йогурты, в которых молока нет вообще, а мясо и пшеница генетически изменены. При этом сегодня мы сталкиваемся с тем, что не можем защитить свои права, потому что сами законы, попечение о правах человека и свободе вошло в противоречие с их пониманием нашей цивилизацией.

Я верю, что после этого Собора дальше так продолжаться не будет.

Тамара Ломбина, член Союза писателей, заведующая лабораторией «Одаренные дети» Коми республиканского института развития образования:

– Впервые Собор имел такой большой общественный резонанс. На него в Зал церковных Соборов пришло более 15 тысяч человек. Не все смогли попасть на заседания, многие толпились около Храма Христа Спасителя. Впервые множество телевизионных каналов и программ говорили и показывали о Соборе, приглашали митрополита Кирилла на свои передачи. Конечно, неприятно, что решения Собора не облаял только ленивый представитель «демократических» СМИ, заявляя, что они якобы направлены против «прав человека». Но мне кажется, что даже такой интерес пошел на общую пользу. Впервые Собор вышел на такую широкую аудиторию, на серьезный уровень обсуждения.

Конечно, главным идеологом Собора был митрополит Кирилл. Он сосредоточил свое внимание на свободе совести и правах человека. Сегодня мы уже видим, сказал он, к чему это привело на Западе – концепция прав человека прикрывает ложь, неправду, оскорбление национальных, моральных и религиозных ценностей, несет явное зло и опасность не только для отдельного человека, но и для всего общества. И мы не вправе молчать, потому что ситуация и у нас в России может повторить западный опыт. И получится, что прав на грех, на отступление от общественных норм у разного рода меньшинств станет больше, чем у многомиллионного сообщества с тысячелетними устоями и культурой. То есть меньшинство возьмет вверх над большинством.

Доктор философских наук, обозреватель «Литературной газеты» Александр Ципко попытался выступить неким примиряющим буфером: мол, мы должны критически воспринимать все, что делается на Западе, но вместе с тем помнить, что мы – члены мирового сообщества, поэтому должны приноравливаться к общим требованиям.

Позволю себе не согласиться с ним. У русских – свой путь. Сошлюсь на книгу философа Николая Лосского «Характер русского народа» (издательство «Посев», 1957 г.). В ней Лосский говорит, что мы действительно отличаемся от Запада прежде всего своей религиозностью, способностью к высшим формам опыта (мистическому и к стремлению жить по Богу). Отличаемся и направлением воли. Если в стремлении романо-германских народов преобладает жажда власти, то у славянских народов главное – это гармонизация своего «я» и мира. У нас другой путь не потому, что мы лучше, а потому, что характер русского человека совсем другой.

Рассказывая о Соборе, СМИ не обратили внимания на работу секций. Но на них было много важного. На мой взгляд, наша секция «Роль духовно-нравственной мотивации в жизни современного общества» была очень интересной. Я выступала с докладом «Реформа дошкольного образования как препятствие на пути формирования духовно-нравственной мотивации маленького человека».

Я собрала материалы, которые доказывают, что начинать обучение детей с пятилетнего возраста, как это предлагается в проекте реформы образования, – настоящее преступление. У нас проводился такой эксперимент, когда школьное обучение начинали с шести лет. Перед началом эксперимента здоровых детей было 39%, имели нормальное человеческое развитие 95 процентов. После обучения в условиях, приближенных к школьным, у 92% снизился вес, у 25% – гемоглобин, у 48% ухудшилось нервно-физическое здоровье. Более половины тяжело адаптировалось к новым условиям. К концу года 38% детей были отчислены из школы из-за психо-неврологических отклонений. Это не только наш опыт, но и данные по США, Франции, где тоже проводились подобные эксперименты.

Предлагаемая реформа – это выстрел в будущее нации. Самое страшное, что сейчас можно сделать, – это пустить школьных учителей к пятилетним детям, чтобы зарубить их креативность, творческий дар, религиозное чувство, стремление учиться. Дело в том, что все дети пятилетнего возраста правополушарны. А правое полушарие головного мозга отвечает не только за творческие начала, но и за духовно-нравственные качества. Обучая детей с пяти лет абстрактно-логическими способами (которые воспринимает только левое полушарие головного мозга), ребенка можно привести не только к нервным расстройствам, но и к психическим заболеваниям.

Год назад в Институте развития образования в Лондоне я встречалась с членом международной комиссии по защите прав детства. Она сказала, что дошкольное образование, которое было в Советском Союзе, а потом досталось СНГ и нам, – это чудо, которого нет вообще в мире. И вот это чудо сейчас убивается новой реформой образования. У нас единственное место, где пытались выстраивать душу ребенка, – это детские сады. Во что их сегодня превратили – наверное, все хорошо представляют.

Записал Е.СУВОРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга